Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении : Биология

Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении : Биология

Данные изучения показателей здоровья учащихся показывают, что лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. Ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения негативно отражается на формировании здоровья нации. Причины этого связаны не только с влиянием средовых факторов, но и с элементарным пренебрежением проблемами охраны здоровья, низким уровнем поведения, направленного на сохранение собственного здоровья. В тоже время одной из главных личностных характеристик выпускника является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Поэтому на современном этапе необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимое условие жизнеспособности.  Здоровьеформирующая деятельность направлена на мотивацию укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретения знаний о своём здоровье; овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье.

К основополагающим принципам здоровьеформирующего образования относится принцип комплексности, который предполагает создание целостной программы формирования здоровья учащихся. Одним из направлений данной программы в нашей школе является организация сетевого взаимодействия.

На данный момент школа осуществляет сетевое взаимодействие в рамках создания здоровьеформирующей среды со следующими организациями:

- Ивановская государственная медицинская академия (ИвГМА);

- Ивановский государственный химико-технологический университет (ИГХТУ);

- Ковровская государственная технологическая академия (ФГБОУ ВПО “КГТА им. В.А. Дегтярева”);

- Муниципальное общеобразовательное учреждение межшкольный учебный комбинат города Коврова (МОУ МУК);

- Центр медицинской профилактики города Коврова;

- Станция Юных техников города Коврова.

Ежегодно учащиеся 7-8 классов проходят обучение в Городской медико-педагогической школе, организованной Межшкольным комбинатом и Центром медицинской профилактики. Учащиеся посещают занятия по здоровому образу жизни, затрагивающие вопросы, связанные с режимом дня, правильным питанием, и отдыхом, профилактикой вредных привычек. Преподаватели используют интерактивные методы и ИКТ, позволяющие каждому учащемуся стать активным участником образовательного процесса. С целью повышения уровня теоретических знаний в области наиболее распространенных заболеваний организуются совместные лекции с узкими специалистами из городских больниц, осуществляется проведение общешкольных родительских собраний.

Учащиеся 10-11 классов химико-биологического профиля посещают уроки технологии в Межшкольном комбинате по профессии социальный работник, проходят практику на базе Центральной городской больницы, что позволяет приобретать практические знания по уходу за больными. Учащиеся, планирующие продолжить обучение профессии врача, имеют возможность профильной подготовки в данной области. В рамках договоров с ИвГМА и ИГХТУ они в течение двух лет посещают лекции, семинары и практические занятия по биологии и химии, на которых уделяется внимание вопросам гигиены и предупреждения травм и заболеваний. Работа с наглядным материалом, посещение музеев анатомии, эмбриологии, микроскопов делает занятия вариативными. Ребята с удовольствием делятся полученными знаниями с учащимися начального и среднего звена, участвуя в работе лекторской группы, что свидетельствует о значимости данных занятий.

Для старшеклассников организован школьный кружок “Введение в научно-исследовательскую деятельность”, где они изучают требования к написанию научно-исследовательских и проектных работ. Благодаря сетевому взаимодействию ребята участвуют в студенческих научно-практических конференциях на базе Ковровской государственной технологической академии на кафедре “Психологии и акмеологии”, приобретая опыт проведения исследования и защиты своей научно-исследовательской работы. В Ивановской государственной медицинской академии осуществляется сотрудничество со студенческим научным обществом. В рамках Недели науки на межрегиональных конференциях для специализированных медико-биологических классов учащиеся представляют исследовательские работы и стендовые доклады, получают квалифицированные консультации преподавателей ВУЗа по теме исследования. Многие учащиеся работают по тематике собственных заболеваний или заболеваний своих родных, что подтверждает высокий уровень заинтересованности в укреплении своего здоровья.

Совместно со специалистами по туризму станции Юных техников в школе на всех ступенях организован кружок “Школа безопасности”, направленный на изучение вопросов сохранения своего здоровья в чрезвычайных ситуациях, при природных катастрофах. Проводятся туристические походы, позволяющие применить полученные знания на практике.

Создание здоровьеформирующей образовательной среды в нашей школе позволяет:

- формировать и развивать у всех субъектов позитивную, устойчивую ориентацию на сохранение здоровья;

- осуществлять предпрофильную и профильную подготовку с учетом организации химико-биологических классов в старшем звене;

- самореализоваться каждому учащемуся через внеурочные и внеклассные занятия;

- профессионально развиваться педагогическому коллективу;

- проводить постоянный внешний и внутренний анализ состояния безопасности образовательного учреждения;

- совершенствовать технологии обеспечения безопасности в школе. 

Таким образом, организация сетевого взаимодействия позволяет привлечь профессионалов в области различных наук, затрагивающих разные аспекты укрепления здоровья и профилактики болезней. Создать единую здоровьеформирующую среду, где учащиеся приобретают устойчивые мировоззренческие представления о здоровом образе жизни как общечеловеческой ценности необходимой для самореализации в современном обществе.

Презентация.

Литература

1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.

2. Девятова К. В. Здоровьеформирующее образовательное пространства колледжа как необходимое условие повышения качества образовательного процесса // Молодой ученый. — 2015. — №13. — с. 622-624.

3. Науменко Ю.В. Психологические основания здоровьеформирующего образования// Электронный журнал “Психологическая наука и образование”. – 2009.  №3.

4. http://sociosphera.com/publication/conference/2011/104/zdoroveformiruyuwee_obrazovanie_opyt_problemy_prognozy/ 

5. http://минобрнауки.рф/documents/543

Читать еще:


Новые материалы:

Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской) :: Использование системы домашних экспериментов при обучении химии в 8–9-х классах средней школы :: Урок-игра химии в 7-м классе"Классификация неорганических соединений" :: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева :: Воспитание "стрессоустойчивости" у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья :: Лобановский навсегда, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Астек-Элара / Стол учебный Юниор ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD