Темперамент и характер : Биология

Темперамент и характер : Биология

Нашей традицией стало  уже несколько лет  проектную работу реализовывать через сцену в виде маленьких биологических спектаклей.

Темперамент и характер - тема нашего исследования в этот раз.

Почему сцена? Через сцену решается сразу несколько задач. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, а, значит, лучше воспринимается и запоминается. Во-вторых, общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в  подростковом  возрасте имеет немаловажное значение, воспитывают в себе самоуважение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций,  перестают быть трудными. И наконец, сценическая форма позволяет вовлекать зал и делать его соучастником спектакля.

На экране название темы: "Темперамент и характер".

На сцене  двое ведущих. Поочередно обращаясь в зал:

Темой нашего проекта мы взяли такие особенности психологии человека, как темперамент и характер.  Мы прочитали много литературы, написали стихи,  искали материал в интернете и сегодня выносим на ваш суд результат нашего творчества. Эти вопросы волнуют наших одноклассников и мы провели тестирование, выявляя, есть ли среди них холерики, меланхолики, флегматики и сангвиники. Оказалось, что есть. Темперамент и характер-  взаимосвязанные свойства нервной системы и мы надеемся, что зная свой темперамент, вы научитесь управлять свои характером, воспитывать его. Кроме того, надеемся,  что наши талантливые исполнители вам понравятся и выступление доставит вам удовольствие,  Итак, мы начинаем!

 На экране рубрика: историческая справка.

По ходу выступления на экране появляются портреты Гиппократа, Галена, И.П.Павлова. Демонстрируя процессы в нервной системе, на фоне головного мозга  выплывают слова – возбуждение, торможение,  подвижность нервной системы, инертность.

На сцене трое «артистов».

Поочередно:

То, что все люди разные  и ведут себя по разному  в сходных ситуациях, было известно давно. Жил две с половиной тысячи лет тому назад знаменитый врач Гиппократ  -  о клятве Гиппократа – не навреди больному – которую дают молодые врачи , вступая в профессию, слышали наверное все.

Так вот, пытаясь разобраться в причинах столь различного поведения, Гиппократ решил, что все дело в жидкостях, которые бурлят в человеческом теле. Если слишком много желтой желчи – холе – то человек будет холериком - взрывным, импульсивным, неудержимым и горячим.

Если среди жидкостей преобладает кровь, то человек станет сангвиником-горячим, активным, но умеющим себя остановить и оценить ситуацию с другой, неожиданной стороны.

Если же в человеке преобладает черная желчь – меланус холе – то такой человек-меланхолик, часто неуверенный в себе, очень чувствительный и сентиментальный, способный к самоанализу и копанию в самом себе, в своем состоянии.

И, наконец, повышенное содержание слизи-флегмы - делает человека флегматиком, неторопливым, размеренным, склонным к длительному, напряженному труду.

Идеи Гиппократа развивал его последователь Клавдий Гален, личный врач императора Марка Аврелия, величайший врач античного мира. Нас отделяет от Галена приблизительно 2000 лет, почти  20 веков!

Иван Петрович Павлов - а это уже 20-й век нашего времени, безусловно знал о трудах Гиппократа и Галена, но, занимаясь теорией условных рефлексов, обратил внимание, что собаки тоже могут быть и холериками, и флегматиками, и меланхоликами , и сангвиниками. К этому времени медицине стали известны основные принципы работы нервной системы. Возбуждение и торможение, беспрерывно сменяя друг друга, протекают в ЦНС. Сила возбуждения отражает работоспособность нервных клеток, позволяя им длительное время не переходить в противоположный процесс.

Торможение проявляется в  способности к образованию тормозных условных рефлексов, или  в дифференцировке и угасании уже ранее выработанных.

Законы Природы  едины и наблюдения над собаками и соотношениями у них этих процессов позволили определить, будет ли человек  уравновешенным или не очень.

Еще одно свойство нервной системы – подвижность -  проявляется в быстроте перехода одного процесса в другой, в способности изменять свое поведение в соответствии с меняющейся ситуацией, в быстроте перехода из пассивного состояния в активное и наоборот Противоположностью является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени требуется для перехода из одного состояния в другое...

Эти свойства нервной системы проявляются в повседневном поведении. Темперамент человека ни что  иное, как поведенческое проявление свойств нервной системы.

Скорость речи, эмоциональная возбудимость, пластичность поведения - за всем этим стоят вышеперечисленные свойства нервной системы.

Итак, кто же такие эти флегматики, холерики, меланхолики и сангвиники?

На экране последовательно выплывают названия темпераментов.

Холерик - активен, его активность проявляется бурно, часто необузданно. Нетерпелив, вспыльчив импульсивен, настойчив  и упрям в своих убеждениях, ему сложнее  остановиться и перестроиться с одного состояния в другое. Процессы возбуждения преобладают.

Флегматик - невозмутим, выдержан, не легко поддается общему веселью, на шутку не ответит громким хохотом. Но за то не теряет спокойствия и самообладания даже в трудных ситуациях. Речь его и мимика не богаты, сдержаны. Трудно меняет свои привычки. Для флегматика характерны терпеливость. выдержка, работоспособность

Меланхолик - это очень чувствительный, эмоциональный человек.

Даже сущий пустяк может его растрогать и расстроить до слез. Очень обидчив, часто все принимает на свой счет.  Малейшая преграда на пути к цели может привести его  в отчаяние и заставить опустить руки, до крайности не уверен в себе

Сангвиник - быстро откликается на все происходящее вокруг, используя свою живую и выразительную мимику. Он может легко  рассмеяться или рассердиться, по его лицу  легко угадывается настроение. Он энергичен, трудолюбив, активен, может достаточно долго сосредоточиться на своем занятии, не зная устали.

Говорит и думает быстро, находчив, сообразителен, легко включается в новую ситуацию, легко контактирует с людьми.

На экране рубрика: Люди всякие нужны, люди всякие важны!

На сцене поочередно появляются те же «артисты». Далее диалог, по ходу которого на экране  портреты выдающихся деятелей, о которых идет речь в диалоге:

- Я хочу быть флегматиком!

- А я не хочу быть меланхоликом!

- Лучше всего  быть холериком! Нет, сангвиником!

Появляется девушка, обращается к ним:

- А кто был по темпераменту А.С. Пушкин?

Все: Холериком!

- А  А.В.Суворов?

Все: Холериком!

- А Петр I?

Все: Холериком!

- А кто были по темпераменту  И.А.Крылов, М.И.Кутузов ,И. Ньютон.

Все: Флегматиками!

- А кто написал  «Мертвые души»?

Все: меланхолик Н.В.Гоголь!

- А музыку к балету «Лебединое озеро»?

Все: меланхолик П.И.Чайковский!

- Кто создал научную теорию эволюции?

Все: меланхолик Ч.Дарвин!

- М.Ю.Лермонтов был сангвиником, сангвиниками были и  Вольфанг Моцарт и маршал Константин Константинович Рокоссовский!

Все: Люди всякие нужны, люди всякие важны!

уходят. На экране рубрика: Наши исследования и диаграмма-результат.

Один из «артистов»:

Мы  провели исследования среди восьмых классов, пытаясь определить, к какому типу темперамента относят себя наши одноклассники. Несложные тесты нашли в интернете. Оказалось, что все четыре типа темперамента в классах присутствуют. Тестирование вызвало большой интерес, все включились в работу с великим  энтузиазмом. Больше всего в классах сангвиников и холериков -  их оказалось 71%!  12%  оценили себя как флегматики, остальные решили, что они ближе к меланхоликам.

На  экране новая рубрика: Темпераменты в произведениях великих.

Появляется известная картина Х.Бидструпа - четыре типа темперамента.

Один из «артистов»:

Великие писатели или художники были очень наблюдательными людьми и в своих героях, в их поступках точно увидели особенности того или иного темперамента.  Мы попытаемся показать, а ваша задача определить, какой тип темперамента мы вам демонстрируем.

 «Артисты» поочередно на сцене изображают  живую картину – четыре типа темперамента  по Бидструпу. После каждой сценки обращаются с вопросом в зал.

Девушка выходит:

«Она любила на балконе предупреждать зари восход», - пишет о своей героине А.С.Пушкин:
Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной казалась девочкой чужой. 
Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала  
Про вести города, про моды  беседы с ними не вела.

Маленький отрывок из произведения Гончарова  «Обломов».

И.И.Обломов – помещик средней руки, лет 32-33 от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в  чертах лица. Движения Обломова были ленивыми, как у только что проснувшегося после обеденного сна кота. Лежание у Ильи Ильича было нормальным состоянием. Мало того, лежание было не просто состоянием, а основным занятием. В комнате все так запылилось, полиняло и вообще, было лишено живых следов человеческого присутствия.

Девушка выходит: А вот что написал о своей героине Ольге Лариной А.С.Пушкин:

Всегда скромна, всегда послушна,  
Всегда, как утро весела.  
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила.

Маленький отрывок из произведения Н.В.Гоголя  «Мертвые души».

На сцене «Ноздрев» и «Чичиков»:  за кулисами чтец от автора.

«- Так ты не хочешь оканчивать партию?! - говорил Ноздрев. – отвечай мне напрямик!

– Партии нет возможности оканчивать - говорил Чичиков и заглянул в окно. Он увидел свою бричку, которая стояла совсем готовая, а Селифан ожидал, казалось, мгновения, что бы подкатить под крыльцо. Но из комнаты не было никакой возможности выбраться - в дверях стояли два дюжих крепостных дурака.

- Так  ты не хочешь оканчивать партию – повторил Ноздрев с лицом, горевшим, как в огне.  

- Если бы ты играл, как прилично честному человеку... Но теперь не могу!  

- А... ты не можешь, подлец! Когда увидел, что не твоя берет, так и не можешь! 

- Бейте его - кричал он, обратившись к Порфирию и Павлушке! Чичиков бледен стал, как полотно.

- Бейте его - кричал Ноздрев, порываясь вперед, весь в жару и поту, как будто подступал под неприятельскую крепость - бейте его!»   

На экране новая рубрика: Темперамент и характер.

На сцене «артисты».

Диалог.

- На основе темперамента строится характер человека

Не все ли равно?!

- Сравним!

Темперамент – категория наследственная, врожденная, а характер приобретается, формируется с годами вследствие взаимодействия человека с его разнообразным окружением. Люди с одинаковым темпераментом, но в разных условиях формируют совершенно разные характеры.

От темперамента зависят только поведенческие реакции, в характере же отражается моральная суть, душевная наполненность, жизненные ценности и ориентиры.

О темпераменте нельзя сказать - плохой он или хороший. Характер же поддается такой оценке.            

- Народная мудрость о характере:  

  • Хороший характер - богатство на всю жизнь!

- Существуют люди с таким характером, или лучше сказать нравом, что лучше бы вовсе не иметь с ними дела!

  • Характер закаляется трудом!
  • Нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера!
  • Характер выдает себя в мелочах!
  • Человек без характера - не человек!
  • Человек  с характером - это значит на него всегда можно положиться!
  • Человек без определенных правил почти всегда лишен характера!

Даже фильм есть такой – девушка с характером!

 На экране появляется новая рубрика: Финал.

На сцене все участники. По ходу финала на экране появляются портреты выдающихся деятеле, о которых идет речь.

Все:

Мы завершаем! Теперь всякий знает - плохих темпераментов не бывает!

Будь ты сангвиник, а может флегматик,
Но, если хороший ты математик,                                                                                                   
Друзьям объяснишь ты задачи решенье -                                                                                          

Все:

Заслужить ты общее уваженье!
Да хоть меланхолик, а может холерик,
Но могут друзья в тебя твердо поверить,
Коль   руку протянешь, подставишь плечо

Все: И будут тебя уважать горячо

Все:

Мы завершаем, теперь всякий  знает - плохих темпераментов не бывает!

Медлительным был флегматик Крылов,
А, басни какие писал – будь здоров!
Петр I уж, точно, холериком был
Окошко в Европу ведь он прорубил,
И город пост роил по невским брегам,
И флот заложил, что на страх всем врагам!

Сангвиником был Константин Рокоссовский,
Прославился маршал в битве московской,
Не дрогнул, фашистов разбил в пух и прах,
И враг захлебнулся в московских снегах!

А Дарвин в науке остался навеки,
И вывод отсюда, наверно, простой -
Все дело конечно в самом человеке
Работай, учись и трудись над собой!

Читать еще:


Новые материалы:

Литературно-музыкальная композиция по литературе М.Цветаевой :: "Сказки А.С. Пушкина" (урок-КВН в 5-м классе) :: Урок литературы в 5-м классе по теме "Поэтические картины родной природы в лирике С.А. Есенина" :: Открытый интегрированный урок–концерт по басням И.А. Крылова "А за меня мои звери говорят!" :: Программа Шванке Т.А. вариативного курса "Мир народной культуры" :: Плохие парни 4 ( Bad Boys 4) :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Столы и стулья/Растущие / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD