Химический состав клетки. 5-й класс : Биология

Химический состав клетки. 5-й класс : Биология

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-поиск.

Цели:

  • коррекционно-образовательная:  изучить химический состав клетки.
  • коррекционно-развивающая: коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи.
  • коррекционно-воспитательная: воспитание нравственной культуры общения.

Задачи урока:

  • формирование умений и навыков работы с текстом, умение аргументировано излагать ответ.
  • развитие словесно-логического мышления в процессе работы с рисунками и диаграммами.
  • формирование позитивного отношения между учащимися в процессе выстраивания сотрудничества в группах, взаимоуважение и самоконтроль.

Оборудование: зеленые и красные карточки;  дидактические задания;  краски, кисточки; на листе ватмана незаконченный рисунок, фрагмент леса в летний день; маршрутные листы.

Структура урока

I. Организационный этап урока.

II. Проверка домашней работы.

III. Систематизация изученных понятий.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление изученного материала: фронтальный, устный опрос.

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный этап урока.

Во время перемены, учащиеся  на листе ватмана рисуют полоски «Радуга цвета или радуга настроения».  

Начало урока.

Учитель: Биология – наука полная тайн и загадок, и наша задача их разгадать!

Тема исследовательской работы: «Химический состав клетки».

Цель работы: Узнать из каких химических элементов и веществ состоит клетка.

Работа в группах.

  • Группа I  (варианты №1; №4; эксперты по белкам и нуклеиновым кислотам);
  • Группа II  (варианты №2; №5; эксперты по углеводам и воде);
  • Группа III (варианты №3; №6; эксперты по жирам и минеральным солям).

II. Проверка домашней работы.

Мы узнали много интересного о клетке. Например, как форма клеток зависит от выполняемых функций,  результат деления клеток, отличительные особенности растительной и животной клетки.

Вариант №1

Проведите взаимосвязь между следующими понятиями: биология, цитология.

Ответ: корень «лог» или логия, т.е. наука.

Выберите ответы:

1.«Био» - жизнь, рост, развитие.

2.«Цитос»- клетка, ткань, орган.

Сформулируйте определения: биология, цитология.

Вариант №2

Работа по плану.

Нарисовать клетки: клетку крови (1); половую клетку (яйцеклетку) (2); нервную клетку (3).

А. Определите ядро в нарисованных клетках (+;-),

Б. Определите наличие цитоплазмы в клетках (+;-).

В.Определите клеточную оболочку (+;-).

Запись ответа:

1. А-; Б+; В+.

2. А+; Б+; В+.

3. А+; Б+; В+.

Вывод: в клетках крови (эритроцитах) нет ядра.

Вариант №3

Определите название клеток по описанию выполняемых функций.

1. Проводят импульс от органа к органу - … (нервные клетки).

2. Выполняют транспортную функцию, переносят питательные вещества, кислород и выводят углекислый газ - … (клетки крови).

3. Защищают организм от повреждения внутренних органов, от попадания микроорганизмов - … (клетки кожи).

4. Клетки обеспечивают прочность организма, сохранность внутренних органов – …  (клетки кости).

5. Эти клетки связаны с воспроизведением себе подобных организмов - … (половые клетки).

III. Систематизация изученных понятий.

Вариант №4

Допишите пропущенные понятия в предложениях.

При слиянии половых клеток, мужской клетки (………………) и женской клетки ( ………..) образуется ………

Процесс слияния половых клеток называется ……………….

Вариант №5

«История клетки»

Впишите пропущенные понятия, которые вы узнали, прочитав текст учебника.

Один видный английский ученый, ………,  изобрел световой микроскоп, произошло это более ……. лет назад.

Рассматривая срез ……………… дерева, он увидел, по его мнению «…………»,  которые в дальнейшем назвали …….

В процессе деления живые клетки делятся и из одной материнской клетки образуется ………….. дочерних клетки. 

Вариант №6

1. Вычислите, сколько материнских клеток участвовало в процессе деления, если в результате образовалось 200 дочерних клеток.

2. Что хранит и передает наследственную информацию о клетке?

3. Подпишите части клетки.

IV. Изучение нового материала.

Загадка урока:

Я на суше, в почве и горах,
Спряталась и в ледниках,
Кто меня в пустыне знойной отыскать, пытается,
Тот жизнью наполняется.
Я снежинку превращаюсь,
Я струюсь и удивляюсь!  (Ответ: вода)

Учитель: Сегодня на уроке, мы познакомимся с такими новыми понятиями как  химические элементы, химия,  вещества.

1.Определите последовательность по степени значимости («пирамида понятий»): химия --- вещества --- химические элементы.

2. Дайте определение: Химия – это ….

3. Дополните примерами и обобщите: вода, соль, сода, …………. - ……..

4. Вывод: Все вещества состоят из …………. (химических элементов).

Работа по учебнику.

1. Составить схему с использованием следующих понятий. Подсказка: столбчатые диаграммы.

Вещества, органические, неорганические.

2. Изучите процентное содержание веществ в клетке.   

3. Сравните, каких соединений органических или неорганических больше в клетках? Подумайте, почему? Дополните примерами схему.

Выводы:

1. Вода, минеральные соли – неорганические вещества.

2. Белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты – органические вещества.

Валеологическая минутка.

Учащиеся встают и выполняют движения по содержанию текста.    

Мы зонтик забыли, а на улице дождик идет. (Показывают, что открыли и закрыли зонтик).
Идем по лужам, идем под дождем.
Капельки подают, дождь моросит.
Ветер гуляет по листьям деревьев, шумит.
И Солнце выглядывает из-за туч.
Всем весело, ведь дождик, он теплый и летний.
И не важно, что мы без зонтика идем под дождем.

Органические соединения

Эксперты по белкам

№1. Сколько процентов сухой массы составляют белки в организме человека? Ответ: 50%.

№2 Что такое гемоглобин? Гемоглобин – белок, который переносит кислород и удаляет углекислый газ.

№3 Роль белков в работе мышц? В движение тела, участвуют сократительные белки.

№4 Перечислите роль белков в организме человека. Ответ: Защита от инфекций. Свертывание крови.

Эксперты по углеводам

№5 Перечислите известные углеводы. (Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза).

№6 Главная функция углеводов. (Запасают питательные вещества).

№7  Углеводы в живых объектах (в процентах). Ответ: Клубни картофеля – 80%; печень, мышцах – 5%.

№8. Перечислите второстепенные функции углеводов. Ответ: Опорная, защитная, строительная.

Эксперты по жирам

№9. Выберите, какие функции выполняют жиры в организме человека: энергетические, строительные, запасающая, терморегуляторная. Ответ уточните примерами.

Ответ: Энергетическая функция (до 30% энергии); запасающая (подкожный жир); терморегуляторная (1 кг жира образуется до 1,1 кг воды), строительная (метаболическая вода).

Эксперты по нуклеиновым кислотам

№10  Где находятся нуклеиновые кислоты, какую роль они выполняют в клетках, в живых организмах?

Ответ: Нуклеиновые кислоты находятся в ядре, в хромосомах. Хромосомы ответственны за хранение и передачу наследственных признаков.

Неорганические вещества

Эксперты по воде

№11.Роль воды в клетках. Выберите из перечисленных примеров, точные и полные ответы. Впишите свой пример.
А) Содержание воды в живом организме составляет 80% от массы тела.
Б) Объем и упругость клетки – зависит от физических свойств воды.
В) Вода – хороший растворитель.
Г) Без воды не возможны химические реакции в клетке.
Д) Вода удаляет из организма ненужные вещества.
Е)………………………………….. (Ответ: способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных веществ).

Эксперты по минеральным солям

№12. Определите, какие функции выполняют следующие соли металлов: калия, натрия и кальция.

V. Этап закрепления изученного материала. 

Блиц-опрос: «Красные»  или «Зеленые»

На столах учащихся карточки с цветовым обозначением:  красные карточки означают – «нет»; зеленые карточки означают – «да, согласны». Устный опрос, учащиеся поднимают карточки.

1. Все вещества делят на органические и неорганические.

2. 80 - химических элементов входят в состав клетки.

3. В настоящее время известно 111 химических элементов.

4. Углерода, водород, кислород, азот – неметаллы, составляют основу клетки.

5. В больших количествах присутствуют следующие элементы, такие как йод, фосфор, сера и т.д.

Задания с добавлениями ответа:

1. В клетках белки составляют…. (от 10 до 20%).

2. Минеральные соли составляют … (1,0 – 1,5%).

3. Органические вещества – это …. (белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты).

Итоги урока. Оценивание групп временного состава: общая оценка; самооценка.

Оценка класса: зеленые (хорошая работа)  и красные (удовлетворительная работа), учащиеся поднимают карточки.

Вывод: Важны для живых организмов как органические, так и неорганические вещества, они выполняют функции значимые для полноценного функционирования живых организмов (биосистем).

VI. Рефлексия урока.

«Радуга настроения». Учитель просит нарисовать капельки росы, на растущих зеленых растениях.

Натуралисты - исследователи живой природы. Эксперты – исследователи веществ.

Наш мир состоит из химических элементов, это может быть маленькая клетка или в масштабах целая планета, Земля. Живые организмы состоят из клеток, следовательно, состоят из химических элементов. Если биология – это наука, которая изучает живые организмы, то химия, помогает нам узнать, из каких химических элементов состоит жизнь.

VII. Домашнее задание.

Дифференцированная форма заданий.

Первая группа. Диаграмма «Содержания химических элементов в клетке».

Подготовить сообщение о химических элементах, которые в «первенстве» заняли первое и второе место, найти, объединяющий их признак? (Ответ: кислород, углерод – неметаллы).

Вторая группа. Диаграмма «Распространенность химических элементов на Земле».

Подготовить сообщение о химических элементах, занявших третье и четвертое место. Найти, по какому признаку их можно объединить в одну группу. Ответ: алюминий, железо – металлы.

Третья группа: Сообщение «Распространение химических элементов в природе» (Водород, кальций).

Учебник: Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. Биология: Введение в биологию. 5 класс.

Читать еще:


Новые материалы:

"Выбирая туристический маршрут, я расширяю свои горизонты". Заключительный урок по теме :: Информационные технологии на уроке немецкого языка в 7-м классе "Природа вокруг нас" :: Урок английского языка в 5-м классе по теме "Мир вокруг нас" :: Открытый урок по теме "The Man in the World of Disasters" в 8-м классе школы с углубленным изучением английского языка :: Классный час (сценарий) "Я и мы" (о навыках общения) :: Логан ( Logan ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы / Этажерка / Тумба Palermo ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD