Чистая вода в нашем доме. Занятие элективного курса для учащихся 11-го класса : Химия

Чистая вода в нашем доме. Занятие элективного курса для учащихся 11-го класса : Химия

Цели занятия:

  • дидактические – организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов действий, самостоятельному применению знаний в условиях занятия, помочь учащимся целостно представить изученную тему;
  • развивающие - развивать умения учащихся структурировать информацию, преобразовывать ее в модели, планировать работу во времени и в коллективе;
  • воспитания - способствовать осознанию социальной, практической и личностной значимости изученной темы.

Оборудование: набор химической посуды для опытов, презентации учащихся, видеофильм “Обыкновенное чудо”.

Учитель.

1.1. Сегодня у нас необычное занятие элективного курса. Оно будет проходить как заседание Водопроводного комитета Казани. В 19 веке в Казани вопросами обеспечения населения доброкачественной питьевой водой занимались прогрессивные ученые города: А.М. Бутлеров, И.А. Больцани, П.И. Котельников, А.И. Якоби, М.Я.Капустин, В.В. Миславский, дворянство и представители купечества. Вопросы обсуждались открыто, публично, с участием всего города. Водопроводный комитет г.Казани, состоявший из 14, впоследствии из 10 человек, был известен всей России, сюда за консультацией приезжали представители разных городов (Тамбов, Воронеж, Сызрань).

При подготовке к заседанию к заседанию были сформированы подкомитеты: 1-й изучал источники загрязнения природных вод вблизи Казани, 2-й - изучал схему работы очистных сооружений г.Казани, 3-й - проработал вопрос доочистки питьевой воды горожанами.

1.2. Но перед обсуждением проблемы питьевой воды в наших домах позвольте сказать несколько слов.

Живые организмы планеты приспособились ко всяким условиям: к полному мраку и высокому давлению на дне океана, к 70 С жары в пустыне и 70 С холода в Антарктике. Но нет живых существ, которые обходятся без воды. Поэтому мы позволили себе небольшое количество этого уникального вещества поднять на пьедестал –пусть не высокий и пусть только на время нашего занятия , а в эпиграф нашего занятия вынести фильм.

1.3. Компьютерный фильм “Обыкновенное чудо” .

2.1. Учитель:

Вода, централизованно поступающая в водопроводную сеть городов и поселков, должна соответствовать государственному стандарту и СанПиН. О физико-химических свойствах воды и документах их регламентирующих расскажет представитель нашего комитета.

2.2. Ученик:

Следует помнить, что хозяйственно-питьевая вода относится к пищевым продуктам и ее показатели должны отвечать согласно Закону РФ “О санитарно-эпидемическом благополучии населения” от 19.04.91, а также гигиеническим правилам 2-1.4.1047-01 “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения”:

Так,

- строго регламентируется количество взвешенных веществ в месте водозабора,

- не должно быть плавающих примесей,

- интенсивность запахов и привкусов- не должна превышать2-х баллов по 5-балльной шкале,

- окраска не должна обнаруживаться в столбике 20 см.,

- водородный показатель должен быть в диапазоне 6,5-8,5,

- минерализация воды должна составлять 1000 мг\л, причем хлоридов - не более 350мг\л, сульфатов - 500 мг\л.

Давайте рассмотрим физико-химические свойства водопроводной воды, подаваемой в нашу школу.

1. Измерим температуру -22С.

2. Запах при такой температуре по 5-ти балльной шкале может быть травянистым, болотным, гнилостным, затхлым, землистым. Может присутствовать запах хлора и др.- в нашей воде присутствует запах хлора на 2 балла.

3. Вкус воды испытывают после кипячения и охлаждения до 20С. Различают соленый, горький, сладкий, кислый вкусы, а также привкусы. Для оценки интенсивности вкусов используют шкалу вкусов - наша вода имеет привкус на 2-3 балла.

4. Прозрачность и цвет воды- вода, налитая в емкость глубиной 20 см. должна быть прозрачной и не иметь цвет- наша вода соответствует норме по этому параметру. Вообще, прозрачность- важный показатель природной воды. Для оценки прозрачности пользуются белым металлическим диском диаметром 30 см., называемым диском Секи. Такой диск опускают в воду до тех пор, пока он не скроется из виду. Эта глубина характеризует прозрачность воды. Самая прозрачная вода в Саргассовом море (Атлантический океан)-диск исчезает до глубины 65 м., на Байкале – на глубине 40м.

5. Окисляемость – добавим к воде 3 капли раствора перманганата калия. Если малиновая окраска сохраняется 20 мин., вода- удовлетворительная, при красной окраске - подозрительная, при желто-бурой - недоброкачественная.

6. Химический анализ воды: (в лаборатории он проводится автоматически, длится от 1-го часа до нескольких часов, а по некоторым показателям- несколько суток):

а) обнаружение катионов железа (III)

к 10 мл. пробы приливают азотную кислоту, 2-3 капли пероксида водорода (для окисления железа) и тиоцианат аммония: при концентрации железа более 210 мг\л появляется розовое окрашивание, при концентрации железа 10 г\л-красное;

б) обнаружение хлорид- ионов

к 10 мл. пробы прилить 3-4 капли азотной кислоты и 0,5 мл. раствора нитрата серебра: при концентрации хлорид- ионов более 100 мг\л выпадает белый осадок;

в) обнаружение нитрат- ионов

к 1 мл. пробы по каплям добавляют реагент дифениламин: при концентрации нитрат –ионов более 0,001 мг\л появляется бледно-голубое окрашивание, при 100 мг\л- синее;

г) обнаружение сульфат- ионов

к 10 мл. пробы прилить 2-3 капли хлорида бария: при концентрации сульфат-ионов более 0,001 мг\л выпадает белый осадок;

7.Важным показателем качества воды является рН раствора- отрицательный логарифм концентрации протонов водорода в растворе. По ГОСТ рН воды должен быть в пределах 6,5-8,5- протестируем нашу воду, получили рН, равную 7.

Т.о. наша вода вполне пригодна для питья.

3.1. Учитель:

Из каких же источников получают воду жители Казани? О водных ресурсах Татарстана и Казани и их состоянии расскажут представители подкомитета.

3.2. Представление информации с компьютерной презентацией “Источники загрязнения водных ресурсов Татарстана”.

4.1. Учитель:

Итак, пока ученые рассматривают новые источники питьевой воды для Казани, мы используем то, что имеем. Какой путь проделывает волжская вода до нашего крана? О системе подготовки питьевой воды рассказывает представитель подкомитета.

4.2. Представление информации с компьютерной презентацией “Подготовка питьевой воды”.

4.3. Учитель:

Подготовленная для питья вода попадает к потребителю. Однако, многие горожане проводят ее доподготовку. Представители следующего подкомитета подсчитают для Вас “Сколько стоит стакан чистой воды”

4.4. Компьютерная презентация “Сколько стоит стакан чистой воды?”

5.1. Учитель:

Заседание водопроводного комитета заканчивается. Все подкомитеты представили результаты своих исследований. Подводя итог, давайте запомним несколько правил:

- вода- бесценный дар, необходимый для всего живого на Земле,

- пресной воды на Земле не хватает,

- следует бережно относится к воде, экономить ее,

- за нарушение правил водопользования каждый человек, любая организация должны нести ответственность в законодательном порядке,

- для питья и приготовления пищи следует использовать качественную воду, подвергая водопроводную воду доочистке.

6.1. Ученица:

Стихотворение “Берегите свою планету!” Г.Маршаковой

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Здесь в траве живет беспечно
Стрекотун-певун кузнечик,
Юный ветер-хулиган,
Щекочет старый океан.
Грациозные дельфины
Вальс танцуют и поют,
В общем счастливо живут.
Здесь лишь утро золотое,
Воздух нежно-голубой,
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой-
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять природу надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

7.1. Учитель:

Подведем итоги нашего занятия.

  • Что Вы нового узнали?
  • Чему научились?
Читать еще:


Новые материалы:

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе № 10 по теме "В гостях у Мишутки" :: День защиты от экологической опасности. Творческий проект "Чистый мир" :: Работа кружка "Веселая грамматика" по развитию грамматического строя речи дошкольников с ОНР :: Игровые обучающие ситуации (ИОС) для детей 2–3 лет. Экологическое воспитание :: Тема урока: "Бить челом. История одного фразеологизма" :: Лунный свет ( Moonlight ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Наурыз, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD