Урок-обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений". 8-й класс : Химия

Цели:

  • Учебные:
    • обобщить и привести в систему сведения о классах соединений;
    • проверить степень усвоения материала;
    • закрепить, углубить и систематизировать знания, стимулировать познавательную активность учащихся.
  • Развивающие:
    • развитие мыслительных операций: сравнение, сопоставление, анализ; 
    • развитие речи, умение устанавливать сходство и различие.
  • Воспитательные:
    • организовать активную работу учащихся;
    • научить работать вместе в команде, отстаивать своё мнение и прислушиваться к мнению других.

ХОД УРОКА

– Сегодня на уроке мы повторим  и обобщим сведения об основных классах неорганических соединений. Предлагаю провести урок в виде путешествия в интересную Волшебную Страну веществ.
Путешествовать будем группами. Сколько классов неорганических веществ вы знаете? (4 – оксиды, кислоты, основания, соли). Учащихся делим на 4 группы. Каждая команда должна иметь название. Дайте определение классам соединений (каждая группа дает 1 определение). Это и будет ваше название команды. Каждой команде вручается визитная карточка (общая формула соответствующего класса соединений).
Путешествие начинается. Нам предстоит долгий трудный путь с множеством препятствий, которые обозначены на карте Волшебной Страны веществ. На доску вывешивается карта (Приложение 1).

Первое препятствие: каменный завал. (5 баллов)

Нам необходимо этот завал разобрать. Выберите из приведенного перечня веществ те, которые соответствуют выбранному вами классу соединений, назовите их. (Учащимся предложены карточки с названиями классов соединений, какую карточку выбрали, такой класс соединений и выбирают, дают им названия.)

Перечень веществ: KOH, H2SO4, Na2O, MgCl2, Al(OH)3, CO2, HCl, CaO, Fe(NO3)2, HNO3, LiOH, Na3PO4, NaOH, H3PO4,  CaCO3, CuO,  P2O5,  AlCl3, Ba(OH)2,   H2SiO3

Второе препятствие: стена.  (1 балл за каждую формулу)

Жители Волшебной Страны веществ построили огромную стену, преграждающую путь каждому. Пройти через ворота стены мог только тот, кто назовет как можно больше соединений разных классов неорганических веществ, в состав которых входят атомы химических элементов, начертанных на стене.

Задание. Составить формулы веществ различных классов и назвать их.

  • Команда «Оксиды» составляет формулы веществ, в состав которых входит железо, и называет их.
  • Команда «Основания» составляет формулы веществ, в состав которых входит сера, и называет их.
  • Команда «Кислоты» составляет формулы веществ, в состав которых входит алюминий, и называет их.
  • Команда «Соли» составляет формулы веществ, в состав которых входит углерод, и называет их.

Третье препятствие: цветы (каждый правильный ответ – 1  балл).

Цветы, произрастающие на этой поляне, обладают усыпительными свойствами. Спасти путешественников могут только волшебные цветы, которые каждому из них необходимо собрать из лепестков, соответствующих «сердцевинкам».
Задание. Представителю каждой команды собрать по одному из указанных цветов.
Надписи на «сердцевинках»: оксиды, кислоты, основания, соли.

Надписи на «лепестках»:

– Сложные вещества, в которых атомы металла связаны с кислотными остатками
Примеры HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4
– Окраска фенолфталеина становится малиновой
– Образуются при нагревании нерастворимых оснований
– Бывают кислородсодержащими и бескислородными
Примеры: MgO, K2O, CO2, SO3/
– Бывают растворимые в воде (щелочи) и нерастворимые
Примеры: сульфаты, хлориды, карбонаты, нитраты, фосфаты
– Являются продуктом реакции нейтрализации (кроме воды)
Примеры: KOH, Fe(OH)3, Cu(OH)2, Ca(OH)2
– Сложные вещества, состоящие из атомов двух элементов, один из которых – кислород
– Образуются при реакции горения
Примеры: NaCl,  CaCO3,  CuSO4,  K3PO4
– При взаимодействии с кислотами идет реакция нейтрализации – частный случай реакции обмена
– Сложные вещества, в которых каждый атом металла связан с одной или несколькими гидроксильными группами
– Растворы взаимодействуют с активными металлами, в результате чего выделяется водород (кроме HNO3)
– Раствор лакмуса становится красным
– При взаимодействии с основаниями идет реакция нейтрализации – частный случай реакции обмена
– Бывают кислотными и основными
– Образуются при взаимодействии кислот с основными оксидами (кроме воды)

Препятствие четвертое: лабиринт (5 баллов: 3 балла – формулы веществ, 2 балла – уравнения)
Жители  Волшебной Страны веществ построили лабиринт. Выход из него можно найти,  если  пройти через химический лабиринт.

Задание. Заполните пустые клетки недостающими формулами. Запишите уравнения реакций. 

Препятствие пятое: цепочки превращений (10 баллов)

Жители Волшебной Страны веществ были известны своим строгим и воинственным нравом. Едва увидев путников, они объявляли, что пройти по их территории можно благополучно только в том случае, если осуществить на бумаге волшебные превращения.
Задание. Составьте уравнения реакций, согласно предложенной цепочки превращений и укажите тип реакций.

  • Команда «Оксиды»: кальций ––> оксид кальция ––> гидроксид кальция ––>  нитрат кальция
  • Команда «Основания»: сера ––> оксид серы(IV) ––> сернистая кислота ––> сульфит кальция
  • Команда «Кислоты»: сульфат цинка––> гидроксид цинка ––>  оксид цинка ––> хлорид цинка
  • Команда «Соли»: фосфор ––> оксид фосфора ––> фосфорная кислота ––>  фосфат кальция

Препятствие шестое: эксперимент (5 баллов)

Жители Волшебной Страны веществ очень любят проводить химические опыты. Путникам, оказавшимся на их территории, они предлагают осуществить на практике волшебные превращения.

Задание. Напишите уравнение реакции превращения. Опытным путем докажите это превращение.

  • Команда «Оксиды»: CuSO4 ––> Cu(OH)2
  • Команда «Основания»: CuO ––> CuCl2
  • Команда «Кислоты»: Zn ––> H2
  • Команда «Соли»: Cu(OH)2 ––> CuO

– Наше путешествие подошло к концу. Подсчитываются результаты команд, и определяется команда-победитель.

Домашнее задание. Решить задачу. Вычислить массу соли, полученной при взаимодействии 7,3 г соляной кислоты с магнием.

Читать еще:


Новые материалы:

Периодический закон и периодическая система элементов. Д.И. Менделев. Секреты гениальности. 8-й класс :: Урок по теме "Поваренная соль" :: Урок химии по теме "Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты". 9-й класс :: Зачет как форма контроля качества знаний учащихся :: Практическая работа по химии "Признаки химических реакций". 8-й класс :: Невеста Франкенштейна ( Bride of Frankenstein ), 2019 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Мебель для кабинета/Для персонала / Skyland / Гарнитур офисный Xten ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD