"Сравнительная характеристика элементов четвертой главной подгруппы периодической системы". 9-й класс : Химия

Цель урока: обеспечить в ходе урока обобщение  характеристики элементов подгруппы углерода, понятия аллотропии на примере углерода и кремния, закрепить и углубить знания учащихся об окислительно-восстановительных свойствах на примере атома  углерода.

Развиваемые знания: химический элемент, строение атома и распределение электронов по энергетическим уровням, структура ПСХЭ, простое вещество, сложное вещество, металл, неметалл, типы химической связи, аллотропия.

Развиваемые умения: характеризовать распределение электронов по энергетическим уровням, составлять уравнения на основе электронного баланса по степени окисления, определять тип химической связи.

Элементы наглядности: ПСХЭ, мультимедийная презентация, химический эксперимент.

Вопросы, рассматриваемые в рамках темы урока.

  1. Характеристика элементов подгруппы углерода.
  2. Биологическое значение углерода и кремния.
  3. Сравнительная характеристика углерода и кремния как наиболее распространенных в природе элементов данной подгруппы.
  4. Нахождение углерода и кремния в природе.
  5. Аллотропные видоизменения углерода – алмаз, графит, фуллерен, карбин.
  6. Аллотропные модификации углерода, полученные искусственным путем и перспективы их использования.
  7. Сравнительная характеристика химических свойств углерода и кремния.

Литература

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2001.
  2. Программа для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 кл. // сост. Н.И. Габрусева, С.В. Суматохин. – М.: Дрофа, 2001.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель приветствует учеников, называет тему и цель урока.

Тема нашего урока “Сравнительная характеристика элементов четвертой главной подгруппы периодической системы”. Фактически – характеристика углерода и кремния, которые изучались нами наиболее подробно, их свойства мы сегодня сравним.

2. Мотивация и целеполагание. (Фоном звучит тихая музыка – из сериала “Секретные материалы”)

В научно-фантастическом рассказе А. Константинова “Контакт на Ленжевене” рассматривается жизнь на основе кремния. Исследователи попадают на далёкую планету и оказываются в заброшенном городе с расставленными повсюду статуями. В конце концов выясняется, что статуи — это и есть кремниевые обитатели данной планеты, у которых жизненные процессы идут в сотни раз медленнее, чем у земных форм жизни. В научно-фантастической повести А. Днепрова “Глиняный бог” также рассматривается жизнь на основе кремния. Кроме этого о жизни на кремниевой основе писали сотни фантастов, начиная с самого Герберта Уэллса.

За фантастическими произведениями последовали и научные теории. Много интереснейших мыслей о возможности кремнийорганической жизни высказал в свое время выдающийся советский минералог и геохимик Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945 годы). Вместе со своим коллегой и другом академиком Владимиром Ивановичем Вернадским он обосновал поразительную идею о возможном пути эволюции кремниевой жизни на Земле.

- Сегодня мы с вами рассмотрим свойства углерода и кремния в сравнении и попробуем обосновать аргументы “за” и “против” этих гипотез.

3. Актуализация опорных знаний

Работа с таблицей Менделеева и беседа по вопросам с одновременным использованием презентационных слайдов.

Вопросы к учащимся.

- Назовите элементы, которые входят в 4 группу главную подгруппу.

- Как определить по таблице Менделеева строение внешнего электронного уровня элемента?

- Для чего нам нужно знать электронную конфигурацию именно внешнего уровня элемента?

- Сколько электронов на внешнем уровне у элементов четвертой группы главной подгруппы?

- Как меняются металлические свойства при увеличении числа уровней?

- Какие элементы в подгруппе углерода будут иметь металлические свойства?

- Какие элементы в подгруппе углерода будут иметь неметаллические свойства?

- Что такое валентность?

- Что такое степень окисления?

Сравнительная характеристика - Самостоятельная работа
Важнейшие степени окисления углерода –

Электронно-графическая формула:

Тип структуры кристаллической решётки –

Углерод может находиться в……….. аллотропных модификациях: Высший оксид –  оксид углерода (IV) …..

2. Высший гидроксид – угольная кислота

Опыт: Используя имеющиеся реактивы, получите угольную кислоту, опишите наблюдения, напишите уравнения реакции в трех формах: молекулярной, полной и краткой ионной. Дайте характеристику особенностям этого вещества.

3. Летучее водородное соединение – метан

Углерод реагирует с простыми веществами металлами и неметаллами

Составте схемы электронного баланса следующих реакций:

A1 + C =

С + Cl2 =

с кислородом (при t°) ………….

Важнейшие степени окисления кремния   –Электронно-графическая формула:

Тип структуры кристаллической решётки –

Кремний может находиться в ………. аллотропных модификациях:

Высший оксид –  оксид кремния ……

2. Высший гидроксид – кремниевая кислота ………

Опыт: Используя имеющиеся реактивы, получите кремниевую кислоту, опишите наблюдения, напишите уравнения реакции в трех формах: молекулярной, полной и краткой ионной. Дайте характеристику.

3. Летучее водородное соединение – силан

Кремний реагирует с простыми веществами металлами и неметаллами

Составте схемы электронного баланса следующих реакций:

A1 + Si =

Si + Cl2 =

с кислородом (при t°) ………….

Возможна ли жизнь на основе кремния?

Учащиеся выдвигают гипотезы “за” и “против”, записывают идеи. При обсуждении и анализе гипотез учитываются следующие выводы и высказывания учащихся:

Все без исключения живые организмы построены из соединений углерода, углерод является биогенным элементом. Особенностью атомов углерода является их способность соединяться между собой, образуя длинные цепи.

Атомы кремния имеют бомльшую массу и радиус, они сложнее образуют двойную или тройную ковалентную связь, что может помешать образованию биополимеров. Соединения кремния не могут быть настолько разнообразны, как соединения углерода.

Силаны — соединения кремния и водорода, менее устойчивы, чем алканы – углеродные соединения.

Диоксид кремния – аналог углекислого газа представляет собой твёрдое, не растворимое вещество. Это создаёт трудности для поступления кремния в биологические системы, основанные на водных растворах.

В то же время, силиконы — полимеры, включающие цепочки чередующихся атомов кремния и кислорода, более жаропрочны.

Следовательно кремниевая жизнь может существовать на планетах с температурой, превышающей земную. В этом случае, роль растворителя должна играть не вода, а вещества со значительно большей температурой кипения и плавления.

4. Домашнее задание.

§19 прочитать, упр. 2 стр. 140. Написать эссе “Жизнь на основе кремния”.

Читать еще:


Новые материалы:

Использование мультимедийных средств в процессе формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения :: Конспект открытого урока в 8-м классе "Экология" :: Конспект урока по французскому языку в 9-м классе по учебнику Елухиной на тему: "Живопись" :: "Dictionary-pupil" (внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся среднего звена) :: "Использование нестандартных форм и приемов как способ оптимизации при обучении иностранному языку" :: Логан ( Logan ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Мебель/Кухня и Столовая/Обеденные группы / Woodville / Набор обеденный Kabur ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD