Урок химии по теме "Коррозия металлов. Экологические проблемы, связанные с ней". 9-й класс : Химия

Цели урока:

  • Сформировать понятие о коррозии металлов.
  • Рассмотреть классификацию различных видов коррозии.
  • Предложить способы защиты металлических изделий от коррозии.
  • Рассмотреть влияние коррозии на здоровье человека.
  • Рассмотреть экологические проблемы, связанные с коррозией металлов.

Оборудование:

Проектор, экран, презентация, схема перемещения нефти в водоёме, карточки с вопросами.

Ход урока

В начале урока учащиеся были разделены на 4 группы.

(Слайд 1)

Блестящий гвоздь
Лежал в пыли дороги.
Весенний дождь
Полил его немного.
…Но время шло неумолимо,
И солнце на него светило,
И дождь, и снег, и ветер дул,
И разница температур…
И из блестящего красавца
Он превратился в кучку праха…

– Как вы думаете, о каком процессе говорится в этом стихотворении?

– Правильно, о коррозии металла.

– Тема нашего урока “Коррозия металлов. Экологические проблемы, связанные с ней”. (Слайд 2)

Давайте же разберёмся что такое коррозия. (Слайд 3)

Коррозия – это самопроизвольное разрушение металлов и их сплавов под действием окружающей среды. Запишите пожалуйста это определение себе в тетради.

Как же проходит ржавление железа? Давайте разберём уравнения реакций.

(Слайд 4)

Теперь давайте разберём условия, влияющие на скорость коррозии. (Слайд 5)

  1. Температура – чем выше температура, тем больше скорость коррозии.
  2. Активность контактирующего металла – из 2-х металлов корродирует более активный. Чем дальше металлы друг от друга в электрохимическом ряду напряжения, тем больше скорость коррозии.
  3. Состав среды.
    А) Чем больше в окружающей среде содержится окислителей, тем выше скорость коррозии.
    Б) Ионы Clусиливают коррозию железа, а OH– ослабляют.

Какие же виды коррозии бывают? (Слайд 6)

  1. Химическая – взаимодействие металлов с сухими газами или жидкостями, которые не проводят электрический ток. Происходит в печах, двигателях внутреннего сгорания.
  2. Электрохимическая – все случаи коррозии в растворах электролитов и в присутствии воды.

Подвергаются корпуса морских судов, трубопроводы и т.д.

Теперь нам необходимо разобрать способы защиты от коррозии. (Слайд 7)

  1. Изоляция от окружающей среды. Нанесение защитных покрытий. Различают покрытия 2-х типов: металлические и неметаллические. К неметаллическим относятся: лаки, краски, эмали. К металлическим – хром, никель, цинк, олово.
  2. Использование сплавов, устойчивых к воздействию коррозии, т.е. содержащих хром, алюминий, никель, титан.
  3. Изменение состава среды:
    А) введение ингибиторов коррозии (веществ, уменьшающих скорость коррозии);
    Б) удаление растворённого в воде воздуха.
  4. Электрохимические методы защиты: протекторная и катодная защита.
    А) Протекторная защита. К защищаемому металлу присоединяют кусок более активного металла (протектор), который и будет корродировать.
    Б) Катодная защита. Металлоконструкция подсоединяется к катоду внешнего источника, поэтому на ней идёт процесс восстановления, а не окисления.

– Какие же последствия коррозии могут быть?

(Учащиеся отвечают на этот вопрос.)

Все ваши ответы можно разделить на 2 группы: экологический ущерб и экономический.

(Слайд 8)

Экономический ущерб:

  • потеря металла;
  • порча оборудования;
  • затраты на ремонт.
  • экологический ущерб:
  • утечка газа при разрушении трубопроводов;
  • утечка нефти при разрушении трубопроводов.

Давайте более детально рассмотрим, какой же экологический ущерб водоёмам наносит утечка нефти. (Слайд 9)

Выделяют 5 типов воздействия нефти на морские экосистемы:

  • непосредственное отравление живых организмов с летальным исходом; (Слайд10)
  • нарушения физиологической активности у гидробионтов; (Слайд 11)
  • эффект прямого обволакивания нефтепродуктами живого организма; (Слайд 12)
  • болезни, вызванные попаданием в организм углеводородов;
  • негативные изменения в среде обитания. (Слайд 13)

– На столах у вас лежат схемы “Основные пути превращения и перемещения нефти в водоёме”. (Приложение 1, Слайд 14)

Давайте на них посмотрим и разберём, что же происходит с нефтью, после её попадания в водоём.
В водоёмах нефть и нефтепродукты скапливаются первоначально в поверхностной плёнке, однако затем при перемешивании воды частично растворяются или оседают на дно. Аэробные бактерии окисляют нефтепродукты до нетоксичных соединений (в конечном итоге до углекислого газа и воды).
Но эти процессы идут очень медленно и лишь при определённых условиях (достаточной концентрации кислорода и температуры воды не ниже 5-100С).
Легколетучие низкомолекулярные компоненты нефтяного загрязнения испаряются с поверхности плёнки и могут, значительно загрязнить локальную область тропосферы.
Предельно допустимые концентрации для паров нефти 10мг/м3; выше этих значений загрязнения нефтепродуктами могут вызвать болезни органов дыхания и нервной системы человека.
В пресноводных водоёмах летальной концентрацией нефтепродуктов для взрослых особей рыб являются значения около 10-15 мг/л, а при значительно более низких концентрациях (0,05 – 1 мг/л) гибнут икра и мальки, а так же планктон.
– Как вы думаете, как скажется гибель планктона на обитателей водоёма?
– Правильно, начнётся борьба за пищу, т.к. планктон это кормовая база рыб.

А теперь я хочу предложить вам работу в группах. Для каждой группы я приготовила карточки с вопросами. (Приложение 2).

Рассмотрев схему “Основные пути превращения и перемещения нефти в водоёме”, подумайте над вопросами, которые записаны у вас на карточках. И потом выскажите свои предложения, и мы все вместе обсудим и дополним. (Слайд 15)

Работа в группах закончена, подведены итоги работы.

– Мы с вами сейчас уделили большое внимание проблеме загрязнения водоёма нефтью, вы предложили способы очистки воды и берегов водоёма, а так же рассмотрели влияние нефти на живые организмы водоёма и прибрежных зон и человека.

– Скажите пожалуйста, к каким ещё экологическим проблемам может привести коррозия металлов?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

– Правильно. Из-за повреждения трубопровода в результате коррозии может произойти утечка газа. Это может привести к взрыву, сгоранию живых организмов и загрязнению атмосферы.

– А только ли сама коррозия металлов может наносить вред окружающей среде и человеку?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

– Да, конечно. При производстве лаков, красок и эмалей (для защиты металлов от коррозии) происходит выделение вредных газов в атмосферу. Это вредное производство, на котором люди работают в защитных масках, чтобы не отравить свой организм.

Например, для предохранения железа от коррозии проводят кадмирование железа. Кадмий – металл очень токсичный. Известны случаи смертельного отравления парами кадмия и его соединений. Симптомы кадмиевого отравления: поражение нервной системы, острые костные боли. Кадмий влияет на кровяное давление, может являться причиной образования камней в почках. В почках он накапливается особенно интенсивно.

Опасность представляют любые химические формы кадмия. Одноразовая доза 30-40 мг может стать для человека смертельной. У кадмия велико время удержания: выводится всего лишь около 0,1 % от полученной дозы в сутки.

При производстве холодильных установок используют бромид лития для предотвращения коррозии в них. А бром очень ядовит.

И так, мы с вами сегодня разобрали такую тему, как “Коррозия металлов” и уделили огромное внимание проблеме загрязнения водоёма нефтью в случае её утечки в результате коррозии нефтяных труб. Так же увидели, что не только сама коррозия может привести к экологическим проблемам, но так же и способы защиты от неё, могут сместить экологическое равновесие и отрицательно повлиять на человека.

Домашнее задание §10, подготовить презентацию на тему “Экологические проблемы, связанные с коррозией металлов”.

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Семейный праздник "Наша дружная семья" :: Внеклассное мероприятие в начальных классах. Тема: "Звездный сын Земли" :: Прямоугольник и квадрат :: Урок русского языка. 4-й класс. "Перспективная начальная школа" :: Развитие умения ставить вопросы "кто, что" к словам. 2-й класс :: Одарённая ( Gifted ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Столы обеденные / Avanti / Стол обеденный ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD