Внеклассное мероприятие по химии "Чай и здоровье" : Химия

Цели и задачи

  • Обучающая: изучить состав чая, о пользе чая и как правильно приготовить этот напиток.
  • Развивающая: ознакомиться с историей чая, видах чая, традициях чайных церемоний.
  • Воспитывать коммуникативные, здоровьесберегающие и социально-трудовые компетенции, учащиеся сами принимают участие в подготовке и проведении мероприятия.

Формы и методы:

  • эвристический, проблемно-поисковый, ИКТ.

Оборудование:

  • “Выставка чая”, компьютер (слайды), самовар с чаем, чашки, сушки.
  • Презентация.

Слайд 1. Чай и здоровье.

Учитель:

Среди разнообразных напитков, изготавливаемых людьми, самый известный и распространённый – чай. Его пьют всюду и все - холодный вместо воды, горячий чтобы согреться. Не пьют чай лишь итальянцы, зато англичане упиваются чаем. Он обладает целебными свойствами, помогает излечиться от некоторых заболеваний. Чай называют напитком богов. До сих пор не утихают споры о пользе чая.

На столе вы видите выставку чая, он разный по производителю, по вкусу и по качеству. Именно с чашечки ароматного чая многие из нас начинают свой день. А откуда пришло слово “чай”?

Первая ученица:

История чая насчитывает уже не одно тысячелетие, чай стал неотъемлемой частью многих культур, однако, достоверно известно, что история чая берёт своё начало в Древнем Китае. Историки утверждают, что родина чая – Китай. Культивировать чай начали в Китае в IV в.н.э. Россия раньше Европы познакомилась с удивительным китайским напитком “тцай-е” это название впоследствии трансформировалось в слово “чай”. В 1638г. Русский посол Василий Старков привёз царю Михаилу Фёдоровичу четыре пуда высушенных листьев чая в дар от монгольского Алтын-хана. Старков с досадой принял двести объёмистых тюков – лишние хлопоты. При царском дворе диковинный напиток пришёлся по душе, но его запасов хватило ненадолго и о нём как-то позабыли за государственными заботами. Поэтому только 40 лет спустя был заключён договор о поставках “сушёной травы” в Россию. Сам живой чайный куст попал в наши пределы позднее, в середине прошлого века.

Слайд 2. Чай – дитя субтропиков.

Вторая ученица:

Большинство любителей чая привыкли различать сорта чая в основном по району произрастания: индийский , цейлонский, грузинский, краснодарский и т.д. Многие думают, что в каждом из этих географических районов растёт особый, присущий только ему вид чайного куста. Такое мнение ошибочно. Чай – вечнозеленое растение, которое существует всего в двух видах: китайский чай (это кустарник, родина которого – горные районы Юго-восточной Азии) и ассамский чай (это дерево, растущее в Индии, вытягивается на 10 метров, как наша рябина). Их естественный гибрид – цейлонский чай.

Слайд 3. Типы чая: чёрный, зелёный, красный и жёлтый.

Третья ученица:

Всё многообразие чаёв сводится к четырём основным типам: чёрный, зелёный, красный и жёлтый чаи. Индийские чёрные чаи отличаются крепостью, им свойственен резкий “чайный” вкус, они дают интенсивный настой. Цейлонский чай обладает более ярким настоем с красноватым отливом и таким же крепким вкусом. Китайские чаи более разнообразны по оттенку вкуса и аромата, менее резки по вкусу. Азербайджанские и краснодарские чаи по своим свойствам стоят несколько ближе к китайским и индийским, отличаются ровностью вкуса и аромата. Они нежные, их лучше заваривать с небольшими добавками индийского или цейлонского чая. Грузинский чай обладает приятным, терпковатым вкусом, но слабым ароматом. Поэты воспевали чай в стихах.

Слайд 3.

А самовар, как верный друг,
Их споры слушал молчаливо
И пар струистый выпускал
Иль вдруг на их рассказ бессвязный
Какой-то музыкою странной,
Как собеседник, отвечал.
И.С. Никитин “Воспоминание о детстве”

Четвёртый ученик:

Для хорошего чая нужна хорошая вода: чистая и без запаха. (Если есть фильтр - можно его продемонстрировать).

Учитель:

Из чего состоит чай?

Чай богат витаминами С и Е, минеральными веществами, полифенолами, которые воздействуют даже на вирусы гриппа. В зелёном чае витамина С в 10 раз больше, чем в чёрном, есть витамины РР, К, В1 и В2, йод. В зелёном чае есть эфирные масла и микроэлементы калий, медь, цинк. В чае есть фтор, танин.

А в чём же польза чая?

Продолжает 4-ый ученик:

Чай повышает умственную активность, устраняет усталость и тонизирует нервную систему, а также усиливает кровообращение и улучшает пищеварение; способствует накоплению в организме аскорбиновой кислоты и укрепляет стенки кровеносных сосудов. Чай защищает зубы от кариеса, т.к. в нём содержится фтор. Чай способствует выведению из организма токсинов, в нём много различных минеральных веществ, которые помогают восстанавливать кислотно-щелочной баланс организма. Содержащиеся в чае катехины снижают уровень холестерина в крови.Чай повышает иммунитет – защитные функции организма и его сопротивляемость различным инфекциям.

Всем, без исключения, можно употреблять до шести чашек зелёного чая в день – он принесёт только пользу. Зелёный чай хорош сам по себе. Его ни в коем случае не пьют с сахаром, чтобы не нарушить аромата. Усиливают целебный эффект чая травы, бальзамы. Если хочется сладкого, можно заедать мёдом или сухофруктами. Чай обладает антибактериальным действием.

Слайд 4: Польза чая

  • повышает умственную активность, устраняет усталость;
  • усиливает кровообращение и улучшает пищеварение;
  • укрепляет стенки кровеносных сосудов;
  • способствует выведению из организма токсинов, снижению уровня холестерина крови;
  • замедляет старение организма, повышает иммунитет.

Учитель:

Многие народы имеют свои традиции чайной церемонии: китайская, японская, кенийская, тибетская. Чай был очень дорогим , потому для крестьян он был недоступен, поэтому и возникло выражение “чайком побалуемся”, так как пили его в особых случаях с исполнением частушек. (во время исполнения частушек появляется слайд 5).

Слайд 5: Как правильно заварить чай?

Ополаскивать чайник кипятком – для ускорения отдачи всех полезных веществ чая.

Медленно наполнять кипятком (70-80 градусов) – для усилия аромата и вкуса.

Закрыть крышкой с отверстием и выдержать для крупнолистового сорта 5-7 минут, а для мелколистовых 3-4 минуты.

Частушки.

1.

Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.

2.

Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку
И петрушки корешок.

3.

Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господний стол подал.

4.

Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.

5.

Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом – то догадался,
Что забыл я посолить

Первая ученица:

Но все мы – жители России, у нас свои традиции. В начале XX века чай пили с фруктами, на юге – с ягодами, на севере – с яблоками и лимоном – именно такой напиток британцы называют “русским чаем”. Чай с пряностями – ещё одна русская традиция, о которой забыли. Лучше всего с чаем сочетаются имбирь, душистый и горький перец, бадьян, мята и тмин.

Родился добрый обычай – всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром, обсуждали новости и решали семейные проблемы.

Слайд 6:

Чай действительно хорош,
Хочешь пить – возьмёшь, попьёшь!

Вторая ученица:

Чай очень вкусен.
Так что пейте на здоровье!
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!

Учитель:  А вы любите чай? Вам было интересно?

Спасибо всем! Приглашаем всех “побаловать чайком”!

Читать еще:


Новые материалы:

Тема урока "Грибы на кусочке хлеба". 2-й класс :: Равенство. Неравенство :: Формирование универсальных учебных действий в рамках русского языка по программе "Гармония" :: Мастер-класс по предмету "окружающий мир". Тема: "Здоровье человека. График – новый способ представления результатов". 3-й класс :: Урок литературного чтения. И.А. Крылов. Басня "Ворона и Лисица". 3-й класс :: Счастье быть одной ( Assolo ), 2016 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Каталог/Шкафы/Шкафы-купе/Трехдверные шкафы-купе/Шкафы-купе трехдверные 240 см / HomeMe / Шкаф-купе трехдверный Верона 240 см (дуб сонома/зеркальный) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD