Интегрированный урок "Калейдоскоп открытий" : Химия

Цель мероприятия: формирование личной убежденности каждого ученика, что физика и химия – интересные и  нужные науки.

Подготовка:

  • Презентация;
  • Справки-сообщения об ученых разных времен и стран (Бертолле, Р. Бойль,  М.В. Ломоносов, Клод Луи Бертолле, Гей-Люссак, Гумбольдт, Пьер Кюри, Мария Склодовская-Кюри, Даниэль Резерфорд, Х. Эрстед).

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор;
  • экран;
  • колонки.

ХОД УРОКА

1 ведущий: добрый день! Сегодня нам предстоит узнать о двух красавицах ФИЗИКЕ и ХИМИИ.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек. Имя тому царству – ПРИРОДА, в царстве ПРИРОДЫ королевами были –  гордая, мудрая красавица ФИЗИКА и мудрая красавица ХИМИЯ. Из столетия в столетие они учились хорошо разбираться в своих хозяйствах.
Человек не сразу признал власть двух королев. Было время, когда человеком владел страх перед Природой. Но страх еще никогда не был ни хорошим помощником, ни другом в жизни. Полыхали молнии, гремел гром, извергались вулканы, бушевали бури и штормы, а люди не знали почему это происходит и часто погибали. Это очень сильно огорчало королев. Тогда-то они стали собирать свое войско из самых любознательных, самых терпеливых людей и показали им, что не нужно  бояться ветра и молний, землетрясений и штормов, а попробовать использовать их себе на пользу.
Такие люди встречались королеве ФИЗИКЕ и королеве ХИМИИ в разные времена по всей Земле. Они стали изучать эти явления и применять в жизни. Только о  некоторых открытиях в разные века мы сегодня вам расскажем.

Слайд 2

2 ведущий: Перенесёмся в родовой замок одного английского лорда XVII в. Здесь все говорит о богатстве и благополучии, но одно из помещений необычное: реторты, перегонные кубы, горелки, разнообразные колбы. И вот сам хозяин склонился над кипящей ретортой. Это знаменитый Роберт Бойль – богатый аристократ, потомственный лорд. Но прославился он не этим. С детства его интересовали физика, медицина, философия, биология – все эти науки о природе. Но больше других ему по душе пришлась химия. Роберта Бойля справедливо называют отцом химии.
Но вернёмся в лабораторию. На столе учёного, помимо всего прочего, лежит букетик фиалок. Как истинный любитель природы и всего прекрасного, Бойль обожал цветы, они всегда были рядом с ним. Из кипящей реторты выделились едкие тяжелые пары, которые плотным белым покрывалом опустились на стол. Опыт закончился, клубы пара рассеялись. Но что это? О чудо! Фиалки стали красными! Следует проделать все возможные комбинации этого опыта с разными веществами, ведь Бойль – истинный естествоиспытатель и не станет пренебрегать таким счастливым случаем. Благо, и фиалок садовник принес полную корзину. А что, если испытать подобным образом другие растения?
И работа закипела. Окраску в кислых и щелочных растворах, как выяснил ученый, меняют многие растения, но лучшим оказался лишайник – в кислоте он мгновенно становится интенсивно-красным. Так был открыт первый индикатор.

На сцену выходят три ученика в белых халатах с надписями (формулы воды, кислот, щелочей).

Ученик 1:

Не страшны кислоты мне
Даже очень сильные,
Но в растворах щелочей становлюсь малиновым.
Ярче сока всех малин, кто я?   (Фенолфталеин)

Опыт: фенолфталеин добавляют в щелочь.

Ученик 2:

В щелочах я очень желтый,
А в кислотах очень красный.
В среде нейтральной – цвет оранжевый, прекрасный,.
Индикатор очень важный,
А зовусь я … (метилоранжевый)

Опыт: метилоранжевый добавляют в щелочь и в кислоту.

Ученик 3:

Эта желтая бумажка всё укажет без труда:
Посинеет – в колбе щелочь, покраснеет – кислота,
Коль нейтральная среда – не изменит цвет она.
Мы за эти указанья назовём её … универсальная.

Слайд 3

3 ведущий: Одним из ассистентов Бойля был Р. Гук, ставший впоследствии известным ученым. Именно Гук по заданию Бойля разработал усовершенствованный воздушный насос, имевший перед насосом О. Герике важное преимущество: в откачиваемый объем можно было помещать различные предметы, что значительно расширяло круг возможных экспериментов. Кроме того, этим насосом мог пользоваться один человек, д аж е не обладающий особой физической силой. Проведенные опыты Бойль описал в книге «Новые физикомеханические опыты, касающиеся упругости воздуха и его воздействий» (1660). В ней были приведены доказательства весомости воздуха, описан опыт, демонстрировавший эффект давления газа: при откачке части воздуха из-под колокола насоса раздувался закупоренный бараний мочевой пузырь, из которого предварительно была выпущена часть воздуха. Одним из важнейших экспериментов Бойля было повторение опыта Торричелли в сосуде, откуда постепенно откачивался воздух: при этом столбик ртути в барометрической трубке опускался. Такой эффект свидетельствовал, что именно действие воздуха-заставляет ртуть удерживаться на определённой высоте. Перу Бойля принадлежит множество других работ по химии и физике, в частности сочинение «Опыты и размышления, касающиеся цветов» (1664), в котором описаны первые наблюдения цветов тонких пленок.

Слайд 4

4 ведущий: А вот что произошло в лаборатории Клода Луи Бертолле. Однажды он растирал кристаллы хлората калия в ступке, на стенках которой осталось небольшое количество серы. Через некоторое время произошел взрыв. Так впервые Бертолле осуществил реакцию, которую позднее стали применять при производстве первых шведских спичек [6].

Слайд 5.

5 ведущий:Богата талантами и наша страна. Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (19 ноября 1711 – 15 апреля 1765) – выдающийся русский ученый. Родился в с. Денисовка Архангельской губернии. Работы посвящены физике, химии, астрономии, горному делу, металлургии, истории, литературе и др. Экспериментально доказал закон сохранения вещества, внедрял физические методы в химию, разработал немало конструкций различных физических, метеорологических и др. приборов(около100), в 1756 г сконструировал зрительную трубу и с ее помощью открыл атмосферу на Венере. Многие идеи Ломоносова опередили науку того времени более чем на сто лет. В 1755 г по его проекту был построен первый в нашей стране университет, который сейчас носит его имя.[1]

Слайды 6, 7

6 ведущий: Довольно большой производительностью отличались печи для варки стекла, называвшиеся «финифтяными печами». Они применялись не только для экспериментальных целей, но и для приготовления значительного количества цветного стекла первых мозаичных картин Ломоносова. Эти же печи могли использоваться и для производства фарфоровых изделий.

Слайд 8

1 ведущий: Парижские ученые Гей-Люссак и Гумбольдт занимались исследованием газов. Для этого им были нужны тонкие пробирки, которые изготавливались только в Германии. Но посылки облагались налогами. Это было не по карману ученым. Чтобы этого избежать, Гумбольдт предложил одно решение, после которого посылки стали проходить через границу без пошлины. Пробирки снабжались этикеткой «Осторожно! Немецкий воздух» [6]

2 ведущий: Гей-Люссак открыл закон теплового расширения газов, обнаружил, что на высоте около 7000 м интенсивность земного магнетизма заметно не изменяется; установил, что воздух имеет тот же состав, что и у поверхности земли. Разработал способ получения металлического калия и натрия, нашел способ получить щелочные металлы, доказал, что йод – химический элемент, очень похожий на хлор.

Слайд 9

3 ведущий: А теперь перенесемся во Францию. Перед вами Пьер КЮРИ – французский физик(15мая 1859 – 19апреля 1906). В 1885 г. женился на Марии Склодовской – польский физик и химик. Они вместе работали в лаборатории в Школе физики и химии в Париже. Здесь они вместе изучали радиоактивное излучение урана, открыли новые радиоактивные элементы, исследовали свойства их излучения, установили влияние радиоактивного излучения на живую клетку. За свою работу в 1903 г удостоены Нобелевской премии. [3]

Слайд 10

4 ведущий: шотландский ученый Даниэль Резерфорд, обучаясь в Эдинбургском университете  медицине, увлекался химией. В диссертации на соискание ученой степени доктора медицины «О так называемом фиксируемом и мефитическом воздухе» он описал некоторые химические свойства азота. Благодаря этой работе он вошел в историю науки как ученый-химик, хотя был профессором ботаники и врачом.
Резерфорд – первооткрыватель газа – азот, который входит в состав продуктов горения.

Видеоролик об азоте.

Сценка «Похищение с покушением»

Слайд 11

5 ведущий: Соединения алюминия были известны человеку с древних времён. Они находили широкое применение. Они использовались в качестве протравы и как средство, останавливающее кровь. Пропитка древесины раствором алюмокалиевых квасцов делало её негорючей. Известен интересный исторический факт, как Архелай– полководец из Рима во время войны с персами приказал намазать башни, которые служили в качестве оборонительных сооружений, квасцами. Персам так и не удалось сжечь их.
Первые попытки получить алюминий только в середине XIX века. Попытка предпринятая датским учёным Х.К. Эрстедом увенчалась успехом. Для получения он использовал амальгированный калий в качестве восстановителя алюминия из оксида. Но что за металл был получен тогда выяснить так и не удалось. Эрстед экспериментально подтвердил связь электричества и магнетизма.

Слайд 12

Заключение

6 ведущий: Мы постарались показать вам, как много сделали для нас с вами ученые физики и химики  разных стран в разное время. Их открытия стали возможными только благодаря знаниям физики и химии. Развитие науки продолжается и сейчас. Современный кинематограф и мультипликация все чаще представляют нашему вниманию людей-роботов. Может быть, мы с вами скоро увидим их наяву…

Учащийся:

А сейчас, друзья для вас
Об истории рассказ:
Ночью спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.
Покажу вам, как умею, 
Гибель города Помпеи.

Опыт: «Извержение вулкана»

Слайд 13

При подготовке урока использовались источники:

  1. Книга для чтения по физике. учебное пособие для учащихся 6–7 кл средней школы. М., “Просвещение”, 1986 г.
  2. Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. М., “Просвещение”, 1986 г.
  3. Храмов Ю.А. Физики – биографический справочник. М., “Наука” главная редакция физико-математической литературы, 1983 г.
  4. http://ru.wikipedia.org
  5. http://www.stihi.ru/2009/07/05/6188
  6. Внеклассная работа по химии 10 класс ИТД КОРИФЕЙ. Волгоград
  7. Предметная неделя «Химия в школе» ИГ «Основа» 2006.

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок (география + информатика) "Машиностроительный комплекс" :: Итоговый урок по теме "Африка", 7-й класс :: Экологический суд "Колокол тревоги Байкала. Растения" :: Практические работы по теме "Природа России". 8-й класс :: Урок географии в 9-м классе. "Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс" :: Королева Испании ( La reina de España ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Полки и Стеллажи/Полки/Полки настенные / Столлайн / Полка навесная София СТЛ.098.32 ноче пегасо ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD