О возможных подходах к выполнению заданий ЕГЭ по химии : Химия

Процесс выполнения заданий части В Единого Государственного Экзамена по химии часто требует сопоставления состава вещества (или строения) и его свойств. Например: установить соответствие состава соли и реакции среды её водного раствора:

А NaHSO3 1) щелочная
Б NaH2PO4 2) кислая
В Na3PO4 3) слабокислая
Г Na2HPO4 4) слабощелочная
  5) нейтральная

В некоторых случаях без привлечения математических расчётов гарантированно верный ответ дать весьма затруднительно. Для определения реакции среды водных растворов солей сравним две количественные характеристики: константу гидролиза (Кг) соли и константу диссоциации (Кд) слабого электролита (в нашем случае кислоты), образующего соль. Подобное сравнение требует знания математического выражения для значения константы гидролиза. Приведу несложный вывод выражения для Кг солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой, на примере реакции гидролиза ацетата натрия.

В данном случае гидролиз идёт по аниону:

(CH3COO) + H2O = CH3COOH + OH

Кр = , где Кр – константа химического равновесия.

Равновесная концентрация воды СH2O несущественно отличается от исходной, в связи с чем концентрацию воды допускается считать величиной постоянной. Объединяя две константы, присутствующие в данном выражении, получим:

Кг = Кр * = , где Кг – константа гидролиза.

Преобразуем полученное выражение, умножив числитель и знаменатель на концентрацию протонов Кг = *

Известно, что * = , где - ионное произведение воды; при to = 25оС = 10 –14 .

= .

Тогда Кг =

Таким образом, для солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой:

Кг =

Нетрудно понять, что если Кг > Кд(к-ты), то реакция среды водного раствора соли щелочная; если Кг < Кд(к-ты), то среда кислая.

Воспользовавшись справочными данными, рассчитаем константу гидролиза для каждой из предложенных в задании солей. Совершенно очевидно, что предоставление учащимся подобной справочной информации процедурой проведения ЕГЭ не предусмотрено. Сопоставление полученного значения Кг с константой диссоциации соответствующего слабого электролита, образующего соль (в нашем случае кислоты), позволит сделать однозначный достоверный вывод о реакции среды водного раствора соли (при условии корреляции полученных результатов с особенностями химической природы вещества). Все количественные характеристики приведены для to = 25oC.

А. (HSO3) + H2O = H2SO3 + OH

Кд (H2SO3)(1) = 1,4 * 10 –2 ; Кг = = 7,1 * 10 –13

Константа гидролиза Кг существенно меньше константы диссоциации Кд23)(1) из чего следует, что реакция среды должна быть кислой. Тем не менее, в данном случае только лишь математический расчёт (без учёта специфики поведения сернистой кислоты) не позволит сделать верный вывод. Необходимо учесть, что сернистая кислота неустойчива и разлагается на соответствующий оксид и воду. Этот процесс уменьшает количество диссоциирующих молекул и одновременно разбавляет раствор, в связи с чем кислотность падает и реакция среды становится слабокислой. Это тот случай, когда обособленно рассматриваемые результаты математического расчёта (без учёта химической природы вещества) не позволят сделать верное заключение.

Б. (H2PO4) + H2O = H3PO4 + OH

Кд (H3PO4)(1) = 7,52 * 10 –3 ; Кг = = 1,3 * 10 –12 ;

Кг << Кд => среда кислая.

В. (PO4)3– + H2O = (HPO4)2– + OH

Кд (HPO4)2– = 1,26 * 10 –12 ; Кг = = 7,9 * 10 –3 ;

Кг >> Кд => среда щелочная.

Г. (HPO4)2– + H2O ? (H2PO4)+ OH

Кд (H2PO4) = 6,31 * 10 –8 ; Кг = = 1,6 * 10 –7 ;

Кг Кд => среда слабощелочная.

Таким образом, верный ответ будет следующим: А–3; Б–2; В–1; Г–4.

Совершенно очевидно, что вероятность правильного ответа на поставленный вопрос невелика. Только в случае определения реакции среды водного раствора фосфата натрия (без привлечения математического расчёта) ответ очевиден. В остальных трёх случаях подобной ясности с выбором правильного ответа нет, в связи с чем и возникает необходимость применения математического расчёта (что вряд ли возможно в условиях проведения ЕГЭ).

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по информатике "Исправление ошибок в тексте" :: Об информации и ее истории :: Волшебник Интернет. 9-й класс :: Microsoft Access "Разработка формы общего просмотра для базы данных, состоящей из двух связных таблиц" :: Урок информатики «Оформление открытки "С Днем защитника Отечества" средствами текстового процессора Word» :: Трансформация ( Rupture ), 2016 :: Кровати с ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Космопорт Модель 382 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD