Углубленное изучение теоретических вопросов и развитие у учащихся умений решения предметно-типовых задач по химии при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс : Химия

Пояснительная записка.

Программный материал рассчитан на 1 учебный час в неделю, на один год обучения для учащихся 11-х классов. Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы элективного курса по химии или как дополняющий материал к основному учебнику химии, позволяющий более глубоко и осмыслено изучать теоретические вопросы, и подготовить учащихся к ЕГЭ.

Цель этого курса развить у учащихся следующие умения:

  • решать предметно-типовые и специфические задачи по дисциплине; *осуществлять логические приёмы на материале заданий по предмету;
  • решать нестандартные задачи;
  • качественно готовить учащихся к ЕГЭ.

Программа, посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы ,которые часто встречаются в формулировках ЕГЭ, вопросы по решению различных типов задач, проведению мысленного химического анализа, различные способы приготовления раствора, качественные реакции.

Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся. Изучив практические вопросы, выполнив задания Кимов ЕГЭ у учащихся формируются и развиваются навыки анализа, обобщения, сравнения, самоконтроля, умения устанавливать причинно-следственные связи между различными факторами, умения делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Изучив данный элективный курс, школьники должны знать:

  • основные понятия и законы химии;
  • периодический закон Д.И.Менделеева;
  • состав атома;
  • закономерности протекания химических реакций;
  • типы растворов, теорию электролитической диссоциации;
  • понятия гидролиза;
  • понятия окислительно-восстановительных процессов;
  • понятие электролиза.

По выполнению программы уч-ся должны уметь:

  • производить расчеты по определению количества вещества;
  • производить расчеты по химическим формулам;
  • производить расчеты по определению массовой доли элементов;
  • производить расчеты по определению молярного объема газов;
  • производить расчеты по определению объемной доли газов;
  • определять квантовые числа атомов, писать электронные формулы атомов;
  • определять степени окисления, виды химической связи;
  • производить расчеты по определению скорости химической реакции;
  • производить расчеты по определению теплового эффекта и направления химической реакции;
  • производить расчеты по определению количественных характеристик состава раствора;
  • производить расчеты по определению константы равновесия;
  • производить расчеты по определению константы диссоциации;
  • производить расчеты по определению pH среды водных растворов;
  • писать уравнения гидролиза;
  • писать уравнения электролиза;
  • писать уравнения окислительно-восстановительных реакций.

Содержание курса

1. Основные понятия и законы химии. (3 ч.)

  1. Расчеты по химическим формулам. Определение количества вещества, молярной массы вещества, молярного объема газов.
  2. Массовые доли элементов в веществах. Объемные доли газов в газовых смесях.
  3. Вывод формул соединений по качественному и количественному составу.

2. Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. (4 ч.)

  1. Рассмотрение закономерностей периодического закона. Рассмотрение строения атома.
  2. Отработка навыков составления схем электронных оболочек атома и ионов.
  3. Определение главных квантовых чисел. Определение валентных возможностей атомов элементов. Расчет степени окисления.
  4. Химическая связь. Составление схемы образования молекул вещества. Электроотрицательность.

3. Закономерности протекания химических реакций. (5 ч.)

  1. Расчет скорости химических реакций. Определение зависимости скорости химических реакций от концентрации реагентов. Катализ.
  2. Определение теплового эффекта химических реакций. Решение задач с использованием закона Вант-Гоффа.
  3. Тренинг по решению задач определения теплоты образования.
  4. Определение энергии активации химических реакций. Определение теплоты образования химических соединений. Направление реакций. Определение направления химической реакции.
  5. Определение химического равновесия. Смещение химического равновесия. Определение константы равновесия.

4. Растворы. Электролитическая диссоциация. (5 ч.)

  1. Знакомство с понятием растворы и процессом растворения. Определение растворимости веществ. Определение количественных характеристик состава раствора.
  2. Расчет массовой доли веществ и растворимости веществ в воде. Вычисление концентрации растворенного вещества.
  3. Определение степени и константы диссоциации. Отработка навыков составления уравнений диссоциации кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей.
  4. Определение среды водных растворов электролитов. Реакции обмена в водных растворах электролитов.
  5. Тренинг по уравнениям реакций ионного обмена.

5. Гидролиз. (3 ч.)

  1. Гидролиз солей. Отработка навыка написания уравнения ступенчатого гидролиза. Определение среды водных растворов электролитов.
  2. Практическая часть. Гидролиз солей. Определение среды водных растворов электролитов.
  3. Решение задач Кимов ЕГЭ.

6. Окислительно-восстановительные процессы и их применение. (4 ч.)

  1. Знакомство с понятиями окислительно-восстановительные функции вещества, направление окислительно-восстановительных реакций, окислитель, восстановитель. Окислительно-восстановительная двойственность.
  2. Знакомство с типами окислительно-восстановительных реакций. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии.
  3. Отработка навыков в составлении уравнений методом электронного баланса.
  4. Решение заданий Кимов ЕГЭ.

7. Электролиз. (3 ч.)

  1. Знакомство с понятием электролиз. Катодные и анодные процессы в расплавах электролитов. Отработка навыков в составлении уравнений электролиза.
  2. Практическая часть. Электролиз растворов солей.
  3. Решение заданий Кимов ЕГЭ.

8. Решение комбинированных расчетных задач. (7 ч.)

  1. Вывод формул соединений по качественному и количественному составу продуктов сгорания.
  2. Расчетные задачи с использованием разности масс реагирующих веществ.
  3. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из веществ дано в избытке.
  4. Расчетные задачи с применением понятия о массовой доле растворенного вещества.
  5. Расчетные задачи по уравнениям последовательных реакций.
  6. Расчетные задачи на определение состава смеси веществ.
  7. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из веществ содержит примеси.

Приложение 1

Приложение 2

Литература для ученика:

  1. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Чуранов С.С. Сборник конкурсных задач по химии для школьников и абитуриентов, Москва 2006 год.
  2. Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ, Ростов-на-Дону, 2004 год.
  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Сборник задач по химии с решениями, Москва 2007 год.
  4. Химия. 1с репетитор.
  5. КИМы ЕГЭ 2010-2012 год.
  6. Новошинская Н.С., Новошинский И.И. Методика решения задач по химии”, Москва “ Русское слово”,2012 г.
  7. Химия. Пособие-репетитор Егоров А.С. 2012 год.

Литература для учителя:

  1. 1.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Чуранов С.С. “Сборник конкурсных задач по химии для школьников и абитуриентов”, Москва, 2006 год.
  2. 2.Егоров А.С. “Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ”, Ростов–на-Дону, 2004 год.
  3. 3.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. “Сборник задач по химии с решениями”, Москва, 2007 год.
  4. 4. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская “Типы химических задач и способы их решения”, Москва , Русское слово”, 2012 год..

Информационные ресурсы:

  1. www.fsc.newmail.ru
  2. www.fipi.ru
Читать еще:


Новые материалы:

Движение и взаимодействия тел (электронный урок, 7-й класс) :: Интегрированный урок физики в 9-м классе на тему "Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки" :: Строение атома. Схема опыта Резерфорда :: Методика обучения учащихся решению задач с помощью уравнения теплового баланса :: Физика и астрономия :: Фантастическая любовь и где ее найти ( This Beautiful Fantastic ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мягкая мебель/Мягкая мебель / Ангстрем / Диван Торнадо Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD