Обобщающий урок-игра по теме «Углеводороды». 10-й класс : Химия

При проведении урока класс предварительно делится на 5 групп, парты в кабинете объединяются в 5 станций. На каждой «станции» лежат перевернутые задания. Когда группа подходит к определенной станции они выбирают из стопки задание  и выполняют его в течение 7 минут. Затем по условному знаку (хлопок, таймер и прочее) капитан команды несет задание на проверку, а группа-команда перемещается дальше. И так пока каждая из групп не проходит весь круг заданий. Результаты выполненных заданий фиксируются в общей таблице. 

Оборудование: таблички с названиями станций, банки заданий для каждой станции, листы бумаги для выполнения заданий, набор для составления шаростержневых моделей.
Данный урок хорош тем, что нетолько позволяет выявить уровень обученность учащихся по данной теме, но и восполнить некоторые пробелы у ребят и повысить их  эрудированность. А также учит их командному взаимодействию в условиях ограниченного времени. Нестандартная форма урока позволяет психологически расслабиться некоторым ребятам, снимает их зажатость, раскрывает их способности.

Станции.

1. Получение вещества. Получив задание необходимо написать как можно больше способов получения данного вещества.

Карточки

Этилен Ацетилен Пропилен Метилбензол
Хлорбензол Дибромэтан Бутан Пропин

2. Химические свойства. На карточке с заданием написано название вещества необходимо написать уравнения химических реакций этого вещества.

Карточки

Хлорэтан Этилен Пропилен Бутан
Бензол Ацетилен Циклобутан Пропин

3. Реши задачу. Даны карточки с двумя задачами по теме «Нахождение формулы»

Карточки.

1 1. Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 14, 3 % водорода. Плотность паров по водороду равна 28.
2. При сгорании 0,224 л углеводорода образовалось 448 мл углекислого газа и 0,54 г воды. Плотность его составляет1,34 г/л
2 1. Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 83,3% углерода. Плотность углеводорода при н.у. равна 3, 21г/л.
2. При сгорании 0,224 л углеводорода образовалось 448 мл углекислого газа и 0,54 г воды. Плотность его составляет1,34 г/л
3 1. Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 85,7% углерода. Плотность паров по водороду равна 35.
2. При сгорании 0,224 л углеводорода образовалось 448 мл углекислого газа и 0,54 г воды. Плотность его составляет1,34 г/л
4 1. Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 85,7% углерода. Плотность паров по водороду равна 28.
2. При сгорании углеводорода образовалось 0,88 г углекислого газа и 0,27 г воды. Относительная плотность по кислороду равна 1,69. Определите формулу.
5 1. Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 15,79 % водорода. Плотность паров по воздуху равна 3,93.
2. При сгорании углеводорода образовалось 0,88 г углекислого газа и 0,27 г воды. Относительная плотность по кислороду равна 1,69. Определите формулу.
6 1. Определите формулу алкина, если его относительная плотность по азоту равна 3,857.
2. При сгорании углеводорода образовалось 0,88 г углекислого газа и 0,27 г воды. Относительная плотность по кислороду равна 1,69. Определите формулу.
7 1. 2,3г алкена присоединяют 3 г соляной кислоты. Определите его формулу.
2. При полном сгорании углеводорода образовалось 1,76 г углекислого газа и 0,72 г воды относительная плотность по азоту равна 1. Найдите формулу углеводорода.
8 1. Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 20 % водорода. Плотность паров по воздуху равна 1,034.
2. При полном сгорании углеводорода образовалось 1,76 г углекислого газа и 0,72 г воды относительная плотность по азоту равна 1. Найдите формулу углеводорода.
9 1. Определите формулу циклоалкана, если его относительная плотность по кислороду 2,625.
2. При полном сгорании углеводорода образовалось 1,76 г углекислого газа и 0,72 г воды относительная плотность по азоту равна 1. Найдите формулу углеводорода.
10 1. 140 г алкена присоединяют 36г воды. Определите его формулу.
2. При сгорании углеводорода образовался углекислый газ количествам 0,5 моль и столько же воды. Относительная плотность по азоту 1,5. Определите молекулярную формулу вещества.
11 1. 21 г алкена присоединяют 11,2 л брома. Определите его формулу.
2. При сгорании углеводорода образовался углекислый газ количествам 0,5 моль и столько же воды. Относительная плотность по азоту 1,5. Определите молекулярную формулу вещества.
12 1. Определите формулу алкена, если его относительная плотность по водороду равна 29.
2. При сгорании углеводорода образовался углекислый газ количествам 0,5 моль и столько же воды. Относительная плотность по азоту 1,5. Определите молекулярную формулу вещества.

3. Цепочка. Осуществить цепочку химических превращений.

Карточки.

4. Угадай кто я? Даны описания вещества, его спсобов получения, нахождение в природе, перечислены области его применения, биологическое воздействие, по которым необходимо определить вещества и составить его щаростержневую модель.

Карточки.

1 Большую часть этого вещества (около 85 %) в промышленности получают дегидрированием этилбензола при температуре 600—650°С, атмосферном давлении и разбавлении перегретым водяным паром в 3 — 10 раз. Используются оксидные железо-хромовые катализаторы с добавкой карбоната калия. Он  — яд общетоксического действия, он обладает раздражающим, мутагенным и канцерогенным эффектом и имеет очень неприятный запах . При хронической интоксикации у рабочих бывают поражены центральная и периферическая нервная система, система кроветворения, пищеварительный тракт, нарушается азотисто-белковый, холестериновый и липидный обмен, у женщин происходят нарушения репродуктивной функции. Он  проникает в организм в основном ингаляционным путём. При попадании на слизистые оболочки носа, глаз и глотки паров и аэрозоля он вызывает их раздражение. Он применяют почти исключительно для производства полимеров.
2 Бесцветная подвижная летучая жидкость с резким запахом, проявляет слабое наркотическое действие. Входит в состав растворителей. Пары этого вещеста могут проникать через неповрежденную кожу и органы дыхания, вызывать поражение нервной системы (заторможенность, нарушения в работе вестибулярного аппарата), в том числе необратимое. Поэтому работать с ним и растворителями, в состав которых он входит, необходимо в прочных резиновых перчатках в хорошо проветриваемом помещении или с использованием вытяжной вентиляции. толуол является сильно токсичным ядом, влияющим на функцию кроветворения организма, аналогично бензолу. Нарушение кроветворения проявляется в цианозе и гипоксии. В целом, он, как и другие гомологи бензола, очень токсичен, его длительное воздействие может привести к необратимым поражениям ЦНС, кроветворных органов и создать предпосылки для возникновения энцефалопатии. Канцерогенность его  не подтверждена. Молярная масса его равна 94 г/моль.
3 Изобретателем этого вещества считается немецкий инженер Ганс фон Пехманн, который впервые случайно получил этот продукт в 1899 году. Однако это открытие не получило распространения. Вторая жизнь его началась в 1933 году благодаря инженерам Эрику Фосету и Реджинальду Гибсону. Сначала онн использовался в производстве телефонного кабеля и лишь в 1950-е годы стал использоваться в пищевой промышленности как упаковка. Горит голубоватым пламенем, со слабым светом [4], при этом издаёт запах парафина[5], то есть такой же, какой исходит от горящей свечи. Это вещество находит очень широкое применение. Его используют как упаковку, из него делают скотч, различную тару. Также делают трубы для канализации, дренажа. Используют в качестве изоляционного материала и др. При нагревании его на воздухе выше 120 °С возможно выделение в атмосферу летучих продуктов термоокислительной деструкции, содержащих уксусную кислоту, формальдегид (оказывает общетоксичное действие), ацетальдегид (вызывает раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей, удушье, резкий кашель, бронхиты, воспаление легких), оксид углерода (вызывает удушье).
4 Это вещество – бесцветная жидкость со специфическим сладковатым запахом. Он  входит в состав бензина, широко применяется в промышленности, является исходным сырьём для производства лекарств, различных пластмасс, синтетической резиныкрасителей. Хотя бензол входит в состав сырой нефти, в промышленных масштабах он синтезируется из других её компонентов. Токсиченканцерогенен. С воздухом образует взрывоопасные смеси. При непродолжительном вдыхании паров бензола не возникает немедленного отравления, поэтому до недавнего времени порядок работ с бензолом особо не регламентировался.
В больших дозах бензол вызывает тошноту и головокружение, а в некоторых тяжёлых случаях отравление может повлечь смертельный исход. Первым признаком отравления бензолом нередко бывает эйфория. Пары бензола могут проникать через неповрежденную кожу. Жидкий бензол довольно сильно раздражает кожу. Если организм человека подвергается длительному воздействию бензола в малых количествах, последствия также могут быть очень серьёзными. В этом случае хроническое отравление бензолом может стать причиной лейкемии и анемии. Сильный канцероген.
5 Относится к диеновым углеводородам. Это  — газ с характерным запахом, склонен к полимеризации. Он  применяется при производстве каучуков.
Его  каучуки получают полимеризацией на стереоскопических катализаторах. Каучук относится к каучукам общего назначения. Обладает высокой износо- и морозостойкостью. Устойчив к многократным деформациям. В сочетании с другими каучуками его применяют в
шинном производстве, а также в производстве обуви и других изделий. Его молярная масса равна 54 г/моль
6 При нормальных условиях — бесцветный газ, легче воздуха. Чистый 100 % ацетилен не обладает запахом, однако технический газ содержит примеси, которые придают ему резкий запах. Малорастворим в воде, хорошо растворяется в ацетоне. Он требует большой осторожности при обращении. Может взрываться от удара, при нагреве до 500°C или при сжатии до 1,4 атм при комнатной температуре. Струя это вещества, выпущенная на открытый воздух, может загореться от малейшей искры, в том числе от разряда статического электричества с пальца руки. Для хранения его используются специальные баллоны, заполненные пористым материалом, пропитанным ацетоном. Он также обнаружен на Уране и Нептуне. Это вещество используют: для сварки и резки металлов, как источник очень яркого, белого света в автономных светильниках, где он получается реакцией карбида кальция и воды (карбидная лампа), в производстве взрывчатых веществ, для получения уксусной кислотыэтилового спиртарастворителейпластических масс, каучука, ароматических углеводородов, для получения технического углерода, в ракетных двигателях (вместе с аммиаком)
7 Это представитель алкеновых. Он представляет собой газообразное вещество с низкой температурой кипения. Его используют для получения изопропилового спирта и ацетона, для синтеза альдегидов, для получения акриловой кислоты и акрилонитрила, полипропилена, пластмасс, каучуков, моющих средств, компонентов моторных топлив, растворителей. Его относительная плотность по водороду составляет  21.
8 Его стали широко применять в качестве мономера перед Второй мировой войной в связи с необходимостью получения высококачественного изоляционного материала, способного заменить поливинилхлорид. Основным промышленным методом получения этого вещества является пиролиз жидких дистиллятов нефти или низших насыщенных углеводородов. В смеси с кислородом использовался в медицине для наркоза вплоть до середины 80-х годов ХХ века в СССР и на ближнем Востоке. Он является фитогормоном практически у всех растений, среди прочего отвечает за опадание иголок у хвойных. Его молекулярный вес равен 28 г/моль
9 Сэр Гемфри Дэви (учёный-химик) ещё в 1813 г. заключил из своих анализов, что рудничный газ есть смесь этого газа с небольшим количеством азота N2 и угольного ангидрида СО2 — т.е., что он качественно тождественен по составу с газом, выделяющимся из болот.  Является парниковым газом, в этом отношении, более сильным, чем углекислый газ, из-за наличия глубоких вращательных полос поглощения его молекул в инфракрасном спектре. Если степень воздействия углекислого газа на климат условно принять за единицу, то парниковая активность того же молярного объема этого газа составит 21-25 единиц. Применяется в качестве топлива и сырья в органическом синтезе.
10 Чистый он не имеет запаха, однако в технический газ могут добавляться компоненты, обладающие запахом. Как представитель углеводородных газов пожаро- и взрывоопасен. Малотоксичен, но оказывает вредное воздействие на центральную нервную систему (обладает слабыми наркотическими свойствами). Является исходным сырьём для производства растворителей.
В пищевой промышленности он зарегистрирован в качестве пищевой добавки E944. Антифламинги, глазирующие агенты — добавки с индексом (E-900 – E-999) предотвращают образование пены, помогают достичь однородной консистенции продуктов.
Смесь из осушенного чистого этого вещества подходит для функционального замещения устаревших хладагентов в традиционных стационарных холодильных установках и систем кондиционирования воздуха.
11 Это вещество при н. у. — бесцветный газ, без запаха и вкуса. Молярная масса — 30,07. Обладает слабым наркотическим действием (ослаблено за счет низкой растворимости в жидкостях организма). В промышленности получают из нефтяных и природных газов, где он составляет до 10 % по объему. В России содержание его в нефтяных газах очень низкое. В США и Канаде (где его содержание в нефтяных и природных газах высоко) служит основным сырьем для получения этилена. Предположительно, что на поверхности Титана (спутник Сатурна) в условиях низких температур (– 180 °C) существуют целые озёра и реки из жидкой смеси этого вещества и метана.
12 Бесцветные жидкости с характерным запахом. Малорастворимы в воде, хорошо растворяются в органических растворителях. Проявляют свойства ароматических соединений. Содержит углеводородные радикалы. Молекулярный вес этого вещества составляет 106 г/моль. Применяют как растворители лаков, красок, мастик и др. Используют в синтезе красителей, применяется как сырьё для синтеза терефталевой кислоты — полупродукта для получения полиэтилентерефталата, который служит  сырьем для производства синтетического волокна –  лавсана.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок окружающего мира во 2-м классе "Царство животных" :: Урок окружающего мира по программе "2100" "Горные экосистемы". 2-й класс :: Басни И.А. Крылова :: Обучение грамоте "Алфавит" :: Перспективно-календарный план воспитательной работы для начальной школы :: Волшебный лагерь (Magic Camp) :: Мебель/Мебель для детской/Детские кровати и диваны/Колыбели / M-Style / Детская кроватка Rail up ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD