Интегрированный урок (химия + изобразительное искусство) "Изучение химического состава и применение рисовальных материалов" : Химия

Цель урока: формирование у учащихся химических знаний, интереса к предмету через изобразительное искусство, формирование УУД.

Задачи:

  • формирование у учащихся единой картины мира;
  • познакомить учащихся с различными художественными средствами и их химическим составом;
  • формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению химии и изобразительного искусства;
  • развивать навыки работы с новыми для учащихся художественными материалами.

Тип урока: Межпредметное обобщение материала.

Форма проведения урока: Интегрированный урок химии и изобразительного искусства.

Оборудование и реактивы: рисунки, выполненные различными материалами, кристаллическая решетка графита, уголь, карандаши, пастель, сангина, акварельные краски, сера, оксид железа (III), сажа, оксид хрома (II).

Эпиграф: «Искусство – это иной мир; я наслаждаюсь им, испытывая чувство огромной признательности». (Поль Калле.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Объяснение цели и задач урока

Действительно, искусство – это иной мир, куда можно войти и жить в нем. Люди вошли в этот мир еще в древности. Представьте сцену, происходящую в пещере доисторические времена. Первобытный человек сидит перед костром. Подбрасывая в огонь ветки, и орудуя обуглившейся палкой, наш предок случайно проводит ею по стене и обнаруживает, что она оставляет за собой след. Так, в его арсенале появляется нехитрый способ изображать различные знаки и символы. Он заходит постепенно в иной мир искусства.

Искусство – это отражение действительности в художественных образах.

Существуют различные виды искусств, но сегодня мы остановимся на изобразительном искусстве и его взаимосвязи с химией.

Химия – это наука о веществах и их превращениях друг в друга.

С глубокой древности художники применяли в качестве рисовального материала древесный уголь.

Слово учителю изобразительного искусства: Уголь (демонстрация) – обладает большим тональным диапазоном, удобен в работе, легко стирается, не заменим при исполнении больших рисунков. Им удобно пользоваться в эскизных работах и белых набросках. Простым углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и других материалах пригодных для рисунков. (демонстрация рисунков нарисованных углем) посмотрите на портрет И. С. Остроухова (художника коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве) выполненного И. Репиным углем.

Образ на портрете излучает энергию и бодрость. Свободно и даже несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечено фигура. Нейтральный спокойный тон, точка зрения снизу подчеркивает ощущения величавой властности.

Уголь продается в магазинах художественного фонда, но его можно приготовить самому.[3]

Слово учителю химии: Для приготовления древесного угля необходимо взять пучок березовых, ореховых или ивовых прутьев, обмазать их глиной и положить в печь, лучше на горячий уголь. Таким образом, можно приготовить угольки различной толщины и формы, круглые и граненные. Надо сказать, что простой рисовальный уголь слабо держится на бумаге и рисунок необходимо вовремя зафиксировать. Этот процесс был изобретен в Италии в 15 веке. Тогда рисовали на бумаге, уже заранее покрытой слоем клея, когда рисунок был готов, его подвергали действию водяных паров и таким образом закрепляли. Иногда рисунок помещали в ванну с раствором клея. В настоящее время используют лак фиксатор. Также можно фиксировать снятым молоком, процеженным и разбавленным водой, раствором канифоля в бензине или денатурате (кусочек канифоли с грецкий орех на 3/4 стакана). Фиксирует пульверизатором постепенно в несколько приемов, не допускать образования капель.[8]

Слово учителю изобразительного искусства: Благодаря своим качествам уголь до сих пор остается удобным материалом рисунка и широко применяется современными художниками в сочетании с другими предметами, например с графитовым карандашом.

Посмотрите на картину нарисованную художником Эдгар Дега (1834-1917) с помощью карандаша и угля «Танцовщица, поправляющая пуанту». Обратите внимание на линии, которые наносил художник для придания формы и очертания, передачи объемности определения поверхности, придания движения и направления, для подчеркивания эмоции.

Слово учителю химии: Карандаш стал настолько привычным атрибутом нашей жизни что лишь, немногие отдают себе отчет в том, что он изобретен относительно недавно. Английское название карандаша «Pencil» происходит от латинского «pencillus» означающего «маленький хвост» – первоначально так называли маленькие кисточки, которые римляне использовали для письма. Первым карандашом стал свинец, который отчетливо оставляет след, заключенный в деревянную оболочку. Но такой карандаш писал плохо. Рождение современного карандаша связывают с ураганом, который случился в Англии под корнями, поваленного 1564 году дерева было открыто месторождение чистого графита, или черного углерода в твердом состоянии. Поначалу графит использовали в виде отколотых кусочков, которые оборачивали бечевой, чтобы не испачкать пальцы. Такие графитовые рисовальные камни продавались в Лондоне уличными торговцами. Они выкрикивали:

«Покупайте камень рисовальный,
с ним вы никогда не пропадете;
Есть красный как заря,
Есть и черный как смола».

Графит – аллотропное видоизменение, темно-серого цвета, жирное на ощупь кристаллическое вещество с металлическим блеском. В нем атомы углерода находятся в SP2-гибридизации, образуя параллельные слои из плоских шести угольников. Внутри слоя атомы связаны гораздо прочнее, чем между слоями (демонстрация кристаллической решетки).

Поэтому кристаллы графита имеют пластинчатую структуру: этим объясняется пишущие свойства карандаша.

«Графит» – от греческого слова «граф» то есть писать.

Изготовление современных карандашей начинается с тщательного измельчения графита и глины. В конечном итоге получают мельчащие частицы, образующие в воде суспензию. После того как частицы в водном растворе тщательно перемешиваются и гомосенеризуются, вода удаляется, а полученная паста смешивается в огромном прессе. Затем смесь под давление прогоняется через изготовленное из алмаза формирующее отверстие в нижней части цилиндра, диаметр отверстия равен конечному диаметру грифеля, доводится до белого каления, наносится на восковое покрытие и он готов к помещению в деревянную оболочку (демонстрация карандашей). [5]

Слово учителю изобразительного искусства: На рисунке Ж. Д. Энгра «Портрет дочери Льюсена Бонапарта» и «Портрет мадам Детуш» из его знаменитой серии портретов современников мы видим, что художник оперирует в основном линией. К. П. Брюллов также отдал дань графитному карандашу в его рисунке «Полина Виардо» тончайшая моделировка объема средствами светотени.

Издавна человек использовал пигменты, как популярный материал для изображения к наиболее популярному виду этого рода красочного материала принадлежит сангина. Она привлекательна своим красивым теплым тоном коричневатым и красноватым.

Выбирают такого оттенка, который лучше отвечает особенностям натуры. Сангина позволяет достигать больших тональных эффектов. (Демонстрация картины А.Ватто «Молодая женщина»)

Сангиной рисует и штрихом, растушевывая ее на бумаге. Таким образом, можно писать важнейшие тональные нюансы.[6]

Слово учителю химии: Натуральная сангина – продукт минерального происхождения, состоит из глинистого материала алюмосиликата, окрашенного безводным оксидом железа, залегает в вулканических породах, имеет природный обжиг. Все краски натурального происхождения известны людям с незапамятных времен. Сангина, богатая содержанием железных оксидов имеет интенсивный красно – коричневый светоустойчивый цвет (демонстрация сангины). Впервые сангина была найдена в Италии затем во Франции, есть и в недрах нашей страны. Часто художники рисуют сангиной в сочетании с другими материалами, в частности с соусом.

Слово учителю изобразительного искусства: Соус – как материал рисунка стал известен в конце 18 – начале 19 века. Большим мастером рисунка в этой технике проявил себя И. Н. Крамской оставивший большое количество рисунков, выполненных этим новым тогда материалом, например, «Портрет С. Н. Крамской». Соус, или черный мел, внешне похож на сангину, он бывает черного, серого и коричневого цвета. Имеет большую красящую силу и дает красивые бархатистые тона: от очень темных до очень светлых, с большим числом тональных градаций между ними. Соусом можно делать как быстрые наброски, так и длительные, тщательно моделированные рисунки (демонстрация картин). Сухим способом работают соусом примерно также как и углем. Он хорошо растворим в воде, поэтому им можно работать и кистью (мокрый способ). Интересен прием, когда сначала весь лист закрывают темно – серым тоном разбавленного водой соуса. По высыхании этой заливки ее тон принимают за общую тональность будущего рисунка, выбирает сначала светлые места потоп полутона. Работу завершают усилением глубоких теней мокрым или сухим соусом. [7]

Слово учителю химии: Соус приготовляют из порошка тонко перемолотых продуктов сгорания, которые добавляется слабый раствор растительного клея. Затем соус прессуется. Он известен как легкий и жирный материал, в сухом виде сильно крошится, что почти не позволяет прибегать к штриховой технике исполнения рисунка, имеет плохое сцепление с поверхностью бумаги, легко стирается и высыпается.

Рисунки, выполненные сухим соусом, рекомендуется хранить под стеклом или же фиксировать их слабым раствором сахарной воды, 5% раствором желатина или казеин.
Следующий рисовальный материал пастель.

Слово учителю рисования:Самые ранние сведения о применении техники пастели рисунке дал Джованни Паоло Ломацио. Соединение черного карандаша сангины с цветными мелками по-итальянски называется пастель. Рисовать пастелью любили многие художники, например французский художник Э. Дега (демонстрация картины).

Пастель представляет собой восковые мелки, и рисуют ею также как и сангиной. Однако, пастель мягче, нежнее по составу и позволяет создавать тонкие по живописи и колориту работы. Рисующий пастелью, имеет перед собой как бы палитру готовыми смесями различного цвета. Остается только подобрать необходимые оттенки для изображения натуры. При бережном хранении пастель не меняется. [7]

img5.jpg (16749 bytes)

Слово учителю химии: Исходный материал для изготовления пастельных карандашей – пигмент, глина, мел, клей. Ее приготовляют, замешивая пигмент с водой до тестообразного состояния. Если пигмент не содержит глины, то его растирают с незначительным количеством связующего мела, гипса. Хорошо размешивают пастообразную массу, формируют в металлической или стеклянной трубке. Освобожденные от формы, палочки высушивают при умеренном тепле (демонстрация пастельных карандашей). Рисунки, сделанные пастелью, необходимо беречь от сотрясений, прикосновений, а также влажного воздуха. [1]
При обучении живописи применяют также акварельные краски, которые выпускаются в плитках, тюбиках, чашечках. Она лучше всего подходит для начинающих художников и для выполнения учебных рисунков. Акварель – это водяные прозрачные краски. Название "акварель" происходит от латинского "AQUA" – вода. Однако вода в акварельной живописи – это только разбавитель. Сами краски изготавливаются из стойких пигментов (красителей) и связующих веществ. Состав: растительные прозрачные клеи – гуммиарабик; глицерин, сахар (пластичность, удерживает влагу); бычья желчь (не скатываются краски в капли); фенол (не разрушение плесенью). Свойства связующих веществ позволяют акварели иметь главное достоинство – прозрачность тонкого красочного слоя. Акварельные краски состоят из тонко-тертого красящего вещества и связующего материалов клея, меда, глицерина (демонстрация этих веществ, лабораторная работа «Приготовление акварельных красок»). [4]

Слово учителю изобразительного искусства: Техника акварели отличается особой сложностью, так как исправления практически невозможны. Художник должен уметь точно определить количество воды, которое необходимо добавить в краску, чтобы добиться нужного эффекта. Сначала наносят светлые тона, для получения которых краски необходимо развести водой; затем – тёмные тона. Наиболее часто используют следующие акварельные техники: размывки, лессировки, работу "по сухому" и "по сырому". Не следует брать на кисть слишком много краски, чтобы она не потеряла присущей ей яркости. Акварель ценится за качества, присущие только ей, – прозрачность, легкость, воздушность. Она позволяет передавать резкие, яркие мазки и нежные заливки с тончайшими переливами темных и светлых тонов. Ею можно выполнять и длительные, детально проработанные рисунки и быстрые, почти мгновенные. Это позволяет передать многообразие явлений и предметов действительности.[2]

Самостоятельная работа с приготовленной акварельной краской

Обобщение темы: Итак, мы сегодня на уроке проследили, в чем выражается взаимосвязь между химией и изобразительным искусством. Задача химии – не только изучать вещества, их превращения, но и получать их для практического применения, знакомиться с их свойствами, в частности, как рисовальный материал для художников. А создание высокохудожественных произведений изобразительного искусства невозможно без профессиональной культуры владения техникой рисунка и знаний свойств рисовальных материалов.

Заканчивая урок, можно сказать, что мир изобразительного искусства прекрасен и удивителен, а дорога туда начинается в твоей душе, в твоем сердце.

Уместно привести слова Б. Неменского: «Учись раскрывать свою душу для красоты, учись смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Не каждый, кто смотрит, умеет видеть».

Домашнее задание. Изготовить угольный карандаш.

Используемая литература:

  1. Школа рисования. Карандаш. Поль Калле. Минск, 2003
  2. Рисунок. А.М. Серов. М. Просвещение, 1973.
  3. Искусство и ты. Е. И. Коротеева, М. Просвещение, 2002
  4. Словарь химических терминов. М. Просвещение, 1971.
  5. Под знаком углерода. Л.Д. Вишневский. М. Просвещение, 1983.
  6. Материалы и техника рисунка. Под. ред. В.А. Королева. М. Изобразительное искусство, 1984.
  7. «Основы рисования». М. Н. Н. Анисимов.
  8. Увлекательная химия. Л. Е. Семин. М. Просвещение, 1978
Читать еще:


Новые материалы:

Сочинение-описание по картине Левитана "Золотая осень" :: Своя игра. Игра по русскому языку для учащихся 4 класса :: Урок русского языка по теме "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова" :: Урок литературного чтения в 1-м классе "С.В. Михалков «Мой щенок»" :: Урок обучения грамоте в 1-м классе по учебнику В.Г. Горецкого по теме "Русская азбука" :: Кузя и семейка троллей ( Hugo ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Неман / Шкаф Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD