Программа элективного курса "Органическая химия. Учебно-тренировочный курс" (34 ч.) : Химия

Пояснительная записка

Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней школы, изучающих химию на базовом уровне. Программа рассчитана на 1 ч. в неделю. В работе используется УМК Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. Данный элективный курс призван развивать интерес обучающихся к химии, систематизировать и углубить знания учащихся по органической химии, способствовать успешной подготовке учащихся к итоговой аттестации по химии.

Содержание элективного курса сопряжено с основным курсом органической химии. Это дает возможность закреплять учебный материал через систему задач и упражнений, выполнение индивидуальных и групповых работ (рефератов, презентаций, проектов, отчетов по проведению практических работ и др). Это способствует углублению и расширению знаний, приобретению более прочных знаний по органической химии обучающимися.

Цель курса: создание условий для обобщения, систематизации и конкретизации знаний учащихся о химических свойствах органических соединений важнейших классов; развитию умений применять знания для решения учебных и практических задач по органической химии.

Задачи курса:

  • Углублять, систематизировать и расширять знания учащихся о химических свойствах органических соединений важнейших классов;
  • Развивать умения применять знания для решения учебных и практических задач, в том числе и в новой, нестандартной ситуации;
  • Способствовать развитию познавательного интереса и информационной компетентности обучающихся;
  • Создавать условия для подготовки учащихся к итоговой аттестации по химии.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что после успешного освоения элективного курса учащиеся расширят базовые знания по органической химии, усовершенствуют умения по написанию химических реакций, иллюстрирующих химические свойства органических соединений важнейших классов, познакомятся с вариативными и нестандартными учебными и практическими заданиями и методами их решения, углубят представления о генетической взаимосвязи органических веществ.

По окончанию курса учащиеся должны знать:

  • Классификацию органических соединений различных классов.
  • Принципы номенклатуры органических соединений различных классов;
  • Химические свойства органических соединений важнейших классов.
  • Области применения некоторых органических соединений в практической деятельности человека.
  • Генетическую взаимосвязь между классами органических соединений.

Уметь:

  • Составлять уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойств органических соединений различных классов.
  • Устанавливать связь между строением и свойствами органических веществ.
  • Использовать имеющиеся знания для решения учебных и практических задач по органической химии.
  • Проводить самостоятельный поиск информации.

Программа реализуется при использовании традиционных и современных педагогических технологий, включая ИКТ – технологию. Форма организации учебного процесса – семинары, практикумы, консультации, выполнение проектных заданий и др.

Содержание курса

Теория химического строения органических веществ. Зависимость свойств органических веществ от химического строения. Классификация органических веществ. Электронная природа химической связи в молекулах органических соединений. Гибридизация атома углерода в молекулах органических веществ. Ковалентная химическая связь в молекулах органических веществ. Изомерия.

Алканы. Номенклатура алканов. Химические свойства алканов (реакции галогенирования, окисления, нитрования). Способы получения алканов.

Циклоалканы. Номенклатура, химические свойства циклоалканов. Способы получения циклоалканов.

Алкены. Номенклатура этиленовых углеводородов. Химические свойства (реакции присоединения водорода, галогенов, галогеноводородов, воды; реакции окисления и полимеризации). Правило Марковникова. Получение этилена. Способы получения алкенов.

Алкадиены. Классификация и номенклатура алкадиенов. Химические свойства алкадиенов. Полимеризация алкадиенов, применение.

Алкины. Номенклатура ацетиленовых углеводородов, химические свойства алкинов. Способы получения алкинов.

Ароматические углеводороды. Химические свойства бензола. Гомологи бензола. Химические свойства толуола. Способы получения аренов.

Спирты. Классификация спиртов. Предельные одноатомные спирты. Номенклатура предельных одноатомных спиртов. Химические свойства предельных одноатомных спиртов, способы их получения. Многоатомные спирты. Химические свойства глицерина и этиленгликоля.

Фенол. Кислотные свойства фенола. Химические свойства фенола, его получение и применение.

Альдегиды, номенклатура, характерные химические свойства альдегидов. Получение альдегидов.

Кетоны. Строение, номенклатура. Химические свойства и получение.

Карбоновые кислоты. Номенклатура карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот. Реакция этерификации. Сложные эфиры. Получение сложных эфиров и их гидролиз. Жиры.

Углеводы. Классификация углеводов. Глюкоза. Характерные химические свойства глюкозы. Дисахариды, гидролиз сахарозы.

Амины, номенклатура аминов. Химические свойства аминов. Получение аминов. Анилин. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина).

Аминокислоты, их строение и кислотно-основные свойства. Получение аминокислот.

Практические работы:

  1. “Получение этилена и изучение его свойств”.
  2. “Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств”.
  3. “Решение экспериментальных задач”.

Типовые расчетные задачи

  1. Вычисление относительной молекулярной массы веществ по его формуле.
  2. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.
  3. Вычисление массы растворителя и массы растворенного вещества.
  4. Вычисление массы определенного количества вещества.
  5. Вычисление количества вещества (в молях), содержащегося в определенной массе вещества.
  6. Вычисление относительных плотностей газообразных веществ.
  7. Вычисление объема определенного количества газообразного вещества при нормальных условиях.
  8. Вычисление массы газообразного вещества, занимающего определенный объем при нормальных условиях.
  9.  Вычисление объема определенной массы газообразного вещества при нормальных условиях.
  10.  Нахождение простейшей химической формулы вещества по массовым долям элементов.
  11.  Вычисление массы продукта реакции по известным массам исходных веществ, если одно из них взято в избытке.
  12.  Вычисление массы продукта реакции по известной массе одного из вступивших в реакцию веществ.
  13.  Вычисление объема газа, необходимого для реакции с определенным объемом другого газа.
  14.  Вычисление выхода продукта в процентах от теоретически возможного.
  15.  Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную долю примеси.
  16.  Установление молекулярной формулы газообразного вещества по продуктам сгорания.

Тематический план

Тема занятия Кол-во часов
Тема 1. Многообразие органических веществ (5 часов)
1 Введение. Классификация органических веществ. 1
2 ТХС А.М. Бутлерова. 1
3 Ковалентная химическая связь в молекулах органических веществ. 1
4 Гибридизация атома углерода в молекулах органических веществ 1
5 Изомерия. 1
Тема 2. Углеводороды (11 часов)
6 Предельные углеводороды 1
7 Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества 1
8 Циклоалканы. Получение и свойства 1
9 Непредельные углеводороды ряда этилена 1
10 Практическая р-та №1. Получение этилена и изучение его свойств 1
11 Непредельные углеводороды с двумя двойными связями 1
12 Непредельные углеводороды с тройной связью 1
13 Ароматические углеводороды 1
14 Генетическая связь между углеводородами различных классов 1
15 Решение расчетных задач 1
16 Зачет по теме: “Углеводороды” 1
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения (12 часов)
17 Предельные одноатомные спирты 1
18 Многоатомные спирты 1
19 Фенолы 1
20 Альдегиды 1
21 Кетоны 1
22-23 Карбоновые кислоты 2
24 Практическая р-та №2 “Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств” 1
25 Сложные эфиры. Жиры 1
26 Моносахариды. Глюкоза. Химические свойства глюкозы. Сахароза 1
27 Генетическая связь между классами органических соединений 1
28 Зачет по теме: “Кислородсодержащие органические соединения” 1
Тема 4. Азотосодержащие органические соединения (6 часов)
29 Амины 1
30 Аминокислоты 1
31 Практическая р-та №3 “Решение экспериментальных задач” 1
32-33 Генетическая связь между классами органических соединений 2
34 Контрольный зачет 1

Литература

Для учителя:

  1. Кузьменко Н.Е. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. Т1,2. – М.: Экзамен, 2007г.
  2. Дерябина Н.Е. Органическая химия: Репетитор – тренажер для подготовки к экзамену. Ч1,2 - М. Центрхимипресс., 2009 г
  3. Рубинов П.Д. Химия: полный курс 8-11 кл. Мультимедийный репетитор – СПб.: Питер, 2010г.
  4. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. 11 класс. / Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2002 г.
  5. Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической химии. 10-11 кл. – М.:ВАКО, 2014 – 112 с.
  6. Радецкий А.М. и др. Дидактический материал по химии для 10-11 классов: Пособие для учителя – М.:Просвещение, 1999. – 79 с.

Для учащихся:

  1. Рудзитис Г.Е. Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват учреждений. – М: Просвещение, 2011 г.
  2. Еремин В.В. Органическая химия. Пособие для учащихся 10-11 классов. М.: Экзамен, 1998 г.
  3. Чертков И.Н., Иванова Р.Г. Химия: органическая химия. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006 г.
  4. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая волна, 2001 г.
  5. Цветков Л.А. Органическая химия: Учеб. для 10 кл. сред. шк.-М.:Просвещение, 1998 г. – 240 с.

КИМ ЕГЭ по химии текущего года.

Читать еще:


Новые материалы:

Соли аммония :: Урок химии в 9-м классе "Щелочные металлы" :: Химические свойства солей. 8-й класс :: Общешкольное экологическое мероприятие по теме "Глобальные экологические проблемы современности" :: Урок химии в 8-м классе на тему "Простые вещества-неметаллы" :: Безымянный проект Барби ( Barbie ), 2018 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Угловые столы / Любимый Дом / Стол компьютерный угловой Джинс 507.080 сантана/джинс/желтый бриллиант ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как вывести гормоны из организма и похудеть

Как вывести гормоны из организма Во-первых, основное правило, которое надо помнить при прекращении гормональной терапии, это постепенное уменьшение принимаемой...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Комплекс питания для похудения

Наборы « Худеем за неделю» – 500 ккал в день Внутри картонных коробок « Худеем за неделю» спрятана диетическая еда и инструкция с программой питания. Производитель...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как с бумаги убрать жир

Как с бумаги убрать жирное пятно? Разные способы решения проблемы Наверняка многим из вас доводилось хоть однажды испортить важный документ, залив его чаем,...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как накачать крылья в тренажерном зале

Как эффективно прокачать крылья? Есть несколько пунктов, по которым нужно пройтись, чтобы процесс тренировок проходил максимально эффективно. Поэтому предлагаем...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD