Программа элективного курса "Органическая химия. Учебно-тренировочный курс" (34 ч.) : Химия

Программа элективного курса "Органическая химия. Учебно-тренировочный курс" (34 ч.) : Химия

Пояснительная записка

Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней школы, изучающих химию на базовом уровне. Программа рассчитана на 1 ч. в неделю. В работе используется УМК Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. Данный элективный курс призван развивать интерес обучающихся к химии, систематизировать и углубить знания учащихся по органической химии, способствовать успешной подготовке учащихся к итоговой аттестации по химии.

Содержание элективного курса сопряжено с основным курсом органической химии. Это дает возможность закреплять учебный материал через систему задач и упражнений, выполнение индивидуальных и групповых работ (рефератов, презентаций, проектов, отчетов по проведению практических работ и др). Это способствует углублению и расширению знаний, приобретению более прочных знаний по органической химии обучающимися.

Цель курса: создание условий для обобщения, систематизации и конкретизации знаний учащихся о химических свойствах органических соединений важнейших классов; развитию умений применять знания для решения учебных и практических задач по органической химии.

Задачи курса:

  • Углублять, систематизировать и расширять знания учащихся о химических свойствах органических соединений важнейших классов;
  • Развивать умения применять знания для решения учебных и практических задач, в том числе и в новой, нестандартной ситуации;
  • Способствовать развитию познавательного интереса и информационной компетентности обучающихся;
  • Создавать условия для подготовки учащихся к итоговой аттестации по химии.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что после успешного освоения элективного курса учащиеся расширят базовые знания по органической химии, усовершенствуют умения по написанию химических реакций, иллюстрирующих химические свойства органических соединений важнейших классов, познакомятся с вариативными и нестандартными учебными и практическими заданиями и методами их решения, углубят представления о генетической взаимосвязи органических веществ.

По окончанию курса учащиеся должны знать:

  • Классификацию органических соединений различных классов.
  • Принципы номенклатуры органических соединений различных классов;
  • Химические свойства органических соединений важнейших классов.
  • Области применения некоторых органических соединений в практической деятельности человека.
  • Генетическую взаимосвязь между классами органических соединений.

Уметь:

  • Составлять уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойств органических соединений различных классов.
  • Устанавливать связь между строением и свойствами органических веществ.
  • Использовать имеющиеся знания для решения учебных и практических задач по органической химии.
  • Проводить самостоятельный поиск информации.

Программа реализуется при использовании традиционных и современных педагогических технологий, включая ИКТ – технологию. Форма организации учебного процесса – семинары, практикумы, консультации, выполнение проектных заданий и др.

Содержание курса

Теория химического строения органических веществ. Зависимость свойств органических веществ от химического строения. Классификация органических веществ. Электронная природа химической связи в молекулах органических соединений. Гибридизация атома углерода в молекулах органических веществ. Ковалентная химическая связь в молекулах органических веществ. Изомерия.

Алканы. Номенклатура алканов. Химические свойства алканов (реакции галогенирования, окисления, нитрования). Способы получения алканов.

Циклоалканы. Номенклатура, химические свойства циклоалканов. Способы получения циклоалканов.

Алкены. Номенклатура этиленовых углеводородов. Химические свойства (реакции присоединения водорода, галогенов, галогеноводородов, воды; реакции окисления и полимеризации). Правило Марковникова. Получение этилена. Способы получения алкенов.

Алкадиены. Классификация и номенклатура алкадиенов. Химические свойства алкадиенов. Полимеризация алкадиенов, применение.

Алкины. Номенклатура ацетиленовых углеводородов, химические свойства алкинов. Способы получения алкинов.

Ароматические углеводороды. Химические свойства бензола. Гомологи бензола. Химические свойства толуола. Способы получения аренов.

Спирты. Классификация спиртов. Предельные одноатомные спирты. Номенклатура предельных одноатомных спиртов. Химические свойства предельных одноатомных спиртов, способы их получения. Многоатомные спирты. Химические свойства глицерина и этиленгликоля.

Фенол. Кислотные свойства фенола. Химические свойства фенола, его получение и применение.

Альдегиды, номенклатура, характерные химические свойства альдегидов. Получение альдегидов.

Кетоны. Строение, номенклатура. Химические свойства и получение.

Карбоновые кислоты. Номенклатура карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот. Реакция этерификации. Сложные эфиры. Получение сложных эфиров и их гидролиз. Жиры.

Углеводы. Классификация углеводов. Глюкоза. Характерные химические свойства глюкозы. Дисахариды, гидролиз сахарозы.

Амины, номенклатура аминов. Химические свойства аминов. Получение аминов. Анилин. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина).

Аминокислоты, их строение и кислотно-основные свойства. Получение аминокислот.

Практические работы:

  1. “Получение этилена и изучение его свойств”.
  2. “Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств”.
  3. “Решение экспериментальных задач”.

Типовые расчетные задачи

  1. Вычисление относительной молекулярной массы веществ по его формуле.
  2. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.
  3. Вычисление массы растворителя и массы растворенного вещества.
  4. Вычисление массы определенного количества вещества.
  5. Вычисление количества вещества (в молях), содержащегося в определенной массе вещества.
  6. Вычисление относительных плотностей газообразных веществ.
  7. Вычисление объема определенного количества газообразного вещества при нормальных условиях.
  8. Вычисление массы газообразного вещества, занимающего определенный объем при нормальных условиях.
  9.  Вычисление объема определенной массы газообразного вещества при нормальных условиях.
  10.  Нахождение простейшей химической формулы вещества по массовым долям элементов.
  11.  Вычисление массы продукта реакции по известным массам исходных веществ, если одно из них взято в избытке.
  12.  Вычисление массы продукта реакции по известной массе одного из вступивших в реакцию веществ.
  13.  Вычисление объема газа, необходимого для реакции с определенным объемом другого газа.
  14.  Вычисление выхода продукта в процентах от теоретически возможного.
  15.  Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную долю примеси.
  16.  Установление молекулярной формулы газообразного вещества по продуктам сгорания.

Тематический план

Тема занятия Кол-во часов
Тема 1. Многообразие органических веществ (5 часов)
1 Введение. Классификация органических веществ. 1
2 ТХС А.М. Бутлерова. 1
3 Ковалентная химическая связь в молекулах органических веществ. 1
4 Гибридизация атома углерода в молекулах органических веществ 1
5 Изомерия. 1
Тема 2. Углеводороды (11 часов)
6 Предельные углеводороды 1
7 Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества 1
8 Циклоалканы. Получение и свойства 1
9 Непредельные углеводороды ряда этилена 1
10 Практическая р-та №1. Получение этилена и изучение его свойств 1
11 Непредельные углеводороды с двумя двойными связями 1
12 Непредельные углеводороды с тройной связью 1
13 Ароматические углеводороды 1
14 Генетическая связь между углеводородами различных классов 1
15 Решение расчетных задач 1
16 Зачет по теме: “Углеводороды” 1
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения (12 часов)
17 Предельные одноатомные спирты 1
18 Многоатомные спирты 1
19 Фенолы 1
20 Альдегиды 1
21 Кетоны 1
22-23 Карбоновые кислоты 2
24 Практическая р-та №2 “Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств” 1
25 Сложные эфиры. Жиры 1
26 Моносахариды. Глюкоза. Химические свойства глюкозы. Сахароза 1
27 Генетическая связь между классами органических соединений 1
28 Зачет по теме: “Кислородсодержащие органические соединения” 1
Тема 4. Азотосодержащие органические соединения (6 часов)
29 Амины 1
30 Аминокислоты 1
31 Практическая р-та №3 “Решение экспериментальных задач” 1
32-33 Генетическая связь между классами органических соединений 2
34 Контрольный зачет 1

Литература

Для учителя:

  1. Кузьменко Н.Е. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. Т1,2. – М.: Экзамен, 2007г.
  2. Дерябина Н.Е. Органическая химия: Репетитор – тренажер для подготовки к экзамену. Ч1,2 - М. Центрхимипресс., 2009 г
  3. Рубинов П.Д. Химия: полный курс 8-11 кл. Мультимедийный репетитор – СПб.: Питер, 2010г.
  4. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. 11 класс. / Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2002 г.
  5. Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической химии. 10-11 кл. – М.:ВАКО, 2014 – 112 с.
  6. Радецкий А.М. и др. Дидактический материал по химии для 10-11 классов: Пособие для учителя – М.:Просвещение, 1999. – 79 с.

Для учащихся:

  1. Рудзитис Г.Е. Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват учреждений. – М: Просвещение, 2011 г.
  2. Еремин В.В. Органическая химия. Пособие для учащихся 10-11 классов. М.: Экзамен, 1998 г.
  3. Чертков И.Н., Иванова Р.Г. Химия: органическая химия. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006 г.
  4. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая волна, 2001 г.
  5. Цветков Л.А. Органическая химия: Учеб. для 10 кл. сред. шк.-М.:Просвещение, 1998 г. – 240 с.

КИМ ЕГЭ по химии текущего года.

Читать еще:


Новые материалы:

Простейшие геометрические фигуры на плоскости (обобщающе-контролирующий урок по математике в 5-м классе с использованием информационных технологий) :: Урок по теме "Повторение. Логарифмы". 11-й класс :: Информационные технологии на уроках математики. Урок-проект по теме "Логарифмические уравнения и методы их решения" :: Подготовка учашихся к аттестации в тестовой форме за курс основной школы :: Урок получения новых знаний "Интеллектуальный экспресс" :: Одержимость ( Obsession ), 2015 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Вешалки/Напольные / Мебелик / Вешалка-стойка Босс 3 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD