Соединения химических элементов : Химия

Соединения химических элементов : Химия

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Соединения химических элементов”, уметь применять их при выполнении заданий практического характера.

Задачи:

  • Образовательные: организовать обобщение знаний и обеспечить понимание обучающимися основных понятий темы.
  • Развивающие: продолжить формирование учебно – познавательных компетенций: выделять главное, логически мыслить, умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать навыки самостоятельной работы, проведения эксперимента, соблюдая правила ТБ.
  • Воспитательные: создавать условия для увлеченного учения, формирования способов эффективного взаимодействия обучающихся; воспитывать чувство ответственности и гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Методы и методические приемы: фронтальный опрос, беседа, наглядные методы, рассказ с использованием опорной схемы, ИКТ, метод сотрудничества, демонстрация средств наглядности, лабораторный эксперимент, самостоятельная работа.

Формы деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование и реактивы: рисунок “Корабль знаний”, карточки с формулами веществ разных классов, “Волшебный цветок”, тренажеры; карточки “Этапы урока”, растворы кислот, щелочей, индикаторов; презентация “В мире веществ”; коллекция минералов: гранит, горный хрусталь, апатит, магнитный железняк, мрамор.

“Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать”.
Гете.

Этапы урока:

1. Химическая разминка.

2. Эстафета формул.

3. В мире веществ.

4. Формулы солей. Решение задач.

5. В царстве минералов.

6. Загадки о веществах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами проведем необычный урок - путешествие на волшебном “Корабле Знаний”.

Сообщение целей и задач урока.

2. Актуализация знаний.

1 этап “Химическая разминка”

1. Что изучает химия?

2. На какие группы можно разделить вещества по составу? (простые и сложные)

3. Перечислите основные признаки веществ каждого класса.

4. Определи классы веществ (по карточкам).

5. Назовите самый распространенный и необходимый оксид на нашей планете? (вода)

6. Эта кислота содержится в желудке человека (соляная кислота).

7. Как называются вещества, изменяющие окраску под действием кислот и щелочей? (индикаторы).

8. Твердый углекислый газ называют “сухой лед” и применяют для хранения мороженого? (да).

9. Нерастворимые основания называют щелочами? (нет).

10. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становиться малиновым? (да).

11. Соли угольной кислоты называют силикатами? (нет).

12. При разбавлении кислоты нужно кислоту лить в воду (да).

2 этап “Эстафета формул”

Задания по рядам:

1 ряд – “Эстафета формул” (устно).

По химическому тренажеру “Формулы неорганических соединений” каждый учащийся читает одну формулу, называет вещество и указывает класс данного вещества. Выполнив задание, переходят к следующему этапу.

3 этап “В мире веществ”

2 и 3 ряд по вариантам выполняют задание – “В мире веществ” (10 мин.)

По химическому тренажеру учащиеся по формуле пишут название веществ, определяют класс; для одного из них находят относительную молекулярную массу.

Выполнив задание, переходят к этапу “Эстафета формул”.

4 этап “Формулы солей. Решение задач”.

1. Упражнение “Волшебный цветок”.

На лепестках цветка написаны названия солей. Учащиеся выходят к доске и пишут формулы солей.

2. Самостоятельная работа.

По химическому тренажеру “Формулы солей” учащиеся пишут формулы солей, решают задачи. (1 и 2 варианты).

1 вариант.

1.Составьте формулы солей: хлорида бария, нитрата алюминия, карбоната натрия, сульфата меди (I), фосфата кальция, нитрита магния, силиката натрия, сульфида железа (III).

2. Сколько молекул содержится в 36 граммах воды?

2 вариант.

1.Составьте формулы солей: фосфата калия, нитрита железа (III), сульфата натрия, карбоната кальция, силиката меди (I), хлорида магния, сульфида лития, нитрата цинка.

2. Найдите массу и число молекул при н. у. для 33,6 л азота.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
1.Эстафета формул. 1.В мире веществ. 1.В мире веществ.
2.В мире веществ. 2.Эстафета формул. 2.Формулы солей.
2.Формулы солей. 3. Формулы солей. Решение задач.
Решение задач. Решение задач. 3.В мире веществ.

5 этап - “В царстве минералов”.

Выступление учащихся, демонстрация минералов.

Гранит. Камень – великан, ставший подножием знаменитому на весь мир памятнику Петру Первому, каменотесы называли “Гром - камень”, т. е. громадный, огромный. С этим камнем связана целая история. Когда создатель памятника решил поставить фигуру всадника на настоящую скалу, был дан приказ найти подходящий камень. И недалеко от берега Финского залива один финский дровосек нашел такой камень – великан. В лесу построили жилище для 400 мастеровых людей, и они много месяцев подряд вырубали этот камень из скалы. Чтобы его привезти, построили огромный плот, который привязали к двум боевым кораблям – фрегатам. Они – то и привезли по воде камень к нужному месту на берегу реки Невы.

Гранит – так называется этот могучий строительный камень. В названии камня слышится твердость и сила. А название свое он получил от слова “зерно”. Если всмотреться в него, то можно увидеть, что он весь словно составлен каменных зерен, разных по цвету. Гранит состоит из трех разных камней – сверкающего кварца (SiO2), темной слюды, цветастого полевого шпата.

Магнитный железняк, магнетит (Fe3О4) – содержит более 72 % железа. Самое интересное в нем – природный магнетизм, свойство, по которому и был открыт этот минерал.

Магнетит был назван в честь греческого пастуха Магнеса. Магнес пас свое стадо возле холма над рекой. Вдруг посох с железным наконечником и его подбитые гвоздями сандалии притянула к себе гора. Гора, сложенная сплошным серым камнем.

Минерал магнетит дал название магниту, магнитному полю и всему загадочному явлению магнетизма, которое со времен Аристотеля изучается и по сей день.

Мрамор – один из важнейших строительных материалов. Он достаточно тверд, но его можно пилить, шлифовать, полировать. Древние греки высекали из него статуи, строили храмы. В итальянском городе Милане есть собор. Он построен из чистейшего белого мрамора. Две тысячи фигур, высеченных из белого мрамора. А внутри множество мраморных колонн, тонкая резьба, выполненная по камню лучшими мастерами.

Многие станции метро облицованы мрамором, в Сургуте – здание вокзала, стена транспортной развязки автомобильной дороги.

На Урале есть железнодорожная станция – Мраморная. Неподалеку от нее долгие годы велась добыча мрамора. В состав мрамора входит карбонат кальция СаСО3.

Горный хрусталь.

“Хрусталь” – по - гречески – лед. Камень действительно похож на лед. Даже в самый жаркий день горный хрусталь остается прохладным. Богатые римляне заказывали мастерам большие хрустальные шары, чтобы охлаждать о них руки.

В минеральном музее в Москве хранятся камни весом в тонну. Их привезли с Полярного Урала. В Оружейной палате в Москве есть самовар, вырезанный из одного кристалла горного хрусталя. В наше время горный хрусталь применяется для изготовления украшений, получения высокочувствительных приборов.

Горный хрусталь – разновидность кварца, оксида кремния - SiO2.

Апатит.

По-гречески “апатао” значит “обманывать”. Оказывается среди камней есть и такие. Его называют камень - обманщик потому, что он по внешнему виду очень похож на другие камни. То вдруг прикинется лунным камнем, то зеленым бериллом, то кварцем. Найдут геологи такой камень и обрадуются. Берилл - родственник ценного изумруда. А проверят – оказывается вовсе не он. Вот и назвали камень обманщиком. Но напрасно геологи сердились на апатит. Он содержит фосфат кальция. Недаром его называют “камень плодородия”. Фосфорные соли нужны растениям для питания. Без них невозможны высокие урожаи. Попадая в организм человека, фосфор помогает работе мозга, улучшает память. Благодаря ему мы быстрее можем решать задачи, сочинять стихи, запоминать выученное. Вот какую тайну хранил апатит.

6 этап. ЗАГАДКИ О ВЕЩЕСТВАХ.

Мы часто ее за столом встречаем,
Названье ее мы сейчас угадаем,
Рассыпать ее говорят, к несчастью,
к обеду иметь, наверное, счастье! (Соль)

В морях и реках обитает,
но часто по небу летает,
а как наскучит ей летать,
на Землю падает опять. (Вода)

Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен… (Иод)

Хотя я соль, но под водой
Вас удивлю своей средой.
Посуду мыть, стирать белье
Могу (и это не вранье).

Есть у меня сестра. Она
Изжогу вылечить должна,
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто я - … (Сода)

Вы со мной уже встречались –
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель,
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду. (Водород)

Рефлексия.

  • А я и не знал, что….?
  • Мне понравилось…
  • Я хотел бы…

Учитель благодарит учащихся за совместную работу.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по ОБЖ. Тема: "ПДД ты должен знать обязательно на пять!" :: Тема: "Повторение. Решение задач" :: Урок русского языка в 1-м классе по теме "Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы Ь" :: Урок-экскурсия во 2-м классе "В гости к осенней рябинке" :: Нетрадиционная форма работы на занятиях английского языка — инициативные упражнения :: Великая стена ( The Great Wall ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Стулья и Кресла/Компьютерные кресла/Детские кресла / Бюрократ / Стул компьютерный Бюрократ KD-7 287874 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD