Вычисление массовой доли растворенного вещества : Химия

Вычисление массовой доли растворенного вещества : Химия

Цель: формирование навыка решения задач на расчет доли и нахождение массы компонента раствора.

Задачи:

  • Показать прикладное значение изучаемого способа решения расчетных задач в жизни.
  • Развивать навыки логического мышления и интерес у школьников к химической науке.
  • Воспитывать чувство товарищества и ответственности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с задачами, раствор соляной кислоты и куриное яйцо для опыта, мел, доска.

 Ход урока

I. Актуализация знаний

Слайд 1 Презентация

Здравствуйте, ребята. Вы уже знакомы с понятием «массовая доля компонента раствора». Слайд 2 На экране вы видите изображения нескольких формул. Ответьте на мои вопросы, выбрав нужную:

  • Какой формулой выражается массовая доля? (ω=mвещества/mраствора ·100%)
  • А как определить массу растворенного вещества? (mвещества= ω· mраствора/100%)
  • В каких единицах выражается массовая доля? (В процентах или десятичных долях)
  • Сколько будет в долях 50%? 20%? 85%? 5%?

А где в жизни мы можем использовать названные вами формулы?

Правильно (приготовить раствор уксусной кислоты для удаления накипи, сделать раствор бордосской жидкости для защиты растений от вредителей, вывести пятно нужным раствором нашатырного спирта).

Сегодня мы будем решать задачи.

Запишите в тетради число и тему.

II. Ознакомление с новым материалом

Слайд 3 На рисунках удобно изображать сосуды, в которых находятся растворы, в одних – исходные, в других – растворы после проведения операций. Там же указывают характеристики раствора – его массу и массовую долю растворенного вещества.

Слайд 4 Над изображением сосуда записываем массовую долю в виде десятичной дроби (над растворителем – 0, над веществом – 1). Под изображением записываем массу. Слайд 5

Затем составляем математическое уравнение, и решаем его.

Так же просто решаются задачи на разбавление и выпаривание растворов. Слайд 6

Чтобы закрепить новый материал, сейчас вы вместе со мной решите одну задачу. А получившиеся результаты нам понадобятся для проведения занимательного опыта. Слайд 7

Рассчитайте массу воды и соляной кислоты, которые надо взять чтобы получить 500 г 5%-го раствора.

Итак, у нас получилось, что для эксперимента нам нужен раствор, полученный из 475 г воды и 25 г соляной кислоты. Приливаем кислоту в воду, а не наоборот! Соблюдаем правила техники безопасности. В первом стакане у нас вода, а во втором – полученный раствор. Опустим куриное яйцо в стакан с водой – оно утонуло. А теперь достанем его и опустим в стакан с раствором кислоты – оно не тонет, даже более того – оно покрылось, словно мохнатой шубкой, пузырьками выделяющегося углекислого газа.

III. Применение изученного

А теперь вы будете работать в парах. Представьте, что вы – работники лаборатории и получили несколько заказов от частной компании. И их требуется выполнить. Прошу каждую группу обсчитать свою заказ и назначить одного представителя группы выступить с расчетами у доски. Обратите внимание, что все задачи – бытовые, то есть мы с ними встречаемся в жизни. Время, выделенное на выполнение расчетов, – 7 минут.

Команда 1: Для дезинфекции ран используется 5%-ный раствор марганцовки. Какую массу марганцовки и воды надо взять для приготовления 200 г раствора? Марганцовки 10г, воды 190 г

Команда 2: В домашней аптечке всегда есть 3%-ный раствор «зеленки». Сколько красителя бриллиантового зеленого надо растворить в спирте, чтобы получить 10,25 г «зеленки»? 0,3 г красителя

Команда 3: Если вы любите сладкий чай, то на 1 стакан (250 г воды) добавляете две чайные ложки сахара (по 5 г каждая). Какая массовая доля сахара в чае? 3,8 %

Команда 4: Чтобы кожа была белой и гладкой, принято принимать соленые ванночки для лица и рук. Какую массу соли и воды надо взять, чтобы получить 500 г соленого раствора с массовой долей соли 1%? 5 г соли, 495 г воды

А сейчас – обмениваемся опытом, выступающие работают у доски, все остальные – в своих тетрадях. Слайд 8-11

IV. Обобщение, подведение итогов, выставление оценок

Научившись решать задачи таким методом, вы без труда сможете помочь маме рассчитать концентрацию уксуса для консервирования.

Итак, наши усилия сегодня были направлены на решение задач, связанных с понятием «доля». В чем их особенность?

В результате занятия мы выполнили заказ, провели демонстрационный опыт, поработали в группах.

Теперь переверните карточки с задачами. На обратной стороне вы видите таблицу – запишите в ней свою фамилию и процентную долю вашего участия в работе группы.

V. Домашнее задание

§26, задачи 5, 6, 7.

Читать еще:


Новые материалы:

Бабочка в технике оригами. Сотворчество. 4-й класс :: Творческий проект изделия "Пуловер "Елочка"" :: Урок технологии на тему "Основы технологии оклейки стен обоями" :: Дистанционное образование в преподавании курса "Гигиена и косметика девушки" на технологии :: Обучение детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе :: Лабиринты любви, 2015 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Матрасы/Каталог/Матрасы и наматрасники/Матрасы/Матрасы с независимым пружинным блоком / HomeMe / Orto Cocos 140х200 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD