Методическая разработка урока на тему "Соли. Состав, свойства, классификация". 8-й класс : Химия

Цель: сформировать систему знаний о солях, выяснить их практическое применение.

Задачи:

а) выяснить состав классификацию, свойства солей, значение для жизни человека и применение;
б) сформировать умения по составлению формул солей, закрепить умения по составлению уравнений реакций, решению расчетных задач, продолжить формирование навыков по проведению опытов, повторить правила техники безопасности при работе с реактивами.
в) осуществить экологическое воспитание учащихся на примере влияния нитратов на организм человека и живых организмов, значении поваренной соли для человека и промышленности, воспитание бережного отношения к школьному оборудованию.

Планируемые результаты обучения:

1. Предметные

2. Метапредметные

3. Личностные

Тип урока: урок получения новых знаний

Методы: демонстрация таблиц, опытов, демонстрация электронных презентаций, работа с ЭОР, химический диктант, самостоятельная работа учащихся со справочными материалами, учебником, лабораторные опыты с элементами проблемного обучения.

Средства обучения: таблица «Растворимость кислот, солей, оснований», ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблицы, мультимедиапроектор с экраном, компьютер, презентация к уроку, учебник Химия – 8 класс (автор Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.), Электронное приложение к учебнику Химия – 8 класс (автор Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.) .

Реактивы на столе учащихся: растворы медного купороса, гидроксида натрия, железные скрепки или гвозди.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность класса к занятию. Акцентирует внимание на то, что нельзя трогать руками реактивы, стоящие на столах без разрешения учителя.

II. Мотивация урока

Учитель:

Эпиграф: Соль – всему голова, без соли и жито – трава.

Эта русская пословица свидетельствуют о большом значении солей в нашей жизни. Мы сегодня выясним, какие вещества называются солями, познакомимся с классификацией этих веществ, их применением.

III. Получение новых знаний

1. Состав солей (работа с электронным приложение к учебнику, открыть закладку «Учебник», стр.105, активировать номер параграфа, прослушать аудиозапись понятия «соли», записать в тетрадь)

Соль – это сложное вещество, в котором атомы металлов связана с кислотными остатками.

2. Номенклатура солей (работа с электронным приложением к учебнику, открыть закладку «Учебник», стр.106, активировать окно с названиями важнейших солей, , окно «Номенклатура солей», перенести таблицу в тетрадь)

Пояснения учителя: вам уже приходилось написать достаточное число уравнений реакций, в которых образуются соли. Названия солей складываются из названий кислотного остатка и металла, при этом берутся латинские названия кислотных остатков. Названия кислотных остатков в солях бескислородных кислот, как правило оканчиваются на -ид-, хлорид натрия – известная поваренная соль, которая дала название всему классу соединений.

Осаждение поваренной соли из морской воды под действием солнечных лучей в древние времена объяснялось как рождение нового вещества под влиянием солнечной энергии. Итак, слово «соль», первоначально обозначавшее только хлорид натрия, впоследствии дало название целому классу веществ «соль» обозначает «солнечное вещество».

Выступления экспертов (химик):

«Собираясь пить чай, клади в него щепотку соли. От неё быстрее усвоится пища, исчезнут болезни желудка».

Из бурятской народной медицины.

Соль – хлорид натрия встречается в природе в виде минерала называемого галитом, от греческого «галос», означающего соль и море. Гомер называл хлорид натрия «божественной солью». Соль дороже золота, поскольку без золота жить можно, а без соли нельзя. В далекие времена соль была драгоценностью. На столах солей, императоров, королей и шахов стояли солонки из золота и заведовал ими особо доверенный человек – солоничий.

Воинам платили жалование солью, а чиновники получали солевой паек.

Торговля солью являлась государственной монополией. По русскому обычаю, когда подносят хлеб-соль, то тем самым желают им здоровья. В католической церкви при крещении в ротик младенца кладут кристаллик соли. У всех народов разных времен рассыпать соль значило накликать беду, потерять здоровье. (Демонстрация фотографий электронного приложения «Фотоизображения хлоридов»)

3. Классификация солей

Любую соль можно рассматривать как продукт нейтрализации основания кислотой. Как же появилось название «средние соли» и что оно обозначает буквально,

С лингвистической точки зрения слово средний обозначает промежуточный по своим признакам, свойства между двумя крайними величинами, в данном случае «средний» – это промежуточный между веществами – антиподами по своим химическим свойствам относительно кислотности и основности, т.е. между кислыми и основными солями (середина – соли, образованные сильными основаниями и сильными кислотами). Толкование «средние соли» убеждает учащихся в экспериментальном характере науки химии.

Словосочетание «нормальная соль» образована латинскими словами normalis – прямолинейный, обычный, естественный и solсолнце.

Norma – “признанный обязательный порядок», в данном случае обязательным порядком является наличие катиона металла и аниона кислотного остатка без включения в свой состав других структурных единиц.

Самостоятельная работа с электронным учебником (открыть закладку «Учебник», стр.106, активировать окна с названиями важнейших классов солей, перенести определения в тетрадь, повторно прослушать со всем классом аудиозаписи этих терминов).

Средние соли – продукты полного замещения атомов водорода на атомы металла в кислоте.

Кислые соли – продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на атомы металла.

Основные соли – продукт неполного замещения гидроксогрупп основания кислотными остатками.

4. Физические свойства солей (Демонстрация образцов солей, лабораторный опыт)

Рассмотрим выданные вам образцы солей и их растворов. Обучающиеся делают вывод:

Соли твердые кристаллические вещества, бесцветные, иногда окрашенные. В воде растворяются все соли азотной кислоты, лишь некоторые соли угольной, кремниевой, ортофосфорной, почти все соли натрия и калия (демонстрация образцов солей, растворимости солей в воде).

5. Составление формул солей

Если известна валентность металла и валентность кислотного остатка, то формулы солей составляют так же, как формулы соединений из двух элементов (Сульфатов алюминия, кальция, натрия).

6. Алгоритм составления формул солей:

  1. Напишем химический знак алюминия и обозначение кислотного остатка серной кислоты, поставим валентность.
  2. Найдем наименьшее общее кратное, выражающее валентность алюминия и валентность кислотного остатка. Наименьшее общее кратное этих чисел – 6
  3. Найдем число атомов алюминия и число кислотных остатков.

7. Основные химические свойства солей.

(Работа с электронным приложением к учебнику, открыть закладку «Учебник», стр.107-108, активировать окно с уравнениями химических свойств важнейших солей, окно с видеороликом «Реакция обмена », демонстрационно просмотреть видеозапись, записать уравнения реакций в тетрадь, провести лабораторный опыты с учетом видеороликов).

8. Применение солей (самостоятельная работа с ЭОР в сети интернет).

Выступления экспертов (диетолог :

Различные растения обладают разной способностью к накоплению нитратов: из овощей несомненные лидеры – зеленые культуры (салат, укроп, петрушка и т.д.), за ними идет свекла, дальше с существенным отставанием – капуста и морковь. У картофеля менее развита склонность к такому накопительству.

Распределяются нитраты в разных овощах неравномерно, концентрируясь в определенных зонах, например, капуста накапливает нитраты в кочерыжке м верхних листьях; огурцы и патиссоны – в кожуре; кабачки, свекла, морковь – в нижней части плода.; картофель – в середине.

Как избавиться от нитратов в продуктах?

– Специалисты рекомендуют:

  1. Удалять из овощей «нитратные зоны».
  2. Отваривать овощи, т.к. нитраты хорошо растворяются. В отвар уйдет большая часть вредных соединений.
  3. Рекомендуем овощи солить, мариновать, квасить, так как при таких заготовках в рассол уходит до 60% нитратов.

Вода с повышенным содержанием нитратов представляет потенциальную опасность для здоровья человека и животных. Она имеет горько-соленый вкус и непригодна для питья. Внесение избыточного количества азотных удобрений приводит к накоплению нитратов в растениях. Увеличение содержания нитратов в овощных культурах, зеленом корме значительно снижает их биологическую ценность, вкусовые качества.

IV. Закрепление нового материала.

класс разбивается на команды по 4 человека, самостоятельно работают с электронным приложением к учебнику , открывают закладку «Учебник, стр.112, упр №3, выполняют тестовые задания, оценка компьютером ответов обучающихся, самооценка, обсуждение ответов классом и учителем.

Тесты:

V. Итог. Рефлексия.Оценивание.

Учитель:

– Какие моменты урока наиболее запомнились?

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

– Как оцените свою работу?

Подводим итоги урока: обучающимся из различных групп (выполнивших домашние исследовательские задания, активно работающих на уроке) присваиваем звание «Знатоков солей», «Самая творческая команда» и «Лучшие исследователи».

VI. Домашнее задание.

Индивидуально для сильных и слабых обучающихся, §33, упр.6, задача 1, индивидуально упр. 10 д,е стр.112.

Источники информации:

  1. school-collection.edu.ru
  2. lifelib.ru/articles
  3. nauka.relis.ru
Читать еще:


Новые материалы:

Приемы компрессии текста в 9-м классе :: Использование личностно-ориентированных и предметно ориентированных технологий при повторении раздела "Сложное предложение" :: Урок-повторение "В гостях у имени существительного". 6-й класс :: Обобщение и систематизирование знаний по теме "Словообразование. Орфография". 6-й класс :: Знаки препинания при прямой речи. 5-й класс :: Выстрел в пустоту ( Shot Caller ), 2017 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Люнетта-3 Модель 397 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD