Теория электролитической диссоциации (ТЭД) : Химия

Цели:

воспитания:

  • воспитывать аккуратность в ведении записей в тетрадях;
  • приучать к поддержанию чистоты и аккуратности рабочего места;
  • воспитывать умение общения в коллективе.

образования:

  • сформировать представление об основных положения ТЭД;
  • рассмотреть классификацию веществ в свете ТЭД;
  • рассмотреть классификацию электролитов по силе;
  • изучить условия протекания реакций ионного обмена до конца.

развития:

  • уметь формулировать определение понятиям “электролит”, “неэлектролит”, “электролитическая диссоциация”, “катод”, “анод”, “степень диссоциации”, “реакция ионного обмена”;
  • уметь классифицировать вещества по электропроводности; по силе;
  • уметь составлять уравнения электролитической диссоциации;
  • уметь составлять уравнения реакций ионного обмена (молекулярное, полное ионное, сокращённое ионное)

Оборудование: формулы веществ, опорные схемы; NaCl, NaOH., H2SO4 конц, С2H5OH, C12H22O11, H2O; стакан с водой, пробирки, прибор, для изучения электропроводности веществ.

Методы: словесно-наглядный, практический, словесно-поисковый, индуктивный, метод самостоятельной работы. [2].

Методика: урок-лекция, изучение нового; урок-семинар (приложение 1).

Здравствуйте, ребята!

Человек живёт в мире, состоящем из огромного количества химических соединений, которые, как известно, бывают органическими и неорганическими.

Какие классы неорганических соединений мы изучили? На доске заранее вывешены формулы веществ:

CaCl2 H2O HCl H3PO4
HNO3 Na2SO4 LiOH
CuO Ba(OH)2 CO2 MgBr2
  • Какие из приведённых веществ относят к оксидам; основаниям; кислотам; солям?
  • Прочитайте и назовите представленные вещества с позиции их состава.

На сегодняшнем уроке мы углубим знания о важнейших классах неорганических соединений, изучив основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД).

Запишите число и тему урока.

На доске заранее вывешены опорные схемы.

Чтобы владеть материалом необходимо:

ЗНАТЬ: УМЕТЬ:
  • Электролит
  • Неэлектролит
  • Электролитическая диссоциация
  • Катод, анод
  • Степень диссоциации
  • Реакции ионного обмена
  • Условия протекания реакций ионного обмена до конца
  • Классифицировать вещества по электропроводности
  • Составлять уравнение электролитической диссоциации
  • Классифицировать электролиты на сильные и слабые
  • Составлять уравнения реакций ионного обмена

Впервые теорию электролитической диссоциации в своих трудах описал в 1887 г. шведский физико-химик Сванте Август Аррениус, основные идеи которой применил в биохимии, физиологии и геохимии.

Давайте эту веху в истории пометим у себя в тетрадях.

Проведём эксперимент с помощью прибора, схема которого изображена на рисунке 1. [1].

Вещество NaCl

твёрдый

NaOH

твёрдый

H2SO4

конц.

H2O

дист.

С2H5OH C12H22O11

твёрдый

Электропроводность

 

Вещество NaCl

раствор

NaOH

раствор

H2SO4

раствор

H2O

водопров.

С2H5OH C12H22O11

раствор

Электропроводность + + + +

Сформулируйте вывод из увиденного эксперимента.

Очевидно, что многие вещества меняют свою электропроводность – способность проводить электрический ток – при их растворении в воде (или при расплавлении).

1. Если вещество проводит электрический ток, то оно относится к группе электролитов; в противном случае – неэлектролитов. Это первое положение ТЭД.

Вещества
Электролиты: Неэлектролиты:
- металлы, Сграфит, Si;

- кислоты, основания, соли, растворимые в воде;

- проводят электрический ток.

- неметаллы (искл. Сграфит, Si);

- кислоты, основания, соли, нерастворимые в воде;

- оксиды;

- многие органические вещества;

- не проводят электрический ток.

Все соли в расплавах – сильные электролиты!

Определите вид химической связи в приведённых веществах, заполнив таблицу?

Вещество NaCl NaOH H2SO4 H2O С2H5OH C12H22O11
Вид ХС И.С. И.С. К.П.С. К.П.С. К.П.С. К.П.С.

Сформулируйте вывод о видах химической связи, характерных для электролитов; неэлектролитов.

Как показывает эксперимент, вода является непременным участником процесса в рассматриваемой теории.

Каково же строение молекулы воды?

Это полярная, состоящая из двух равных по величине и противоположных по знаку зарядов, молекула – диполь.

Рассмотрим, что же происходит при растворении вещества в воде на примере поваренной соли, формула которой NaCl.

Какую кристаллическую решётку имеет хлорид натрия? (Ионную).

Как показывает опыт в твёрдом состоянии хлорид натрия не проводит электрический ток. Растворим его в воде. Согласно законам электростатики разноимённые заряды притягиваются, в результате чего диполи воды разрушают кристаллическую решётку, образуя гидратированные ионы – частицы окружённые диполями воды, а высвобождающиеся ионы приобретают подвижность. Такой процесс называют электролитической диссоциацией. Это и есть второе положение ТЭД.

2. Процесс распада электролита на ионы под действием воды или при расплавлении – электролитическая диссоциация.

А что такое ионы?

Ионы – это заряженные частицы, несущие положительный (катионы) или отрицательный (анионы) заряд.

Ионы водорода и металлов имеют положительный заряд. Число положительных зарядов совпадают с валентностью атомов соответствующих химических элементов.

Гидроксид-ионы и ионы кислотных остатков имеют отрицательный заряд. Число отрицательных зарядов совпадает с валентностью кислотных остатков.

H+ (HI), Ca2+ (CaII), Al3+ (AlIII) OH- (HOHI), Cl- (HClI), SO42- (H2SO4II), PO43- (H3PO4II)

Процесс электролитический диссоциации можно записать при помощи уравнений.

Многоосновные кислоты, многокислотные основания, диссоциируют ступенчато. Число ступеней диссоциации равно числу атомов водорода в кислоте и числу гидроксо-групп в основании.

H3PO4 <—> H+ + H2PO4-

H2PO4- <—> H+ + HPO42-

HPO42- <—> H+ + PO43-

Sr(OH)2 <—> OH- + SrOH+

SrOH+ <—> OH- + Sr2+

H3PO4 <—> 3H+ + PO43- Sr(OH)2 <—> 2OH- + Sr2+

Соли диссоциируют полностью.

Al2(SO4)3 <—> 2Al3+ + 3SO42-

Наряду с диссоциацией протекает ассоциация.

CH3COOH  —> CH3COO- + H+ (диссоциация),

CH3COO- + H+ —> CH3COOH (ассоциация).

В отсутствии тока ионы перемещаются хаотично. Вследствие электростатических сил притяжения ионы перемещаются к тому электроду, который обладает противоположным им по знаку зарядом. [3].

Запишем третье положение ТЭД.

3. В расплавах или растворах ионы движутся хаотически. При пропускании электрического тока ионы приобретают направленное движение: катионы движутся к катоду – отрицательно заряженному электроду, анионы – к аноду – положительно заряженному электроду.

Не все электролиты полностью распадаются на ионы. По степени диссоциации электролиты можно классифицировать на сильные и слабые. Количественной характеристикой диссоциации является степень диссоциации?. Данное положение является четвёртым положением ТЭД.

4. Все электролиты по степени диссоциации классифицируют на сильные и слабые.

,

Nдисс. – число продиссоциировавших молекул, Nобщ. – общее число молекул.

К какой группе относится электролит, если a = 98%; a = 0,01; a = 0,77?

Степень диссоциации возрастает при увеличении разбавления раствора, при повышении температуры раствора.

Классифицируйте вещества (формулы которых были вывешены в начале урока) на сильные и слабые электролиты.

Между растворами электролитов возможны реакции ионного обмена. В результате ионного обмена проходит обмен ионами. Реакции ионного обмена протекают до конца, если изменяется ионный состав раствора, то есть если образуется осадок или слабый электролит. Мы подошли к пятому положению ТЭД.

5. Между растворами электролитов протекают реакции ионного обмена, которые идут до конца, если образуются осадок, газ или слабый электролит (например, вода).

K2CO3 + 2HNO3 —> 2KNO3 + CO2 + H2O (молекулярное уравнение)

2K+ + CO32- + 2H+ + 2NO3- —> 2K+ + 2NO3- + CO2 + H2O (полное ионное уравнение)

CO32- + 2H+ —> CO2 + H2O (сокращённое ионное уравнение)

Алгоритм составления ионных уравнений – приложение 2.

Мы рассмотрели основные положения теории электролитической диссоциации. Давайте закрепим и обобщим изученный материал (приложение 3).

Задание. Даны растворы:

  • I вариант – CuSO4,
  • II вариант – RbOH.

Для предложенных веществ:

  1. Определите, к какой группе (электролиты, неэлектролиты) относится данное вещество.
  2. Составьте (если это возможно) уравнение электролитической диссоциации.
  3. Определите, какие частицы находятся в растворе, и как будут вести себя частицы при пропускании электрического тока.
  4. Если вещество – электролит, определите его силу.
  5. Составьте уравнение реакции ионного обмена с веществом из другого варианта.

Д/з: выучить записи в тетради, подготовиться к семинару по данной теме.

Семинар – лист фронтальной работы (приложение 1).

Литература.

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна “Химия. 8 класс” / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 12-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
  3. Химия: Справ. изд. / В. Шретер, К.-Х. Лаутеншлегер, Х. Бибрак и др.: Пер. с нем. 2-е изд., стереотип. _ М.: Химия, 2000.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Аррениус,_Сванте_Август#/media/File:Arrhenius2.jpg.

Читать еще:


Новые материалы:

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе на тему "Родной город Минусинск" :: Развитие изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста :: Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием методов проектов :: Развитие движений в раннем возрасте – залог двигательной активности старших дошкольников :: Интегрированная НОД в старший группе "Путешествие в зимний лес" :: Джунгли ( Jungle ), 2017 :: Шкафы-купе / MOON TRADE / Шкаф-купе Байкал Рамир 4 двери 220х240 Модель 755 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD