Учить учиться : Химия

Учить учиться : Химия

Сегодня человечество достигло такого уровня увеличения роста информационных ресурсов, что люди испытывают глубочайшие потрясения, тревогу и невозможность восприятия информации человеком. В ежедневно увеличивающемся новом потоке информации ориентироваться становится все сложнее, что порождает информационный «кризис». Поэтому в условиях информационного кризиса необходимо искать новые пути по освоению информации. В настоящее время к выпускникам школ предъявляются высокие требования – необходимо адаптироваться в сложном современном мире и, скорее всего, им не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим, они должны ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни. Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности. Приходится постоянно искать пути запоминания и быстрого усваивания больших объемов информации. Ученик должен научиться работать с информацией, предоставлять ее в наглядной логической форме. Детей достаточно хорошо можно научить упорядочивать, систематизировать информацию, представлять ее в виде схемы, таблицы, графика.

Для того, чтобы ученики были успешными в своей будущей жизнедеятельности, их надо учить учиться, уметь обобщать изученное, мыслить, отделять главное от общего, анализировать. Ученик должен уметь работать над текстом, излагать его суть коротко, логично. Для этого у школьников нужно формировать навыки перевода информации из текстовой формы в табличную.  Таблица «З-Х-У» – один из способов графической организации материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. На стадии вызова учитель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

1 шаг: До знакомства с текстом на стадии вызова учащиеся самостоятельно заполняют столбики «Знаю» и «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, составление содержания граф. (Приложение 1)

Чтобы сформировать навык работ с текстом в виде домашнего задания учащимся может быть предложен и такой способ структурирования текста как оформление его в таблицу. (Приложение 2)

В некоторых случаях процедура конспектирования может быть заменена графической разметкой текста. К формам такой разметки относятся подчеркивания, выделение цветом, маркировка специальными значками. Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап. Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что им уже известно;
знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом тьютор (лектор) может давать свои комментарии по ходу чтения.

3 этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V

+

?

 

 

 

 

 

 

4 этап. Последовательное  обсуждение каждой графы таблицы.
Предметная область использования: учебные  тексты  с большим количеством фактов и сведений. Прием  способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Ученик должен уметь систематизировать полученные знания, выполняя простые задания, этому может научиться. Например: «Сравните  свойства водорода и кислорода, напишите в отдельных столбиках их отличительные и похожие свойства».

Отличительные свойства

Похожие свойства

 

 

Или же использовать для этого диаграмму Венна. Нужно, что ученик работал самостоятельно и таблицы, схемы он строил сам. Учитель во время работы выполняет ориентировочную функцию. При самостоятельной работе учащиеся приобретают те умения, которые им необходимы в будущей профессиональной и жизнедеятельности.

Систематизированное структурирование это – основа поиска креативных решений и проявлений творческих способностей по химии. Правильно выполненная схематизация учебного материала отражает логику изучаемого вопроса и отображается графически, с помощью рисунка. Составляя графические схемы ученики  выявляют причинно-следственные связи между понятиями и явлениями, еще раз убеждаются в целостности окружающего мира. Приемы перевода учебных текстов в схемы помогают ученику прояснить связи между понятиями, сделать их более точными. (Презентация. Слайд 3) Изображая процесс взаимодействия азотной кислоты с металлами графически  он открывает суть происходящего и надолго запоминает его: чем активнее металл, тем глубже восстанавливаются ионы азота. (Слайд 4) При уменьшении активности металла, нитраты становятся непрочными и разлагаются полностью.

Кластер  –  это способ графической организации материала, позволяющий сделать  наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот  или иной текст. При изучении темы: «Химические свойства серной кислоты» по ходу урока ученик составляет схему. На этапе обобщение и систематизирование знаний ученик дополняет схему, а на этапе закрепления уточняет и закрепляет полученные знания. Схема помогает ученику организовать мышления. Учитель легко видит недостатки и положительные черты его работы, вовремя устраняет недостатки. (Слайд 5)

Таблицы являются самыми простыми графическими изображениями материала. При изучении материала составление таблиц и диаграмм помогают учащимся развить память, мышления. Сравнивая данные ученик глубже вникает в теоретический материал. При обобщении темы «Углеводороды» использует таблицы, диаграмм и графиков, которые он строил и составлял самостоятельно во время изучения отдельных темм. (Слайд 6) Это помогает учащемуся лучше проанализировать изученное, сделать обобщения и выводы. Ученик глубже разбирается в изучаемом материале и легко его запоминает, переводит в систему полученные знания. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Учебную информацию можно визуально представлять многими способами. В форме графов, блок-схем, таблиц, опорных конспектов, логико-смысловых моделей, карт памяти.

Во время работы однообразным текстом мозг теряет остроту восприятия и плохо запоминает, не формируются ассоциации между важными ключевыми понятиями, а значит не происходит творческий подход к обработке и запоминанию информации. Работая с логико-графическими  схемами ученик легко справляется с огромным потоком информации и становится более уверенным в себе.

Освоив рациональную работу с информацией, человек успешнее конкурирует в современном мире, творчески и критично обрабатывая и эффективно используя любую информацию.

«Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек,  который знает как научиться тому, как следует учиться.»

Литература:

1. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании.
2. А. П. Егидес. Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются.
3. Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебн.-метод. пособие М.; Мирос, 2002.
4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя / М: Просвещение, 2011.

Читать еще:


Новые материалы:

Синквейн на уроке литературы :: Разработка системы уроков по теме «А.Н. Островский "Снегурочка"» ( 8-й класс) :: Фольклорные традиции в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" :: "Экология души: можно ли назвать рассказы Л.Андреева уроками добра?" (подготовка к сочинению–рассуждению в художественном стиле на нравственно–жизненную тему) :: Педагогическая мастерская. Урок "Метафора как средство выразительности речи" (мастерская письменного творчества) :: Распрекрасный ( Charming ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 15-03 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD