Разработка урока химии на тему "Качественные реакции на катионы и анионы". 9-й класс : Химия

Используемые ЭФУ: Химия. 9 класс (Г.Е. Рудзитис и др.), Просвещение, 2015

Цель урока: Сформировать наиболее полное представление учащихся об определении катионов, анионов, признаках этих реакций и закрепить умения, навыки по применению этих знаний при выполнении заданий повышенной сложности

Задачи:

Тип учебного занятия: урок применения предметных умений (применение предметных умений в условиях решения учебных задач повышенной сложности с включением лабораторной работы);

Форма проведения: урок с включением коллективных, парных, индивидуальных форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся;

Результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные

Средства обучения

Технологическая карта урока
Этап урока Задачи урока Деятельность Результат взаимодействия
учителя ученика
1. Организационный 1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) Подготовить учащихся к уроку Приветствует, проверяет отсутствующих, организует внимание Приветствуют, проверяют свою подготовленность к уроку. Полная готовность класса к уроку, организация внимания,  быстрое включение класса в деловой ритм
2. Постановка целей и задач (1-2 мин) Организовать целенаправленную познавательную деятельность.

Повторить качественные реакции на катионы и анионы

Использовать качественные реакции для выполнения заданий

№18,19 КИМ ОГЭ

Учитель: Ребята, у вас на столах варианты КИМ, реактивы и оборудование для опытов. Предложите ваш план урока, чтобы преодолеть те трудности, которые возникли при выполнении заданий повышенной сложности 18,19. Предлагают:

- использовать мини-справочник (Приложение 3) для усвоения качественных реакций

- провести опыты на определение катионов, анионов

- для экономии времени часть опытов посмотреть, используя ЭФУ (видеоопыты)

Активность познавательной деятельности на последующих этапах.
3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

7-8 минут.

Используя мини-таблицы закрепить знания по определению катионов, анионов;

Провести лабораторные опыты по определению сульфатов, карбонатов, хлоридов, ионов меди, железа (III), катионов водорода, гидроксид-ионов, иона аммония

Учитель: Работаем по инструктивной карте (Приложение 3)   В соответствии с выданными реактивами называют какие анионы и катионы можно определить.

Но сначала один из учеников напоминает правила безопасной работы с кислотами и щелочами.

Проводят опыты на определение сульфатов, хлоридов, карбонатов, определение ионов меди(II), железа(III), иона аммония, катиона водорода и иона гидроксильной группы, сульфид-аниона

Пользуясь таблицей растворимости, составляют краткие ионные уравнения.

Работа в парах

 Отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

Составлена таблица: ион, реактив, признаки реакций

 

  

Дана характеристика ионов по их определению, названы признаки реакций

4. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

8 минут.

Использовать электронный учебник для демонстрации свойств азотной, фосфорной кислот, обнаружения ионов алюминия, получение карбонатов, гидрокарбонатов Поясняет демонстрируемые опыты, отвечает на вопросы Смотрят видеоопыты, анализируют, задают вопросы. Отвечают на вопросы учителя и своих одноклассников Наблюдают, запоминают признаки реакций, записывают уравнения реакций
5. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

3-4 минуты.

Использование таблицы 3 “Определение ионов” из базового учебника и мини-таблицы Н.Е. Дерябиной (Приложение 2) Направляет деятельность учащихся Составляют алгоритм действий при выполнении заданий 18-19 повышенной сложности

1. Вспомнить качественные реакции

2. Начинать определение со знакомых анионов, катионов

3. Использовать метод исключений

 

Называют анионы , катионы, с которыми не успели провести опыты. Записывают их, указывая условия реакций (избыток-недостаток) и указывая цвет осадка и другие признаки реакций
6. Контроль уровня понимания.

Реализация построенного проекта

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 12-15 минут.

Установить уровень осмысления учащимися полученных знаний. Раздает КИМы (Приложение 1) Выполняют индивидуально задания КИМ, проверяют по образцу Выяснен уровень осознания нового материала, устранены пробелы.

Выполнение заданий КИМ

7. Включение в систему знаний и повторение. 3-4 минуты.   Предлагает для повторения использовать тесты ЭФУ

09(1)-09(7) в разделе каталог

09(1) Определение реактивов из аниона

09(4) Признаки реакций ионного обмена

09(5-7) Сокращенные ионные уравнения

Выяснен уровень осознания материала, устранены пробелы.
8. Домашнее задание. 1-2 минуты Домашнее задание.

Выполнение вариантов сайта

https://sdamgia.ru/

Работа с мини-таблицей

Инструктирует, проверяет, как учащиеся поняли содержание работы. Слушают, записывают, задают вопросы. Правильное выполнение домашней работы всеми учащимися.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

1-2 минуты.

Рефлексия психоэмоционального состояния Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействие с учителем и одноклассниками - выражают свои мысли

- оценивают качества своей и общей учебной деятельности

 

Используемая литература

  1. Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман “Химия-9”, Москва, Просвещение, 2008
  2. Н.Е. Дерябина мини-справочник школьника “Неорганическая химия в реакциях”
  3. ЭФУ Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман “Химия-9”, Москва, Просвещение, 2015
  4. Примерные программы по учебным предметам “Химия 8-9 класс”, М., “Просвещение”, 2011
  5. Н.А. Разагатова, МОУ ДПО (ПК) “Центр развития образования г.о. Самара” “Урок в соответствии с ФГОС”
  6. А.С. Корощенко, Ю. Н. Медведев “Типовые тестовые задания по химии”, издательство “Экзамен” М., 2016
  7. А.С. Корощенко, А. В. Купцова “30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену по химии в 9 классе” М., Астрель, 2016
  8. https://sdamgia.ru/
Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного" :: Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»" :: Разработка внеклассного мероприятия по истории "Традициям отцов верны…" (аукцион знаний) :: Конспект урока по теме "Новая экономическая политика". 11-й класс :: Урок истории (технология В.Э. Штейнберга). Тема: "НЭП – новая тактика или новая стратегия" :: Лего. Фильм 2 ( The Lego Movie Sequel ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 15-04-Д2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD