Основные классы неорганических соединений. 8-й класс : Химия

Тип урока: Урок закрепления материала.

Вид урока: Урок состязание в игровой форме (КВН) с элементами театрализации.

Цель урока:

  • обучающая: в занимательной форме обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических соединений (классификация, способы получения, химические свойства и их взаимопревращения).
  • развивающая: развить умение легко определять формулы веществ различных классов неорганических соединений; осуществлять переход от одного класса соединений к другому; развивать умение сотрудничать друг с другом, идти к общей цели;
  • воспитательная: уважение к друг другу; воспитывать чувство коллективизма, стремление к новым познаниям;

Задачи урока:

  • Развить у учащихся способность легко различать формулы оксидов, оснований кислот и солей.
  • Возбудить интерес к домашней учебной деятельности.
  • Включить элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения номенклатуры и химических свойств оксидов, кислот, оснований и солей (классификация)

План урока:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Представление команд. Классификация неорганических соединений
  3. Блок-схема “Классификация неорганических соединений”
  4. Выполнение заданий
    1. групповое
    2. групповое
    3. индивидуальное (для учащихся со слабыми способностями)
  5. Итог I части урока
  6. Сводная таблица по способам получения и химическим свойствам основных классов неорганических соединений
  7. Выполнение заданий
    1. групповое
    2. на скорость
    3. поочередно у доски
  8. Физкультминутка с повторением основных классов неорганических соединений
  9. Итог урока (блок схема)
  10. Обобщающее индивидуальное задание (дифференцированное)
  11. Заключение. Подведение итогов.
  12. Домашнее задание

Организация урока

  • Формирование групп, выбор в них лидера
  • Составление этапов работы каждой группы
  • Выбор форм, таблиц, заданий (использование мультимедийного устройства, заранее составленных таблиц) (Приложение1, 2)
  • Подготовка аудитории – расстановка столов, ТСО, места для команд, гостей
  • Оформление домашнего задания
  • Рационально распределить учебный материал по времени

Вид работ учащихся:

  • Групповое и индивидуальное
  • Самостоятельный поиск информации в таблицах, схемах и учебной литературе
  • Активизация знаний и опыта, на основе контрольных вопросов делаются самостоятельные выводы и обобщения

Контроль знаний:

  • Индивидуальные и групповые задания
  • Ответы на вопросы в течение урока
  • Итоговое обобщающее задание
  • Домашнее задание

Содержание урока

I. Вступительное слово учителя: “Ребята мы сегодня проводим с вами необычный урок, а урок – соревнование. Соревноваться будут четыре команды: “Оксиды”, “Кислоты”, “Основания”, “Соли”.

  1. Тема: “Основные классы неорганических соединений”
  2. Цели урока:
  3. Мотивация

Чтоб появиться я сумел,
Прокаливают белый мел,
Меня дает огонь в печи
И пламя маленькой свечи,
И стоит только сделать вдох,
Чтоб я на свет явиться смог.
Я в газированной воде,
Я в хлебе, в соде, я – везде!
Думаю, узнали вас.
Это – ....(углекислый газ)

Я, конечно, очень нужен,
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде,
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомните вы сразу.
Кто догадлив, говорит –
Это.... (натрия хлорид)

II. Представление команд (инсценировка)

1 команда “Оксиды”

Мы веселенький народ,
Элемент и кислород,
В формулах оксидов
Главные два вида
Металл – кислород –
Образует оксид основной,
А неметалл – кислород –
Его братец сводный,
Образует оксид кислотный

Классификация оксидов (Приложение 1, Приложение 2)

Э.О

основные амфотерные кислотные
т. МеО - CaO
II
пер.МеО - MnO

III, IV
пер. МеО
MnO2

неМеО – SO2
>IV
пер.МеО – Mn2O7

2 команда “Основания” (инсценировка)

Мы провели опрос простой
Он высветил состав такой:
Кислород с водородом вместе - “О” и “Н”
Образует дружную группу ОН
А металлы разные с группой этой
И есть основания,
Их главная примета:
Ме(ОН)n

Классификация оснований (Приложение 1, Приложение 2)

Me(OH)n

Растворимые в воде (щелочи) Нерастворимые в воде
NaOH, Ca(OH)2 Fe(OH)2, Al(OH)3

3 команда “Кислоты” (инсценировка)

Если очень постараться
И совсем не ошибаться
То любую кислоту
Мы узнаем за версту
На первом месте у кислот
Стоит ведущий водород
За ним ютиться скромный
Остаточек кислотный.

Классификация кислот  (Приложение 1, Приложение 2)

HKO

По основности (количество ат. H) По наличию ат. О
Одноосновные – HCl, HNO3,

Двухосновные – H2SO4, H2CO3

Трехосновные – H3PO4

Кислородсодержащие – HNO3, H2SO4

Бескислородные – HCl, H2S

4 команда “Соли” (инсценировка)

Нету сил терпеть мне боле,
Я хочу сказать о соли,
Увидать её мы сразу
Сможешь невооруженным глазом
Наш Металл с “КО” известен,
А они есть Соли вместе:
МеКО надо только знать,
Чтобы соли распознать!

Классификация солей  (Приложение 1, Приложение 2)

МеКО

Средние Кислые Основные Двойные
Na2CO3, CaSO4 NaHCO3, Ca(HSO4)2 CaOHCl, Al(OH)2Cl NaKSO4

Итак, ребята, мы получили общую схему классификация неорганических (сложных) веществ.

III. Основная часть урока

Задание №1

“Найди родственников”

Распределите вещества по классам неорганических соединений

I вариант

NO2, CaSO4, Ba(OH)2, H3PO4, Mn2O7, Cr(OH)3, H2SO3, CuO, KNO3, Fe(OH)3, Na2CO3

Задание №1

“Найди родственников”

Распределите вещества по классам неорганических соединений

II вариант

H2SO4, Na2CO3, Cl2O7, FeCl2, Zn(OH)2, P2O5, Ca3(PO4)2, LiOH, HNO3, BaO, Cu(OH)2

Проверка:

  • 1 команда: называют кислоты, соли Iв
  • 2 команда: называют кислоты, соли IIв
  • 3 команда: называют оксиды, основания Iв
  • 4 команда: называют оксиды, основания IIв

Задание №2

а) “Экспертиза” (инструкция по ТБ №1)

Задание: Распознайте вещества по характерным свойствам

Даны вещества:

1 команда 2 команда 3 команда 4 команда
№1, № 2, № 3 (KOH, KCl, HCl) №1, № 2, № 3 (CaCl2, Ca(OH)2, H2SO4) №1, № 2, № 3

(Na2SO4, HNO3, LiOH)

№1, № 2, № 3

(NaOH, H3PO4, KNO3)

Реактивы: метиловый оранжевый (индикатор), фенолфталеин (индикатор), 2 пипетки

б) “Третий лишний”

Среди каждой тройки веществ найдите вещество, отличающиеся от двух других. Укажите признаки отличия.

I вариант II вариант
1) СO2, K2SO3, SO2

2) BaSO4, NaOH, CaCO3

3) NaOH, ZnCl2, LiOH

1) Fe(OH)2, KCl, Cu(OH)2

2) BaO, BaSO4, CaO

3) HNO3, Na2SiO3, H2SO4

Итог первой части урока: Мы обобщили и систематизировали знания по классификации неорганических соединений и как вы уже заметили по предыдущему заданию (“экспертиза”) мы плавно переходим к обобщению материала по химическим свойствам, способам получения взаимопревращениям неорганических соединений.

Задание №3

“Восстанови запись”

Впишите недостающие формулы веществ. Укажите тип химической реакции

1 команда

1) ............. = ZnCl2 + 2H2O

2) 2Na + Cl2 = ..................

3) Fe + ...... = FeSO4 + .......

4) 2HNO3 + ...... = Ca(NO3)2 + 2....

2 команда

1) Ca + Cl2 = ................

2) ............ = BaCl2 + 2H2O

3) MgO + 2...... = Mg(NO3)2 + ........

4) 2KOH + ....... = K2CO3 + 2.........

3 команда

1) СuO + ......... = CuSO4 + ........

2) ....... + 6HCl = 2FeCl3 + 3........

3) Cu(OH)2 = ...................

4) ................ = CaCl2 + H2

4 команда

1) ......... + 6HCl = 2AlCl3 + 3..........

2) Mg + ...........= MgSO4 + ............

3) Fe(OH)2 = ...............................

4) .................. = BaCl2 + H2

Задание №4

“Кто быстрее”

Даны вещества: CO2, HCl, Mg, Ba(OH)2, Na2O, Cu(OH)2, AgNO3.

Какие из них будут взаимодействовать между собой?

Составьте как можно больше уравнений реакций.

Задание №5

“Эстафета”

Осуществите цепочку превращений. Укажите тип химической реакции

Итог урока.

Ребята! Наше состязание подошло к концу. Вы проявили находчивость, смекалку, химические знания. Вы поняли, что многие вещества приносят большую пользу и поэтому химические знания просто необходимы для жизни человека! Мы сегодня здорово с вами потрудились. Закрепили материал по классификации химических веществ, их свойствам и способам получения. Ещё раз посмотрим на обобщающую схему (слайд).

Итогом нашего урока будет обобщающее задание. Пока вы его будете делать жюри подведет итоги соревнования.

Обобщающее задание:

I вариант

1. Распределите вещество по основным классам неорганических соединений: NO2, Cu(OH)2, ВаО, КNO3, H3РO4, Ва(ОH)2, Ва(NO3)2, НCl

2. Выполните цепочку превращений. Расставьте коэффициенты. Укажите тип химической реакции

II вариант

1. Распределите вещество по основным классам неорганических соединений: P2O5 , КСl, NaOH, FeO, H2CO3, Fe(ОH)2, H2 S, Ca3(PO4)2.

2. Выполните цепочку превращений. Расставьте коэффициенты. Укажите тип химической реакции

III вариант

1. Распределите вещество по основным классам неорганических соединений: Fе(ОН)3, Н2SO3, CO2, H2CO3, Na2SO4, ВаСl2, ZnO, КOH

2. Допишите уравнения химических реакций. Расставьте коэффициенты. Укажите тип химической реакции

1) Cu+O2=

2) Mg+H2SO4=

3) Cu(OH)2=

4) Na2SO4+ВаСl2=

IV вариант

1. Распределите вещество по основным классам неорганических соединений: MgCl2, CaO, Ca(OH)2, CO2, CuSO4, H3PO4, Fe(OH)3, HCl

2. Расставьте коэффициенты. Укажите тип химической реакции

1) Zn+HCl=ZnCl2+H2O

2) Fe(OH)3= Fe2O3+H2O

3) CaO+H2O=Ca(OH)2

4) CaO+HCl=CaCl2+H2O

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

  • Зафиксировать новое знание, полученное на уроке
  • Оценить собственную деятельность на уроке
  • Оценить учебную деятельность класса
  • Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности
  • Обсудить и записать домашнее задание

Домашняя работа

I вариант (Д/з)

1. Распределите вещество по основным классам неорганических соединений: СаСО3, SO3, LiOН, Zn(OН)2, МgO, Н Cl, ZnCl2, НNO3

2. Допишите уравнения химических реакций. Расставьте коэффициенты. Укажите тип химической реакции

1) CaCO3 +HCl=

2) Na+ HOH=

3) CaCO3=

4) ВаO+ H2O =

II вариант (Д/з)

1. Распределите вещество по основным классам неорганических соединений: Fe2O3, KOH, K2SO4, SO2, ВаSO4, H2SO4, Cu(OH)2, HNO3

2. Расставьте коэффициенты. Укажите тип химической реакции

1) Na+O2= Na2O

2) Na2O+H2O= NaOH

3) NaOH+HCl=NaCl+H2O

4)Na2O+HCl= NaCl+H2O

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Заключение. Проверка эмоционального состояния учащихся после проведения урока, их удовлетворенность данным уроком. (Учитель в начале урока выдает самоклеющиеся эмблемы с тем, чтобы каждый ученик в конце урока смог приклеить свою эмблему на определенный остров своих ощущений, сложившихся в ходе урока). Спасибо всем за урок.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по теме "Стили речи" :: Конспект урока русского языка в 9-м классе на тему "Анализ текста" :: Урок развития речи в 8-м классе "Микротема" :: Обобщающий урок русского языка. Тема: "Имя существительное" :: Организация природоохранной работы в школе :: Заячья школа ( Rabbit school ), 2017 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Финк 84 Модель 811 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Аргановое масло для волос — Уход за волосами

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD