Технология проблемно-модульного обучения химии с применением учебного тренажера : Химия

Технология проблемно-модульного обучения химии с применением учебного тренажера : Химия

Основная цель любой педагогической технологии – развитие ребенка. Обучение применительно к каждому учащемуся может быть развивающим лишь в том случае, если оно отвечает уровню развития данного учащегося, что достигается индивидуализацией обучения. Индивидуализация обучения – один из важнейших принципов, заложенных в основу ФГОС ОО, является насущно необходимой в современном школьном образовании. Индивидуализация обучения как способ организации учебного процесса предполагает индивидуально-специфические формы усвоения учебного материала и достигается с помощью специальных средств обучения. Одной из технологий индивидуализированного обучения (ТИО) является проблемно-модульное обучение.

В данной методической разработке представлен урок, реализующий технологию проблемно-модульного обучения с применением учебного тренажера, назначение которого состоит в том, чтобы через зрительно воспринимаемые образы и другие изобразительные средства вызывать в памяти учащегося необходимые ассоциации и знания, что помогает достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания, облегчает понимание его структуры и, тем самым, способствует усвоению. В структуре учебного тренажера есть элементы реального химического эксперимента и виртуального компьютерного эксперимента, сочетание этих элементов способствует более эффективному поэтапному формированию умственных действий.

Приложение.

Методическое описание урока

Тип урока: урок изучения нового материала, разработанный с использованием технологии проблемно-модульного обучения с использованием ООД четвертого типа (полная, обобщенная, дается в готовом виде)

Цель: развитие личности учащегося на основе формирования устойчивого познавательного интереса к безопасному исследованию вещества как материальной основы Природы

Задачи: раскрыть содержание понятия “вещество” как основного объекта изучения науки химии; развить навыки определения основных свойств веществ, в том числе и экспериментальным методом, с целью их распознавания; продолжить формирование умений наблюдать, описывать и сравнивать внешние признаки веществ, обобщать и делать выводы, соблюдать правила безопасного обращения с веществами

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: учащийся должен: проявлять устойчивый познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ; убежденность в возможности познания природы; знать и понимать важность соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; уметь устанавливать связь между целью и мотивами изучения химии; выполнять самооценку процесса и результата освоения учебного материала урока; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения с другими участниками деятельности.

Метапредметные: учащийся должен уметь: классифицировать слова, обозначающие тела и вещества, на основе сравнительного анализа их основного признака (наличия или отсутствия формы); наблюдать и обобщать различные виды информации о веществе: зрительную – о цвете, растворимости и агрегатном состоянии вещества, обонятельную – о его запахе, умозрительную, взятую из справочника, о вкусе и других свойствах вещества.

Предметные: учащийся должен уметь: Базовый уровень: давать определения понятий “тело” и “вещество”; определять цвет, запах, агрегатное состояние и растворимость вещества, а также сравнивать разные вещества на основе этих свойств; наблюдать проводимые самостоятельно и другими учащимися опыты; проводить под руководством учителя химический эксперимент; соблюдать правила безопасности при работе с веществом.

Повышенный уровень: различать понятия “тело” и “вещество” в устойчивых словосочетаниях, например, оловянный солдатик, ледяной дворец и т.п.; описывать свойства вещества в формате “химоробота” – обобщенного описания; конкретно формулировать наблюдения проводимых самостоятельно и другими учащимися опытов; проводить по инструкции химический эксперимент; знать способы оказания первой помощи в случаях нарушения правил безопасности при работе с веществом.

Высокий уровень: различать понятия “тело” и “вещество” в любом языковом контексте; составлять обобщенные описания свойств различных веществ в формате “химоробота” с целью их дальнейшего распознавания; составлять простейший план и проводить по нему химический эксперимент, описывать наблюдения проводимых самостоятельно и другими учащимися опытов; формулировать выводы по ним; оказывать первую помощь в случаях нарушения правил безопасности при работе с веществом.

Дидактические методы: методы активизации познавательной деятельности учащихся: эвристическая беседа, “мозговой штурм”; методы закрепления изучаемого материала: графический диктант, решение типовых задач; методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: решение творческих задач: составление “химоробота” вещества, опознание вещества по “химороботу”; методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: решение проблемных экспериментальных задач по распознаванию веществ; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: входной, промежуточный контроль – работа в парах, обобщающий контроль – индивидуальная работа, выставление поурочного балла

Модуль: “Вещество как объект изучения химии”.

Тип модуля: информационно-деятельностный.

Логическая структура модуля:

Оборудование:

  • демонстрационная коллекция различных тел, применяемых в быту
  • для работы в парах: набор веществ “бабушкиной кухни”, компьютер
  • для индивидуального эксперимента: лабораторная посуда для проведения опытов по определению растворимости веществ, стакан с водой, учебный тренажер

УМК:

1. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Дроздов А.А., Теренин В.И. Программа курса химии для 8—11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008. – 64 с.

2. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015. – 272 с.

3. Еремин В.В., Дроздов А.А., Шипарева Г.А. Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Еремина, Н. Е. Кузьменко, А.А. Дроздова, В. В. Лунина. М.: Дрофа, 2015. – 176 с.

Технологическая карта урока

Этап урока (учебный элемент модуля) Деятельность учителя Краткое содержание деятельности учащегося Развиваемые УУД
УЭ-0

2 мин

раскрыть содержание понятия “вещество” как основного объекта изучения науки химии Эвристическая беседа по содержанию эпиграфа к уроку:

“Можно плыть по реке, и парить в облаках,
и шагать по земле, увязая в песках,
но сгущается пар, застывает река,
а твердейшая бронза порою мягка ...
Видно, чем-то похожа на камень вода.
И в далеком родстве светлячок и звезда.
Что все это роднит: облака и гранит,
человека, и звезды, и птиц?
Ефим Ефимовский

познавательные, формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом средствами предмета “Химия”
УЭ-1

3 мин

Входной контроль: проверить знание учащимися содержания понятия “тело” из курса “Физика-7” и умение приводить примеры тел подсистем “живое” и “неживое” анализ основных признаков понятия “тело”, обнаружение этих признаков у различных тел, выполнение заданий 1-13 из учебного тренажера (Приложение 1) в формате “мозгового штурма”. познавательные, личностные
УЭ-2

3 мин

Актуализировать из личного опыта учащихся примеры веществ подсистем “создано природой” и “сделано человеком”, а также установить главное отличие содержания понятий “тело” и “вещество” анализ основных признаков понятия “вещество”, сравнение этих признаков у различных веществ с целью их отличия от тел, выполнение заданий 14-23 из учебного тренажера. познавательные, личностные
УЭ-3

2 мин

Закрепить знания об отличии содержания понятий “тело” и “вещество” для безошибочного распознавания тел и веществ по их названиям Выполнение задания 24 из учебного тренажера: графического диктанта “Тело – не вещество” (Приложение 2), работа в парах, с выбором уровня А или Б. познавательные, формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом средствами предмета “Химия”
УЭ-4

5 мин

Рассмотреть приемы определения свойств вещества при помощи органов чувств (цвета, запаха, вкуса и агрегатного состояния) и с помощью справочников физических свойств (плотность, температура кипения, температура плавления, электро- и теплопроводность), также освоить с учащимися первые правила безопасного обращения с веществами Выполнение заданий 25-34 из учебного тренажера. познавательные, личностные
УЭ-5

5 мин

Рассмотреть приемы экспериментального определения растворимости веществ “бабушкиной кухни” Выполнение заданий 35-37 из учебного тренажера, индивидуальная работа. познавательные, личностные
УЭ-6

3 мин

Закрепить навыки распознавания вещества “бабушкиной кухни” по описанию его основных свойств: “химороботу” вещества, организация работы в парах на одном компьютере Выполнение заданий 38-40 из учебного тренажера.

Решение виртуальной задачки “Письмо от Карлсона” (Приложение 3), работа в парах на одном компьютере, с выбором уровня А или Б.

коммуникативные, регулятивные, личностные, формирование ИКТ-компетентности обучающихся средствами предмета “Химия”
УЭ-7

5 мин

Развить навыки распознавания вещества в деятельности обобщения его основных свойств при составлении “химоробота” вещества Выполнение задания 41 из учебного тренажера, работа в парах на одном компьютере коммуникативные, регулятивные
УЭ-8

5 мин

Организовать самостоятельное экспериментальное исследование веществ с внешне различными свойствами для их последующего распознавания Выполнение задания 42 из учебного тренажера. Решение экспериментальной задачки “Узнай меня” (Приложение 4, опыт 1), работа в парах, с выбором уровня А или Б. коммуникативные, регулятивные
УЭ-9

2 мин

Создание проблемной ситуации: организовать самостоятельное экспериментальное исследование веществ с внешне похожими свойствами для проверки гипотезы: “для распознавания веществ часто недостаточно определить их цвет, запах, вкус, агрегатное состояние и растворимость” Решение экспериментальной задачки “Двое из ларца – одинаковы с лица” (Приложение 4, опыт 2), работа в парах, с выбором уровня А или Б. Индивидуальное самостоятельное выполнение заданий 43, 44 из учебного тренажера. коммуникативные, регулятивные, личностные, формирование навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности

средствами предмета “Химия”

УЭ-10

2 мин

Обобщить учебный материал модуля для ответа на вопросы: зачем изучать свойства вещества и какая наука изучает свойства вещества? Выполнение заданий 45-51 из учебного тренажера. Концентрация внимания на домашнем задании 52 из учебного тренажера, с выбором уровня А, Б или В познавательные, личностные
УЭ-11

3 мин

Контроль усвоения содержания модуля Решение задания “Вопросюлька-похимюлька” (Приложение 5), индивидуальная самостоятельная работа, с выбором уровня А или Б. регулятивные, личностные

Список информационных источников

  1. Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактические основы). М.: Высшая школа, 1970.
  2. Гузик Н. П. Учить учиться. М.: Педагогика, 1981.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
  4. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. М.: ВЛАДОС, 2000.
  5. Чернобельская Г. М. Актуальные проблемы методики обучения химии в школе. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007.
  6. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.
Читать еще:


Новые материалы:

Математическое развлечение по сказке «Колобок» для средней группы :: Занятие по коммуникативной деятельности во 2-й младшей группе по теме «Рассказывание по картине "Зимой на прогулке"» :: Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста :: Спортивно-театрализованный досуг «Рождественская сказка» в подготовительной к школе группе :: Литературный клуб "В мире духовных ценностей" :: Четверо против банка ( Vier gegen die Bank ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Комоды / Мик / Комод Мик ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD