Урок химии в 8-м классе по теме "Физические и химические явления. Признаки химических реакций" : Химия
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок химии в 8-м классе по теме "Физические и химические явления. Признаки химических реакций" : Химия

Цель: совершенствовать умение отличать физические процессы от химических, выяснить признаки химических реакций.

Задачи:

  • Усвоить понятия «физические явления», «химические явления», химическая реакция.
  • Изучить признаки протекания химических реакций.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.
  • Воспитывать трудолюбие, целеустремленность, культуру речи и общения.

Формы работы: коллективно-групповая, индивидуальная.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал; спиртовка, пробиркодержатель, спички.

Реактивы: растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата меди (II), цинк, сахарный песок, спирт.

План урока.

1. Вступительное слово (формулировка темы и цели урока).
2. Групповая работа.
3.Формулировка определений – физических и химических явлений, исходя из результатов групповой работы.
4. Лабораторная работа: «Признаки химических реакций».
5. Вывод по результатам лабораторной работы.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.

Ход урока

Вступление (Приложение: слайд № 1)

«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой  практики и не принимаясь за химические операции.»
М.В. Ломоносов (слайд)

Как вы понимаете эти слова? (изучение химии невозможно без практики)

Действительно, для того чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо взять.

Какие классы неорганических веществ вы знаете? Назовите их (оксиды, кислоты, соли, основания)

Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но ваши знания будут неполными, если вы не изучите явления, происходящие с ними и эти явления вам уже хорошо известны из курса окружающего мира и начальных уроках химии. Что же это за явления? О каких явлениях идет речь? (физические и химические)

Отсюда вытекает тема нашего сегодняшнего урока, как вы ее сформулируете? «Физические и химические явления». А всегда ли вы можете с уверенностью сказать, о каком явлении идет речь – физическом или химическом? (Нет). Что для этого необходимо знать? (Признаки)

Совершенно верно. Поэтому дополняем нашу тему: «Физические и химические явления. Признаки химических реакций» (Приложение: слайд № 2). Исходя из темы органично исходит и цель нашего урока. Чему же вы должны научиться в ходе сегодняшнего урока?

Приложение: слайд № 3)

(Дети формулируют цель урока, учитель ее записывает на доске). Я запишу цели нашего урока, чтобы в конце урока вы к ним вернулись и выяснили, достигли вы этих целей или нет. 

Что ж, приступаем к нашему уроку.

Задание № 1 (групповая работа)  (Приложение: слайд № 4)

Первоначально нам необходимо вспомнить уже известные вам определения физических и химических явлений. Для этого у вас на столах лежат разрезанные карточки с отдельными словами, относящиеся к определению физических и химических явлений. Я попрошу вас из этих слов восстановить определения данных явлений. Работаете группой. На работу отводится 1 мин. Чтобы я видела, что ваш стол справился с заданием, по окончании поднимите руки. (Я прошу зачитать получившееся определение физических явлений стол № ...)

Идем дальше.

Задание № 2 (групповая работа) (Приложение: слайд № 5)

Чтобы вспомнить, что по своей сути представляют физические и хим. явления, я предлагаю вам выполнить следующее задание.
На каждом столе лежит листочек со стихотворением.  Каждый стол, ознакомьтесь со своим стихом, выясните о каком явлении в нем идет речь. Приступаем к обсуждению. На работу вам отводится 0,5 мин.    

1.

Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото, одетые леса.
(А.С.Пушкин)

2.

И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко.
Освящая тьму ночную
Далеко и жарко!
(И.Суриков)

3.

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз…
(С.Я.Маршак)

4.

А если медь в печи нагреть.
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте…
(Е.Ефимовский)

5.

Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(Е.Благинина)

6.

На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело смотреть.
(А.Ахматова)

Как видно из примеров, физические и химические явления весьма распространены в природе и многие из них используются во благо человека.

Сегодня мы должны более подробно ознакомиться с химическими явлениями.

Сейчас я вам продемонстрирую опыт – разложение сахара. Вы должны прокомментировать его и сделать вывод - относится ли этот процесс к физическому или к химическому (Показ опыта. Ответ учеников).

По каким признакам вы относите это явление к химическому? (Изменение цвета, запаха). Т. образом, химические реакции всегда сопровождаются видимыми изменениями, поэтому, чтобы научиться отличать химические явления от физических, необходимо научиться, прежде всего, наблюдать, чем мы сейчас с вами и займемся.

Задание № 3 (Приложение: слайд № 6)

Вам предстоит провести лабораторную работу, исходя из которой, вы должны выяснить, какими признаками могут сопровождаться химические реакции. Перед практической работой – инструктаж:

1. при работе с кислотами и щелочами необходимо соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества. Все работы проводить над столом;

2. растворы веществ наливать в пробирки в небольших количествах, по 1 мл, что соответствует 1 см;

Проведение лабораторной работы

Названия исходных веществ

Наблюдения

  • К раствору сульфата меди + щелочь

 

  • К полученному осадку + соляную кислоту

 

  • К цинку + соляную кислоту

 

  • Горение вещества

 

  • Разложение сахара

 

После работы проверка результатов заполнения таблицы (Приложение: слайд № 7)

Исходя из своих наблюдений, сделайте вывод – какими же признаками могут сопровождаться химические реакции (Ответы учеников).
Вывод: химические реакции могут сопровождаться следующими признаками: (Приложение: слайд № 8).

  • образованием осадка или его растворением;
  • выделением газа; 
  • выделением (поглощением) тепла, иногда света;
  • изменением цвета;
  • изменением запаха.

Задание № 4 (Приложение: слайд № 9)

Для того, чтобы проверить, насколько результативным было изучение новой темы, вам сейчас предстоит пройти небольшой индивидуальный тест. На работу 2 мин. + 1 мин. на взаимопроверку.

Вариант 1.

Из приведенных явлений выделите знаком «+»  те, которые относятся к физическим:
1) таяние льда;
2) помутнение известковой воды от углекислого газа;
3) растирание кусочка сахара в порошок;
4) растворение сахара в воде;
5) почернение медной пластинки при накаливании.

Вариант 2.

Из приведенных явлений выпишите те, которые относятся к химическим:
1) замерзание воды;
2) прокисание молока;
3) ржавление гвоздя;
4) растворение уксусной кислоты в воде;
5) гниение дерева.

Вариант 3.

Из приведенных явлений выпишите те, которые относятся к химическим:
1) ковка металла;
2) образование снежинок;
3) горение спирта;
4) прокисание яблочного сока;
5) обугливание лучинки.

Вариант 4.

Из приведенных явлений выпишите те, которые относятся к физическим:
а) исчезновение черного налета на серебряных ложках при обработке их раствором уксусной кислоты;
1) испарение спирта;
2) замерзание воды;
3) горение магния;
4) растворение сахара в воде
5) подгорание пищи на сковороде;

Отложите ручки, возьмите в руки карандаши, поменяйтесь тестами с партнером по плечу и проверьте работы друг друга (Приложение: слайд № 10), оцените работы (Приложение: слайд № 11).

Ученика под № 1 за каждым столом я попрошу собрать тесты и сдать их мне.

Ну что ж, возвращаемся к целям урока, которые были поставлены нами вначале занятия и смотрим, достигнуты ли вами цели? Все ли мы с вами повторили и изучили?

Цель урока:

  • совершенствовать умения отличать физические явления от химических;
  • выяснить признаки химических реакций.

Поднимите руки те, кто не достиг этих целей?

Ваше д/з. Оно будет следующим. 

1. Повторение определений.

2. Изучение параграфа 26, в. 1-3 стр. 94-95 (Приложение: слайд № 12)

Благодарю вас за работу на уроке и прежде чем вы покинете кабинет заполните листочек с рефлексией и сдайте его мне, это будет ваш билет на выход.

Рефлексия (2 мин.) (Приложение: слайд № 13)

Продолжите предложение:

Изучая тему «Физические и химические явления»

  • Раньше я думал что …
  • Теперь я узнал что …
Читать еще:

Новые материалы:

Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка" :: Тема дружбы в творчестве А.С. Пушкина :: Бинарный урок "По следам Сетона-Томпсона" :: Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу Т.Крюковой "Единожды солгавший" :: Заседание родительского клуба "Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей" :: Черная бабочка ( Black Butterfly ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru