Интегрированный урок по экономике и информатике по теме "Решение задач на расчет издержек и определение эффективности деятельности фирмы" : Информатика

Интегрированный урок по экономике и информатике по теме "Решение задач на расчет издержек и определение эффективности деятельности фирмы" : Информатика

Цели урока:

Экономика

  • Совершенствование умений и навыков вычислять различные виды издержек, дохода и прибыли.
  • Показать экономическое значение предельных издержек (анализ деятельности фирмы).

Информатика

  • Обобщить знания по теме “Электронные таблицы”.
  • Освоение способа применения электронных таблиц в экономическом планировании.

Задачи урока:

  • Образовательные
    1. Совершенствование умений и навыков рассчитывать различные виды издержек, дохода и прибыли.
    2. Формирование умений строить графики зависимости издержек от количества выпускаемой продукции и объяснять их на основе экономической теории.
    3. Разобрать разные случаи работы фирмы с точки зрения экономической эффективности.
    4. Сформулировать условие максимизации прибыли (минимизации убытков).
    5. Формирование умений применять условие максимизации для определения эффективного объёма производства.
    6. Формирование умений и навыков применять основные приёмы работы в электронных таблицах при решении экономических задач.
  • Развивающие
    1. Развитие умений анализировать динамику изменения издержек от объёма выпуска продукции.
    2. Развитие умений использовать электронные таблицы для решения экономических задач.
    3. Развитие умений использовать автозаполнение, абсолютную и относительную адресацию, строить графики функций в электронных таблицах.
  • Воспитательные
    1. Формирование экономической и информационной компетентности учащихся.
    2. Формирование умений анализировать свою работу, давать самооценку учебной деятельности.
    3. Формирование коммуникативных компетентностей, умений работать коллективно.

Основные понятия:

  • постоянные издержки;
  • переменные издержки;
  • общие издержки;
  • средние постоянные издержки;
  • средние переменные издержки;
  • средние издержки;
  • предельные издержки;
  • доход;
  • предельный доход;
  • прибыль;
  • условие максимизации прибыли (минимизации убытков);
  • формула;
  • абсолютная ссылка на ячейку;
  • относительная ссылка на ячейку;
  • график.

Оборудование.

  1. Учебный класс ЭВМ, программа MS EXCEL, тест, заготовка в ЭТ “Издержки”, презентация с решениями задач, новым материалом и ответами к тесту.
  2. Таблицы с расчётными формулами, текстом задачи, графиками.
  3. Текст задачи на каждую парту.
  4. Листочки для тестовой проверки знаний.
  5. Карточки с задачами на определение эффективного объёма производства.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Подготовка учащихся к уроку, сообщение темы, цели урока, плана деятельности школьников.

Сегодня на уроке мы будем вычислять издержки, доход и прибыль фирмы, строить графики зависимости издержек от объёма выпуска продукции в электронных таблицах.

Мы должны научиться анализировать деятельность фирмы с точки зрения экономической эффективности.

Работать будем в группах по 7-8 человек. Каждая группа выполнит задание на компьютере (первая - вычислит издержки, вторая - доход и прибыль при различных ценах, продукции, третья – построит графики зависимости издержек от объёма выпуска продукции), самостоятельно попробует дать характеристику работы фирмы при данных ценах.

2. Проверка знаний (экономика).

На предыдущих уроках мы познакомились с различными видами издержек, их расчётными формулами. Перед решением задач проверим, как вы усвоили новый материал. 8 человек выполнят компьютерный тест (Приложение 1, вместо теста на компьютере может быть предложен письменный тест), остальные тест “Верно - неверно” (Приложение 1).

Проводим проверку и ставим оценки: тест “Верно - неверно” учащиеся проверяют и оценивают самостоятельно по слайду (Приложение 4), за компьютерный тест выставляем оценку, выведенную программой, или письменный тест проверяется учителем в ходе урока и при подведении итогов урока объявляется оценка.

3. Актуализация знаний (фронтальный опрос).

Экономика.

Т. к. для анализа работы фирмы необходимо знать доход, прибыль, предельные и средние издержки, то мы должны уметь их рассчитывать. На доске записаны обозначения видов издержек, дохода, прибыли. Приведите расчётные формулы (ответы учащихся заносятся на доску).

FC (постоянные издержки)=const ATC(средние) =
TC (общие) = FC+VC MC (предельные) =
AFC (средние постоянные)= TR (доход)=
AVC (средние переменные) = Pr (прибыль)=TR-TC

Информатика.

Вспомним основные приёмы работы в электронных таблицах.

  • Наименьший элемент электронной таблицы? (ячейка)
  • Для обозначения ячейки используется… (имя столбца и номер строки)
  • Какие типы данных используются в электронных таблицах? (числа, текст, формулы)
  • Назовите основные правила при записи формулы (начинается со знака =; содержит числа, адреса ячеек, знаки математических операций и функции)
  • В чём отличие абсолютной адресации от относительной? (при абсолютной адресации: в адресе ячейки перед именем столбца и номером строки ставятся специальные знаки $, при автозаполнении адрес ячейки не меняется; при относительной адресации: никаких специальных знаков в адресе не ставится, при автозаполнении вправо или влево меняется имя столбца, вверх или вниз – номер строки)
  • Ваши действия при заполнении диапазона ячеек формулой или одинаковым числовым значением? (выделить ячейку; навести курсор на нижний правый угол, чтобы он принял вид маленького чёрного крестика; удерживая нажатой левую кнопку мыши распространить значение на диапазон ячеек)
  • Для построения графика функции необходимо … (выделить диапазон ячеек, содержащий значения функции; выполнить команду Вставка-Мастер диаграмм; выбрать График; следовать указаниям мастера)
  • Значения оси категорий (х) не соответствуют табличным данным, как быть? (на втором шаге мастера выбрать вкладку Ряд; поставить курсор в строку подписи оси х и выделить диапазон значений аргумента функции)
  1. Решение задачи.

Задача на расчёт всех видов издержек и определение эффективности деятельности фирмы.

Фирма, имеющая постоянные затраты в размере 100 рублей в месяц, запланировала следующие переменные затраты, зависящие от количества выпускаемой продукции:

Q, ед. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
VC,руб. 0 100 180 250 300 350 420 510 620 750 920

1. Рассчитайте все виды издержек, занесите результаты в таблицу в тетради:

Q,

ед.

FC,

руб.

VC,

руб.

TC,

руб.

AFC,

руб/ед

AVC,

руб/ед

ATC,

руб/ед

MC,

руб/ед

TR,

руб.

Pr,

руб.

6

8

13

6

8

13

0

100

0

                     

10

 

100

                     

20

 

180

                     

30

 

250

                     

40

 

300

                     

50

 

350

                     

60

 

420

                     

70

 

510

                     

80

 

620

                     

90

 

750

                     

100

 

920

                     

Постройте графики зависимости издержек от объёма выпуска продукции.

2. На рынке совершенной конкуренции равновесная цена меняется в интервале от 6 до 13 рублей за единицу продукции. Определите доход и прибыль при ценах 6, 8 и 13 рублей за единицу продукции (заполните последние столбцы таблицы).

3. Дайте характеристику работы фирмы при ценах 6, 8 и 13 рублей.

(Текст задачи приведён на доске (слайде) и на листах выдан учащимся, Приложение 2).

При работе в электронных таблицах используйте заготовку “Издержки” (Приложение 5).

  • 1 группа производит расчёт в электронных таблицах. 2 и 3 – самостоятельно на местах, используя микрокалькулятор. После расчёта на ЭВМ заносим результаты вычислений со слайда (Приложение 5) заносятся в тетрадь.
  • 2 группа производит вычисление дохода и прибыли фирмы при разных значениях цены: 6, 8, 13 рублей в электронных таблицах. 1 и 3 группы - в тетради самостоятельно, используя микрокалькулятор. После расчёта на ЭВМ результаты вычислений со слайда (Приложение 4) заносятся в тетрадь.
  • 3 группа строит графики зависимости издержек от количества выпускаемой продукции в электронных таблицах (графики FC, VC, TC в одной системе координат на листе Диаграмма 1, графики AFC, AVC, ATC и MC в одной системе координат на листе Диаграмма 2). 1 и 2 группа решают проблемные задачи на анализ ситуации: 1 группа определяет эффективный объём производства при цене 6 рублей; 2 группа – 13 рублей (сообщить о результатах оценивания: правильно – “5”, с ошибкой – без оценки).

После построения графиков в электронных таблицах обсуждение ситуаций заканчивается. Приводим графики зависимостей (таблицы или слайды, на столах листы с графиками). Анализируем вид графиков: график постоянных издержек – прямая, параллельная оси Q, графики средних переменных, средних, предельных издержек имеют U-образную форму, график средних постоянных – гипербола. Их экономический смысл: постоянные издержки не зависят от выпуска продукции, переменные и общие увеличиваются с ростом производства, средние переменные, средние, предельные издержки с увеличением объёма выпуска продукции сначала уменьшаются, а затем - растут, средние постоянные только уменьшаются с увеличением количества выпускаемой продукции.

5. Новый материал урока (экономика).

Заслушивается анализ ситуации 1 и 2 группы, даётся ему оценка. Подводим итог.

  • При цене 6 рублей фирма убыточна, минимальный убыток(-100), когда объём выпуска равен 0 . Данный пример - это случай закрытия фирмы.
  • При цене 8 рублей фирма убыточна, минимальный убыток (-40), когда объём выпуска равен 60 единиц. Это случай минимизации убытков.
  • При цене 13 рублей фирма работает с прибылью, которая максимальна(320), когда объём выпуска равен 80 и 90 единиц. Данный пример - это случай максимизации прибыли, но какой объём предпочтительнее?

Условие максимизации прибыли (минимизации убытков) для любой фирмы:

MR=MC,

где МС-предельные издержки, а МR-предельный доход.

МС=, MR=.

Для фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции:

МС=P.

6. Закрепление материала (экономика).

  • Пиццерия “Прелести Сицилии” специализируется на приготовлении особого вида пицц и славится изысканным обслуживанием населения. Её дневные переменные издержки определяются формулой: VC(Q)=Q2, а выручка: TR=4000*Q-Q2. Сколько пицц надо выпекать поварам за день, чтобы прибыль была максимальна?
  • Функция зависимости переменных издержек фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции, описывается формулой:

VC=2Q2+6Q.

Определите объём выпуска, при котором прибыль фирмы будет максимальной, если на рынке сложилась цена на уровне 46 рублей за единицу продукции.

Учащиеся работают по группам. Проверяется решение (Приложение 3, Приложение 4).

7. Итоги урока.

  • Оценка по экономике (тест).
  • Оценка по информатике (работа в электронных таблицах).
  • Оценка работы групп по закреплению нового материала.
  • Самооценка учащихся. Отзыв об уроке.

8. Домашнее задание

Экономика

На миллиметровой бумаге построить графики зависимостей: AFC(Q), AVC(Q), ATC(Q), MC(Q) по данным таблицы. Используя условие минимизации убытков, определите более точно эффективный объём производства при цене 8 руб. за единицу продукции.

Информатика

Повторение темы “Электронные таблицы”.

Читать еще:


Новые материалы:

Звезда Тукая :: Классный час "Хороший сосед – удача" :: Сценарий закрытия смены в летнем лагере :: Сценарий торжественной линейки, посвященной началу 2011/2012 учебного года :: Этическая грамматика. Учебное пособие для учащихся 5-х классов :: Шерлок Гномс ( Gnomeo & Juliet: Sherlock Gnomes ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Комоды и Тумбы/Тумбы / Polini / Тумба пеленальная Polini Simple 1290 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD