Урок информатики по теме "Правовая охрана программ и данных. Защита информации". 8-й класс : Информатика

Цель  урока: сформировать представление о видах программного обеспечения, необходимости защиты информации и познакомиться с правовыми аспектами работы с информацией.

Задачи:

  • Обучающие:
    • познакомиться с видами программного обеспечения;
    • изучить основные правовые аспекты работы с информацией;
    • ознакомить учащихся с необходимостью защиты информации;
    • ознакомить с уголовной ответственностью за компьютерные преступления.
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
    • развивать логическую мыслительную деятельность.
  • Воспитательные:
    • правовое воспитание через знакомство с законодательными документами РФ;
    • формирование уважительного отношения к законодательным нормам;
    • воспитание информационной культуры учащихся.

Тип урока:  комбинированный.

Метод обучения: словесный, логический, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Форма урока: лекция с применением современных технологий (компьютерная презентация).

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, эссе, работа с раздаточным материалом.

Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер.

Структура урока.

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
  3. Объяснение нового материала (9 мин.)
  4. Презентации учащихся (7 мин.)
  5. Написание эссе (7 мин.)
  6. Закрепление изучаемого материала (5 мин.)
  7. Домашнее задание (3 мин.)
  8. Итог урока (2 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие с учащимися. Учитель отмечает отсутствующих в классе. Объявление темы, цели и задач урока.

– За сегодняшний урок оценка будет выставляться по трем критериям:

1) активная работа на уроке;
2) эссе (мини-сочинение);
3) тест

2. Актуализация опорных знаний

Работа по карточкам. (Приложение 1)

Фронтальный опрос.

1. Что такое вирус?
2. В каком году произошла первая эпидемия компьютерного вируса? Как назывался вирус, и какие вредоносные действия совершал вирус?
3. Какой отличительной особенностью обладает вирус?
4. По среде обитания на какие виды можно разделить вирусы?
5. Какие вы знаете признаки заражения компьютера вирусами?
6. С помощью чего можно защитить персональную информацию и компьютер от вирусов?
7. Назовите наиболее популярные антивирусные программы.
8. На какие типы подразделяются антивирусные программы?

3. Объяснение нового материала

– Прежде чем начать изучение нового материала, мне бы хотелось, чтобы вы самостоятельно ответили о программных продуктах, установленных на вашем домашнем компьютере и о предоставляемых правах на данные программы. (учитель раздает карточки – Приложение 2)

Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы.

Программы по их юридическому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные (shareware) и свободно распространяемые программы (freeware).

Дистрибутивы лицензионных программ (дискеты или диски CD-ROM, с которых производится установка программ на компьютеры пользователей) распространяются разработчиками на основании договоров с пользователями на платной основе, проще говоря, лицензионные программы продаются. Довольно часто разработчики предоставляют существенные скидки при покупке лицензий на использование программы на большом количестве компьютеров или на использование программы в учебных заведениях. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют ее нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность.

Некоторые фирмы – разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно бесплатные программы в целях их рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с ограниченным сроком действия (после истечения указанного срока программа перестает работать, если за нее не произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции).

Многие производители программного обеспечения и компьютерного оборудования заинтересованы в широком бесплатном распространении программного обеспечения. К таким программным средствам можно отнести следующие:

  • новые недоработанные (бета) версии программных продуктов (это позволяет провести их широкое тестирование);
  • программные продукты, являющиеся частью принципиально новых технологий (это позволяет завоевать рынок);
  • дополнения к ранее выпущенным программам, исправляющие найденные ошибки или расширяющие возможности;
  • устаревшие версии программ;
  • драйверы к новым устройствам или улучшенные драйверы к уже существующим.

Правовая охрана информации

Правовая охрана программ и баз данных. Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который вступил в силу в 1992 году.

Предоставляемая настоящим законом правовая охрана распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст на языке программирования и машинный код. Однако правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ, в том числе на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма.

Для признания и осуществления авторского права на программы для ЭВМ не требуется ее регистрация в какой-либо организации. Авторское право на программы для ЭВМ возникает автоматически при их создании.

Для оповещения о своих правах разработчик программы может, начиная с первого выпуска в свет программы, использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:

буквы С в окружности или круглых скобках ©;
наименования (имени) правообладателя;
года первого выпуска программы в свет.

Например, знак охраны авторских прав на текстовый редактор Word выглядит следующим образом:

© Корпорация Microsoft, 1993-1997.

Автору программы принадлежит исключительное право осуществлять воспроизведение и распространение программы любыми способами, а также модификацию программы.

Организация или пользователь, правомерно владеющий экземпляром программы (купивший лицензию на ее использование), вправе без получения дополнительного разрешения разработчика осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы, в том числе ее запись и хранение в памяти ЭВМ. Запись и хранение в памяти ЭВМ допускаются в отношении одной ЭВМ или одного пользователя в сети, если другое не предусмотрено договором с разработчиком.

Необходимо знать и выполнять существующие законы, запрещающие нелегальное копирование и использование лицензионного программного обеспечения. В отношении организаций или пользователей, которые нарушают авторские права, разработчик может потребовать возмещения причиненных убытков и выплаты нарушителем компенсации в определяемой по усмотрению суда сумме от 5000-кратного до 50 000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Электронная подпись

В 2002 году был принят Закон РФ «Об электронно-цифровой подписи», который стал законодательной основой электронного документооборота в России. По этому закону электронная цифровая подпись в электронном документе признается юридически равнозначной подписи в документе на бумажном носителе.

При регистрации электронно-цифровой подписи в специализированных центрах корреспондент получает два ключа: секретный и открытый. Секретный ключ хранится на дискете или смарт-карте и должен быть известен только самому корреспонденту. Открытый ключ должен быть у всех потенциальных получателей документов и обычно рассылается по электронной почте.

Процесс электронного подписания документа состоит в обработке с помощью секретного ключа текста сообщения. Далее зашифрованное сообщение посылается по электронной почте абоненту. Для проверки подлинности сообщения и электронной подписи абонент использует открытый ключ.

Защита информации

Для предотвращения несанкционированного доступа к данным, хранящимся на компьютере, используются пароли. Компьютер разрешает доступ к своим ресурсам только тем пользователям, которые зарегистрированы и ввели правильный пароль. Каждому конкретному пользователю может быть разрешен доступ только к определенным информационным ресурсам. При этом может производиться регистрация всех попыток несанкционированного доступа.

Защита пользовательских настроек имеется в операционной системе Windows (при загрузке системы пользователь должен ввести свой пароль), однако такая защита легко преодолима, так как пользователь может отказаться от введения пароля. Вход по паролю может быть установлен в программе BIOS Setup, компьютер не начнет загрузку операционной системы, если не введен правильный пароль. Преодолеть такую защиту нелегко, более того, возникнут серьезные проблемы доступа к данным, если пользователь забудет этот пароль.

В настоящее время для защиты от несанкционированного доступа к информации все более часто используются биометрические системы авторизации и идентификации пользователей. Используемые в этих системах характеристики являются неотъемлемыми качествами личности человека и поэтому не могут быть утерянными и подделанными. К биометрическим системам защиты информации относятся системы распознавания речи, системы идентификации по отпечаткам пальцев, а также системы идентификации по радужной оболочке глаза.

Защита программ от нелегального копирования и использования

Компьютерные пираты, нелегально тиражируя программное обеспечение, обесценивают труд программистов, делают разработку программ экономически невыгодным бизнесом. Кроме того, компьютерные пираты нередко предлагают пользователям недоработанные программы, программы с ошибками или их демоверсии.

Для того чтобы программное обеспечение компьютера могло функционировать, оно должно быть установлено (инсталлировано). Программное обеспечение распространяется фирмами-производителями в форме дистрибутивов на CD-ROM. Каждый дистрибутив имеет свой серийный номер, что препятствует незаконному копированию и установке программ.

Для предотвращения нелегального копирования программ и данных, хранящихся на CD-ROM, может использоваться специальная защита. На CD-ROM может быть размещен закодированный программный ключ, который теряется при копировании и без которого программа не может быть установлена.
Защита от нелегального использования программ может быть реализована с помощью аппаратного ключа, который присоединяется обычно к параллельному порту компьютера. Защищаемая программа обращается к параллельному порту и запрашивает секретный код; если аппаратный ключ к компьютеру не присоединен, то защищаемая программа определяет ситуацию нарушения защиты и прекращает свое выполнение.

4. Презентации учащихся (показ презентаций учащихся на тему: «Антивирусные программы»)

5. Написание эссе

Учащимся требуется написать эссе (мини-сочинение). Необходимо продолжить предложение: «Если бы я был разработчиком антивирусной программы, то я …»

6.  Закрепление изучаемого материала

В качестве закрепления изучаемого материала учащимся предлагается ответить на вопросы (тест), затем обменяться друг с другом ответами на вопросы. Учитель на экране выводит слайд с правильными ответами и учащиеся самостоятельно отмечают правильные ответы и выставляют оценки. (Приложение 3)

7. Домашнее задание: § 2.8. Стр. 72-78, подготовиться к контрольной работе по 2 главе «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

8. Итог урока

Выставление оценок за урок.

Читать еще:


Новые материалы:

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся :: Квест-урок как инновационная технология формирования предметных компетенций :: Размышления о преимуществе раннего музыкального воспитания :: Тема урока: "Опера как жанр искусства" :: Музыкальный жанр – танец. 2-й класс :: Кома (), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 25-02-Д1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD