Урок информатики по теме "Файлы и файловая система". 8-й класс : Информатика

Методическое обоснование

«Файлы и файловая система» - это учебно-методическая разработка занятия по информатике для обучающихся 8 класса.

В результате проведения уроков по информатике по теме «Файлы и файловая система»уобучающихся формируются компетенции, позволяющие свободно работать в операционных системах, учащиеся смогут самостоятельно определять тип файла, с которым предстоит работать, получат навыки организации личного информационного пространства.

С одной стороны, материал повторения должен быть усвоен учениками на 100%, с другой стороны он стимулирует ученика готовиться к каждому уроку. При выборочном контроле ученики быстро усваивают правила игры, при этом некоторые из них готовятся к уроку только тогда, когда есть вероятность, что их спросят. И поскольку это обычно не самые прилежные ученики, то ситуация может еще и усугубляться.

На уроках повторения все ученики включены в различные виды деятельности. При этом используются все каналы восприятия и воспроизведения материала. Это очень важно, так как обычно в среднней школе работает какой-то один канал: учитель говорит, а дети слушают. При этом детям-кинестетикам воспринимать материал более сложно, чем детям с другими доминирующими каналами восприятия.

Включая ребенка в зону ответственности взрослого, мы формируем в нем черты лидера (в том числе и такую черту, как толерантность), навыки оценки и самооценки.

Актуальность темы

Информация, как безбрежное море, окружает нас со всех сторон. Поэтому организация своего личного информационного пространства стоит на первом месте. Очень часто мы тратим время на поиск нужного файла на компьютере или не знаем, в какой программе открыть тот или иной файл. Поэтому тема«Файлы и файловая система» - это одна из центральных тем курса, а файл, имя файла, полное имя файла и путь к файлу – базовые понятия информатики.

Место урока в учебном плане:

Так как одной из целей проведения данного занятия ставится повторение темы «Файлы и файловая система»и контроль полученных учащимися знаний, то целесообразно этот урокпроводить в конце изучения темы.

Впоследствии учитель возвращается к этой теме на протяжении всего курса информатики в среднем и старшем звене, поэтому его можно проводить и с более старшими учениками - 10-м и 11-м классах.

Цели урока

Обучающая:

  • проверить знания учащихся по теме «Файлы и файловые системы», их умения выполнять действия с файлами и папками

Развивающая:

  • формирование умения составлять дерево файловой системы;
  • формирование умения отслеживать путь по файловой системе;
  • развитие познавательных интересов, самоконтроля;
  • развитие способности к обобщению, быстрому переключению;
  • способствовать формированию навыков самостоятельной работы

Воспитательная:

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, формирование поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор и экран;
  • тест по теме «Файлы и файловая система»;
  • рабочие тетради;
  • презентация;
  • оценочный лист обучающегося;
  • задания для практических работ (на компьютере, листочках).

Ход урока

Организация повторения по теме «Файлы и файловая система» проходит в виде «вертушки». В начале урока каждому обучающемуся раздается оценочный лист (Приложение 1), оговаривается, как происходит оценивание различных видов работы обучающихся.

Организационный момент

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока.

Актуализация знаний

Сегодня мы с вами повторим тему «Файлы и файловая система» (Слайд 1), целью нашего сегодняшнего занятия вспомнить что такое: файл, корневой каталог, папка, имя и расширение файла, путь поиска и применить наши знания на практике.

Но для начала давайте повторим основные понятия по теме «Компьютер» (разгадывание кроссворда). Обучающимся предлагается разгадать кроссворд, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл. (Приложение 2)

После работы, обучающиеся проверяют свои ответы (для этого меняются листками с кроссвордом со своим соседом), ответы высвечиваются на экране (Слайд 2). В оценочный лист каждый заносит свой балл за работу.

Организация повторения по теме

Давайте еще раз вспомним, что такое файл, из чего состоит имя файла (Слайд 3). Имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов. Имя файла не может содержать запрещенные символы: /\:*?»<>|.

Существуют международные соглашения, определяющие, какое обозначение типа принять в том или ином случае. Этот позволят легко ориентироваться среди разнообразных файлов. (Слайд 4).

Очень часто можно услышать вопрос «Как найти нужный файл или папку» или утверждение «В вашей файловой структуре можно ногу сломать!». А для того, что бы не случилось этого, мы с вами изучали как можно устроить файловую систему на компьютере, чтобы все находилось под рукой и можно было быстро найти. Для того чтобы вспомнить как организуется файловая система в ОС Windows м нужно выполнить практическую работу на компьютере. (Приложение 3). Задание высвечивается на экране (Слайд 5)

По окончании работы учитель проверяет работу учеников и ставит балл в оценочный лист.

По окончании работы на компьютере, пока учитель оценивает работу, обучающиеся выполняют практическую работу на листочках (Приложение 4).

После работы, обучающиеся проверяют свои ответы (для этого меняются листками с практической работой со своим соседом), ответы высвечиваются на экране (Слайд 6). За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. В оценочный лист каждый заносит свой балл за работу.

После проверки практической работы, обучающиеся проходят тест по теме «Файлы и файловая система» на компьютере (Приложение 5). Результаты теста заносятся в оценочный лист.

Подведение итогов

После выполнения теста и занесения оценки по тесту в оценочный лист. Обучающиеся подсчитывают количество набранных баллов за урок. Согласно этим баллам выставляются оценки. Критерии оценок высвечиваются на экране (Слайд 7). Все оценки выставляются в дневник.

Домашнее задание

§ 2.4 (стр. 79 - 87), выполнить практическую домашнюю работу (Слайд 8). Практическая работа выдается в виде файла (dnevnik.ru) и на листочках (у кого нет доступа) (Приложение 6)

Рефлексия

Оцените сегодняшний урок: (беседа с обучающимися)

  1. Вам было интересно на уроке?
  2. Все ли мы вспомнили по теме «Файлы и файловая система»?
  3. Справились ли вы с заданиями?
  4. Остались ли у вас еще вопросы по теме?
  5. Что бы еще хотели бы уточнить, изучить по данной теме?

Оцените ваше знания по теме урока с помощью выбора:

  • если мне все равно многое не ясно в этой теме, и я не знаю в этой теме практически ничего, то прикрепите магнит к ростку дерева;
  • если мне все понятно и ясно в этой теме, но остались некоторые вопросы, на которые я сегодня так и не нашел ответы, то прикрепите магнит на куст;
  • если все усвоили и вопросов по теме не осталось, то прикрепите магнит на могучее дерево. (Приложение 7)

На основе выбора обучающихся учитель подводит итог урока и планирует свою работу на следующий урок.

Список использованных источников:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  3. Семакин И.Г. Задачник –практикум по Информатике и ИКТ в 2-х томах – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Приложения.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок заботы и любви. 1-й класс :: Проект-исследование "Вы победили" :: Многоугольники. 1-й класс :: Спряжение глаголов. 4-й класс :: "Aber jetzt ist schon längst wieder Schule!" :: Британцы идут! ( The Brits Are Coming ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / ОГОГО Обстановочка / Стеллаж Reina ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD