Архивирование файлов : Информатика

Цели урока:

  • помочь учащимся получить представление об архивации файлов, познакомиться с понятием избыточности, научить архивировать и распаковывать файлы, дать основные понятия, необходимые для грамотной работы на компьютере.
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  • развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация, раздаточный материал.

План урока:

  1. Орг. момент. (1 мин.)
  2. Проверка и актуализация знаний. (10 мин.)
  3. Теоретическая часть. (15 мин.)
  4. Практическая часть. (15 мин.)
  5. Итог урока. (5 мин.)

ХОД УРОКА

– Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. А теперь начнем урок.
План сегодняшнего урока следующий: Слайд 1. На дом вам были заданы вопросы, на которые вы должны были. ответить. Итак, первый вопрос

1. Проверка домашнего задания:

а) На какие три группы делятся все программы, используемые на ПК?
– прикладные ( примеры привести)
– инструментальны (примеры)
– системные (примеры: драйвера, утилиты, ОС)
б) Для чего нам нужна ОС?
– осуществление диалога с пользователем
– управление устройствами ПК
– распределение ресурсов ПК (места на дисках, оперативной памяти)
– запуска других (прикладных) программ
в) Как хранится вся информация на ПК?
– в файлах
Дайте определение файлу.
г) По каким правилам задается имя файла?
д) Приведите примеры расширений имен файлов. Что мы можем узнать по расширению файла?
е) Какие характеристики файла вы знаете?
– размер файла в байтах
– время и дата создания
– атрибуты файла
ж) Что такое атрибуты файла и какие вы знаете?
– только для чтения
– системный
– скрытый
– архивный
е) перечислить  единицы измерения информации
ж)  как определить размер файла?
– А сейчас, чтобы закрепить изученный материал,  давайте выполним проверочную работу.

2. Письменная работа на листочках (5 мин.)

– Проверяем ответы. Презентация (3-5 мин.)

– Меняемся листочками с соседом, берем карандаши и напротив правильного ответа ставим +, напротив неправильного. Слайд 2
Распределить по столбикам (вписать в таблицу только порядковый номер файла):
графические текстовые архивы исполняемые QBasic системные
1 2 11 4 7 8
3 6 12 15 16 5
10 13        
9 14        

1) dog.bmp, 2) коллаж.txt,  3) village.jpg,   4) game.exe, 5) city.sys, 6) Plan.doc, 7) ROBOT.bas, 8) color.sys,  9) class2.jpg, 10) дом.bmp, 11) документ.zip, 12) 34.rar, 13) work.txt, 14) form.doc, 15) maps.exe, 16) ship.bas

3. Работа в тетради. Архивирование файлов. Объяснение задания на ПК (10-15 мин.)

– Встретились ли вам такие файлы, с которыми мы еще не работали? Вот сегодня на уроке мы будем работать именно с этими фалами.

Как мы уже знаем каждый файл имеет свой размер. При работе на ПК нам часто приходится сталкиваться с тем, что наши файлы могут не поместиться на носитель т.е. диск, флэшку и т.д. В такой ситуации пользуются программами, которые сжимают файлы, значительно уменьшая их размер. Этот процесс называется – архивированием. И тема сегодняшнего урока «АРХИВИРОВАНИЕ ФАЙЛОВ». Слайд 3, а программы, которые сжимают файлы, называются программами-архиваторами или упаковщиками.

Открываем тетради на стр. … Читаем и подчеркиваем.

Архивирование – это упаковка (сжатие) файла или группы файлов с целью уменьшить место, занимаемое ими на диске.
Редакторы, работающие с текстовой, графической, звуковой и другой информацией, кодируют ее наиболее естественным, но не самым экономичным способом.

Слайд 4

Программы-архиваторы используют специальные алгоритмы сжатия, каждая программа использует свой способ уменьшения размера. Принцип действия программы-архиватора заключается в следующем: например, у нас есть набор букв "паааадцбааааав". А теперь мы решили испытать на нём свой алгоритм сжатия: вместо "аааа" напишем "4а", а вместо "ааааа" напишем "5а", где число перед символом "а" показывает, сколько раз подряд он встречается "а" в нашей строчке. Получаем: "п4адцб5ав" – эта строка уже меньше на 5 символов.
Давайте подумаем, в каких случаях используются программы-архиваторы? Слайд 5

Программы-архиваторы используются в случаях:

  • Необходимости экономии места на диске за счет сжатия одного или нескольких файлов.
  • Наличия на ПК большого количества информации, которая понадобится только в будущем.
  • Переноса между ПК информации с помощью носителей.
  • Создания резервных копий. Исходные данные необходимо сжать, чтобы на диске их уместилось как можно больше.  Резервное копирование – создание архивированных копий файла или группы файлов.
  • Пересылки информации по сети. При работе в Интернете может понадобиться переслать не один файл, а, например, целую папку с файлами. По электронной почте мы можем переслать все файлы из папки по очереди. Это займет много времени. Поэтому, удобнее заархивировать папку и переслать уже архив.

В результате работы программ-архиваторов создаются копии файлов, которые называются архивами. Исходный файл никуда не пропадает, а создается его сжатая копия. Архив – это файлы, содержащие в себе один или несколько файлов (программ и данных) в сжатом состоянии.  Наиболее распространены архиваторы: WinZip ,WinRar Имена файлов архивов обычно имеют расширения  rar, zip, в зависимости от типа архиватора, с помощью которого они были созданы и имеют специальный значок. Слайд 6

На этом уроке мы будем работать с одной из популярных программ-архиваторов WinRAR, WINZIP, Hamster Lite Archiver или другими свободно распространяемыми программамами-архиваторами.

Формат разработан российским программистом Евгением Рошалом (отсюда и название RAR: Roshal Archiver). Слайд 7. Метод сжатия автор держит в секрете, он так и остаётся закрытым, хотя исходный код распаковщика выпущен под лицензией для свободного использования в допустимых рамках.

Архивы в данном формате имеют расширение .rar. Создаются и открываются с помощью "родной" программы WinRAR, автором которой является Евгений Рошал. Но начиная с версии 3.40 в пункте меню "О программе..." уже можно увидеть такой текст "Авторские права: Александр Рошал".

Александр Рошал – брат Евгения, который являясь разработчиком и автором программы, переписал свои авторские права на брата, так как именно тот занимается рекламой и продажей WinRAR, так как программа распространяется по shareware-лицензии, то есть бесплатно можно использовать её лишь 30 дней пробного испытательного периода, а затем придётся купить лицензию.

WinRar – очень мощный архиватор с большими возможностями. На его примере можно рассмотреть все основные операции выполняемые программами-архиваторами.

Слайд 8

Операции, выполняемые архиваторами:

  • Сжатие одного или нескольких исходных файлов в общий архив
  • Распаковка архивного файла. Информация, упакованная архиватором, хранится в наиболее экономичной форме, но она закодирована искусственным способом, поэтому прежде, чем открыть содержание файла, необходимо произвести перекодировку файла (принято говорить: распаковать, разархивировать, восстановить файл)
  • Просмотр содержимого архива
  • Пополнение и обновление архива
  • Создание многотомного архива.
  • Создание самораспаковывающегося архива. Это необходимо, если неизвестно есть ли соответствующая программа-архиватор на компьютере, на котором предстоит распаковка. Самораспаковывающийся (SFX, от англ. SelF-eXtracting) архив — это архив, к которому присоединен исполняемый модуль. Этот модуль позволяет извлекать файлы простым запуском архива как обычной программы. Таким образом, для извлечения содержимого SFX-архива не требуется дополнительных внешних программ. SFX-архивы, как и любые другие исполняемые файлы, обычно имеют расширение .EXE.

И сегодня на уроке мы подробно познакомимся с первыми тремя операциями, выполняемыми программами-архиваторами. Они выделены на слайде красным цветом. Для этого вы выполните практическое задание. На выданных вам листочках вы видите алгоритм создания архива, выполнив который вы получите 4 архива. Вам надо сравнить исходные размеры файлов с их архивами и заполнить таблицу. Далее, проанализировав полученные результаты сделать вывод. Для тех, кто быстро справится с заданием – дополнительное задание на отдельную оценку.

Объяснение задания на ПК. Раздаточный материал. На экране.

4. Работа на компьютерах (15-20 мин.)

Меняемся заполненными листочками и проверяем.
Имя файла Размер до архивации Размер после архивации Во сколько раз изменился размер файла
Лондон. jpg 2,93 Мб 2,92 Мб Нет
Лондон. bmp 20,2 Мб 1,62 Мб В 12 раз
book1.doc 2,11 Мб 306 Кб В 7 раз
book 2.txt 911 Кб 242 Кб В 3,7 раза

 
Имя файла Что содержится в файле
Лондон. bmp Рисунок
book1.doc Текст
book 2.txt Текст
Лондон. jpg фотография

Почти не изменится размер файла Лондон. Jpg. Лучше сжимаются текстовые файлы, потому что графические сжимаются не во всех форматах.

Дополнительное задание.

1. Создание многотомного архива.

  • Чтобы архивный файл поместился на дискету в списке Разделить на тома размером (в байтах) выберите 1 457 664 3.5"

  • Во вкладке Дополнительно: установите пароль;

2. Создание самораспаковывающегося архива

Поместить в самораспаковывающийся архив свою рабочую папку. Защитить архив паролем.

Алгоритм создания архива:

  • В контекстном меню своей папки выбрать пункт: Добавить в архив…
  • Во вкладке Общие установить:

Параметры архивации: создать SFX-архив;
Имя архива – ваша фамилия;
Метод сжатия: на ваш выбор/

3. Распаковка архива

5. Итог. Вывод

– Мы сегодня научились упаковывать и распаковывать файлы. Скажите,  помогает ли архивирование уменьшить место занимаемое файлами на диске? (Да)
– Для всех ли файлов это справедливо? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Посмотрим еще раз на таблицу. Есть ли там файлы, которые почти не изменились в размере?
– Следовательно, если у нас стоит цель уменьшить место занимаемое файлами на диске, то мы должны знать, что не все файлы программы-архиваторы могут сжать. А для этого нам надо знать особенности каждого типа файлов. А с другими операциями мы познакомимся на следующем уроке.

Домашнее задание: вопросы на стр. 111 (1, 2, 3, 5).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 1

Читать еще:


Новые материалы:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе по теме "Сердце для счастья" :: Проект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой и развитию речи :: Викторина «Космическое путешествие» для детей старшего дошкольного возраста :: Проектная деятельность в ДОУ. Практика обучения детей 5–6 лет. Проект «Солнечный мир» :: Интегрированное занятие в разновозрастной группе на тему "Дикие животные" :: Т2 Трейнспоттинг, На игле 2 ( T2 Trainspotting ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Витра / Шкаф двухдверный Витра ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD