Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-го класса в соответствии с ФГОС : Информатика

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • Федерального базисного учебного плана  и примерных учебных планов для общеобразовательных  учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ”).
  • Программы преподавания информатики профессора Н.В. Макаровой, этап обучения пропедевтический для 5 класса.
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю).

Цели изучения информатики в основной школе

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Требования к результатам освоения курса

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

  • умение использовать термины “информация”, “сообщение”, “данные”, “кодирование”, “алгоритм”, “программа”; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение описывать размер двоичных текстов, используя термины “бит”, “байт” и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Изучение курса предполагает наличие компьютерного класса и практическую работу на компьютере.

Основная цель курса – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе  новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира.

Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в 5 классе ориентировано на использование учебника: Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, ОАО “Московские учебники”, 2013

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу “Информатика и ИКТ” входят:

  1. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. Часть первая. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, ОАО “Московские учебники”, 2013;
  2. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. Часть вторая. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, ОАО “Московские учебники”, 2013;
  3. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь № 1. Начальный уровень. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, ОАО “Московские учебники”, 2013;
  4. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь № 2. Начальный уровень, Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, ОАО “Московские учебники”, 2013;
  5. Интерактивный УМК для преподавателей информатики и ИКТ, DVD-приложение к учебно-методическому комплекту Н. В. Макаровой
  6. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. 1 часть. Информационная картина мира. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, Питер, 2013;
  7. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. 2 часть. Программное обеспечение информационных технологий. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, Питер, 2013;
  8. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. 3 часть. Техническое обеспечение информационных технологий. Под редакцией пр. Н. В. Макаровой, Питер, 2013;

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ 5 класс

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия “информация”, “информационный объект”;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Программа  предусматривает проведение контрольных работ; практических работ на компьютере. 

Учебно-тематический план
(1 ч в неделю, 34 ч в год)

Название темы Количество часов
общее теория практика
5 класс
1 Учимся работать на компьютере 9 5 4
2 Компьютер – основной инструмент подготовки текстов 6 3 3
3 Компьютерная графика 10 5 5
4 Алгоритмы 9 5 4
  Итого: 34 18 16

Содержание курса информатики и ИКТ

5 класс

1. Учимся работать на компьютере.

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.

Освоение приемов работы с мышью.

Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.

Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программы.

Представление об окне как об объекте графического интерфейса. Технология работы с окном.

Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Ввод информации в память компьютера.

Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.

Учащиеся должны знать:

  • назначение основных устройств компьютера;
  • правила работы за компьютером;
  • назначение Рабочего стола;
  • понятие графического интерфейса;
  • назначение компьютерного меню и Главного меню;
  • роль окна при работе в системной среде Windows;
  • назначение служебных клавиш на клавиатуре;
  • назначение программы Калькулятор;
  • технологию работы с программой Калькулятор.

Учащиеся должны уметь:

  • работать мышью;
  • выбирать пункты меню;
  • запускать программу и завершать работу с ней;
  • изменять размеры и расположение окна;
  • приводить исторические примеры приспособлений, используемых для расчетов;
  • выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор.

Компьютерный практикум.

  • Практическая работа №1 “Знакомимся с клавиатурой”.
  • Практическая работа №2 “Осваиваем мышь”.
  • Практическая работа №3 “Запускаем программы. Основные элементы окна программы”.
  • Практическая работа №4 “Знакомимся с компьютерным меню”.

Клавиатурный тренажер.

  • Практическая работа №5 “Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор”.

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота, WordPad). Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора.

Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.

Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.

Учащиеся должны знать:

  • основные правила набора текста;
  • назначение Основного меню;
  • основные операции редактирования;
  • назначение буфера обмена;

Учащиеся должны уметь:

  • вводить и редактировать текст;
  • копировать, перемещать, удалять фрагмент текста

Компьютерный практикум.

  • Клавиатурный тренажер.
  • Координатный тренажер.
  • Практическая работа №6 “Вводим текст”.
  • Практическая работа №7 “Редактируем текст”.
  • Практическая работа №8 “Работаем с фрагментами текста”.
  • Практическая работа №9 “Форматируем текст”.
  • Компьютерная графика

Освоение среды графического редактора Paint

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и возможности графического редактора;
  • назначение объектов интерфейса графического редактора;

Учащиеся должны уметь:

  • настраивать Панель инструментов;
  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов.

Редактирование рисунков

Использование команды Отменить. Использование инструмента Ластик.

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения фрагмента рисунка и его перемещения. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.

Учащиеся должны знать:

  • понятие фрагмента рисунка;
  • понятие файла.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;
  • создавать графический объект из типовых фрагментов;
  • сохранять рисунок в файле и открывать файл.

Точные построения графических объектов

Использование клавиши Shift для построения прямых, квадратов, кубов, кругов. Построение геометрических фигур.

Понятие пикселя. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселям.

Учащиеся должны знать:

  • точные способы построения геометрических фигур;
  • понятие пикселя;
  • понятие пиктограммы.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift;
  • редактировать графический объект по пикселям;
  • рисовать пиктограммы;

Компьютерный практикум.

  • Практическая работа №10 “Знакомимся с инструментами рисования графического редактора”.
  • Практическая работа №11 “Начинаем рисовать”.
  • Практическая работа №12 “Создаем комбинированные документы”.
  • Практическая работа №13 “Работаем с графическими фрагментами”.
  • Практическая работа №14 “Работаем с графическими фрагментами”.
  • Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Алгоритмы

Основы алгоритмического языка КуМир.

Что такое алгоритм. Виды алгоритмов. Линейный алгоритм. Цикл. Ветвление.

Учащиеся должны знать:

  • понятие алгоритма; виды алгоритмов;
  • происхождение слова “алгоритм”;

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры алгоритмов, составлять алгоритмы;
  • решать простейшие алгоритмические задачи.

Среда программирования КуМир.

Программа. Имя, начало, конец алгоритма. Основные команды

Учащиеся должны знать:

  • назначение и возможности среды программирования КуМир;
  • назначение объектов интерфейса среды программирования КуМир;

Учащиеся должны уметь:

  • настраивать и пользоватьсяопциями среды программирования КуМир;
  • выполнять задания на составление простых линейных алгоритмов, задания на циклы нц... раз.

Компьютерный практикум.

  • Практическая работа №15 “Задания на составление простых линейных алгоритмов”.
  • Практическая работа №16 “Задания на составление простых линейных алгоритмов”.
  • Практическая работа №17 “Задания на циклы нц... раз”.
  • Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Приложение 1.Тематическое планирование: освоение предметных знаний (базовые понятия, элементы содержания), планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) в соответствии с ФГОС

Приложение 2. Тематическое планирование: количество часов, код контролируемого элемента, виды деятельности учащихся, формы контроля, информационное сопровождение, домашнее задание, сроки

Читать еще:


Новые материалы:

Коррекционно-развивающее занятия для детей с ОВЗ "Волшебная страна" :: Открытый урок в 10-м классе на тему: "My Native Homeplace" :: Методическая разработка урока по теме "At the Restaurant" :: Использование проектной методики на уроках иностранного языка :: Урок на развитие монологической речи по немецкому языку "Мы украшаем елку" ("Wir schmuecken den Tannenbaum"). 5-й класс :: Сказ о Петре и Февронии, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Стеллажи / Cilek (Magn) / Стеллаж Cilek (Magn) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD