Обработка информации. 5-й класс : Информатика

Тип урока: открытие нового знания (по УУД – урок когнитивного типа).

Вид урока: информационного поиска (поиск и выделение необходимой информации).

Цель урока: использование сформированного понятия “Обработка информации” для решения задач через смысловое чтение.

Планируемые достижения учащихся на уроке.

Метапредметные:

Учебно-организационные:

  • ставить учебную задачу;
  • понимать последовательность действий;
  • сравнивать полученные результаты с учебной задачей;
  • оценивать свою деятельность и деятельность других;
  • правильно оформлять и вести тетрадь.

Учебно-информационные:

  • смысловое чтение;
  • работать с учебником и дополнительной литературой;
  • составлять на основании текста таблицы.

Учебно-логические:

  • выделять главное;
  • составлять простой план;
  • сравнивать факты по заданным критериям;
  • давать определения по существенным критериям;
  • высказывать суждения, подтверждать их фактами.

Учебно-коммуникативные:

  • высказывать суждения;
  • задавать уточняющие вопросы;
  • слушать друг друга;
  • распределять работу по совместной деятельности;
  • участвовать в учебном диалоге;
  • организовывать работу в группе.

Предметные:

  • сформировать представление о двух типах обработки информации: с изменением формы и изменением содержания;
  • умение создавать таблицы с применением текстового процессора;
  • развитие умений применять изученные понятия для решения задач практического характера с использованием справочного материалов и компьютера;
  • формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере ка универсальном устройстве обработки информации;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Программно-дидактическое обеспечение: персональные компьютеры с установленной ОС Windows и имеющие выход в Интернет, прикладная программа Microsoft Office, мультимедийный проектор, маркерная доска, презентация, аудиозапись.

Перед уроком учащиеся вытягивают кружки с номерами и рассаживаются по группам с № 1, №2, №3.

Ход урока

I. Этап мотивации к учебной деятельности.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Здравствуйте!

Демонстрирует презентацию. (Презентация) Слайд 2. Наш урок начнём с работы в группах. Перед каждой группой лежит текст (Приложение 1). Задание группам внимательно прочитать текст и озаглавить его.

- Какое общее слово объединяет данные тексты?

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах.

Выполняют задание учителя и озвучивают его.

- Обработка.

Методический комментарий.

Познавательные:

  • извлечение необходимой информации из прочитанных текстов.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Личностные:

  • психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение;
  • развитие логического мышления, знание основных моральных норм.
II. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Слайд 3. Задаёт вопросы.

1. С чем мы работаем на уроках информатики?

2. Что такое информация?

3. Как человек получает информацию?

4. Какие действия человек совершает с информацией?

5. Как человек хранит информацию?

6. Общая схема передачи информации?

- Отвечая на вопросы, какие действия, Вы выполняли?

- Как эти действия можно ещё назвать?

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

Значит тема нашего урока “Обработка информации”

Отвечают на вопросы учителя

- С информацией.

- Сведения об окружающем нас мире.

- С помощью органов чувств.

- Получает, хранит, передаёт, создаёт, кодирует и т.д.

- Память человека, память человечества, носители информации, файлы, папки.

- Источник информации - Информационный канал - Приёмник информации.

- Читали, обдумывали, отвечали.

- Обработка информации.

- Да. Об обработке ин6формации.

Записывают в тетрадь.

Методический комментарий.

Познавательные:

  • структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

  • развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка.

Коммуникативные:

  • ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать.

Личностные:

  • развитие логического мышления, знание основных моральных норм.
III. Этап постановки проблемы.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Слайд 4. Задаёт вопрос:

На какие вопросы мы хотим получить ответы в ходе нашего урока?

Ставят вопросы к теме урока:

Что такое обработка информации?

Какую информацию обрабатывает человек?

Как человек обрабатывает информацию?

С помощью чего происходит обработка информации?

Методический комментарий.

Коммуникативные:

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные:

  • развитие логического мышления, знание основных моральных норм.
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Слайд 5. Для ответа на поставленные вами вопросы предлагаю выполнить задания по группам.

Но чтобы выполнить задание необходимо выработать план действий по выполнению задания.

Составляют проект выхода из затруднений.
  1. Анализ исходной информации.
  2. Выделение объектов и установка связей.
  3. Различные варианты решения.
  4. Выбор решения.
  5. Анализ полученного результата.

! При возникновении затруднений использовать материал учебника (§12, стр. 83-86) и онлайн словарь http://www.slovari.ru

Методический комментарий.

Познавательные:

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Личностные:

  • формирование умений систематизации объектов.
V. Этап реализации построенного проекта.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Слайд 6. Слайд 7. Предлагаю сменить состав групп. Перед вами лежат тексты заданий (Приложение 2, Приложение 3).

Предлагаю преступить к выполнению заданий.

Выполняют задания по группам.
Методический комментарий.

Познавательные:

  • извлечение необходимой информации из прочитанных текстов.

Регулятивные:

  • планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата.

Личностные:

  • развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения.

Коммуникативные:

  • умение работать в группах, развитие диалогической речи.
VI. Этап первичного закрепления во внешней речи.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Представителям от групп предлагаю озвучить полученный результат.

Слайд 8.

Физкультминутка

Озвучивают полученный результат.

Учащиеся выполняют простые физические упражнения.

Методический комментарий.

Познавательные:

  • построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

  • ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать.

Личностные:

  • развитие логического мышления, знание основных моральных норм.
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Слайд 9. Слайд 10. Приступаем к практической части урока на компьютере. Вам предлагается заполнить таблицу на основании информации из текста.

Слайд 11.

Физкультминутка для глаз.

Учащиеся приступают к выполнению практической работы на компьютере на закрепленных рабочих местах.

Выполняют гимнастику для глаз.

Методический комментарий.

Личностные:

  • формирование навыков создания таблиц в текстовом редакторе;
  • формирование умений преобразовывать текстовую форму в табличную;
  • закрепление умений поиска и систематизации информации.

Коммуникативные:

  • умение работать в группах, развитие диалогической речи.
VIII. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Слайд 12. Учитель задает вопросы:

1. В какую форму вы преобразовали текстовую информацию?

2. Что вы сделали для того, чтобы заполнить данную таблицу?

3. Возникли в ходе выполнения практической работы трудности и какие?

Слайд 13.

После работы в группах и выполнения практической работы на компьютере предлагаю ответить на вопросы поставленные вами после объявления темы урока.

Что такое обработка информации?

Какую информацию обрабатывает человек?

Как человек обрабатывает информацию?

С помощью чего происходит обработка информации?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Методический комментарий.

Личностные:

  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные:

  • оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

  • логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие; выделение следствий.
IX. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Слайд 14. Предлагает заполнить бланк оценки собственной деятельности (Приложение 5):

1. Оцените актуальность темы урока по 5-ти бальной шкале.

2. Какие моменты урока вызвали затруднения (по 5-ти бальной шкале):

- повторение;

- определение ключевых понятий;

- работа с текстом;

- практическая работа за компьютером.

3. Возникали ли у вас трудности в ходе урока при выполнении заданий (да/нет)?

Учащиеся отвечают на вопросы.
Методический комментарий.

Познавательные:

  • структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

  • контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения.

Личностные:

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
X. Этап домашнего задания.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Слайд 15. Задает домашнее задание.

1. §12 с. 83-86.

2. Составить рассказ об обработке информации.

Спасибо за урок.

Работа с дневниками
Методический комментарий.

Личностные:

  • формирование навыков самоорганизации;
  • формирование навыков письма.

Источники информации

  1. Информатика: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Бососва. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с. : ил.
  2. Как обрабатывают алмаз? http://boltun.org/library/index.php?id=4276
  3. Как обработать край ткани http://www.kakprosto.ru/kak-39582-kak-obrabotat-kray-tkani
  4. Как чистить мебель? http://lika-mebel.1gb.ru/index.php?name=pages&op=view&id=2
  5. Физкультминутка. Разработки уроков презентаций конспекты занятий: http://www.testsoch.com/fizkultminutki-v-stixax-na-urokax-informatiki/
  6. Анимации смайлов: http://smayli.ru/sports_4.html
  7. Шаблоны презентаций. Сообщество взаимопомощи учителей: http://pedsovet.su/
  8. Картинки: http://images.yandex.ru/
  9. Онлайн словарь http://www.slovari.ru

Приложение 4

Читать еще:


Новые материалы:

Урок–повторение в 7-м классе по теме "Давление" :: Устройство синхронного генератора и принцип действия :: Волны :: Программа элективного курса "Физика в твоей будущей профессии" :: Ядерный реактор. 9-й класс :: Сказ о Петре и Февронии, 2017 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Мягкая мебель/Кресла для отдыха / Chairman / Кресло Chairman 969 V ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD