Урок информатики на тему "Графические возможности языка программирования Pascal ABC" : Информатика

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

  • Обучающие:
    • отработать умений и навыков по теме алгоритмизация и программирование;
    • закрепить знания по основам алгоритмизации и графическим возможностям программы Pascal ABC.
  • Развивающие:
    • развивать умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;
    • развивать логическое мышление обучающихся, стремление к расширению кругозора;
  • Воспитывающие:
    • воспитание информационной культуры, внимания, усидчивости.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки-задания, презентация

План урока:

  1. Организационный момент – 3 мин.
  2. Актуализация ЗУНов – 7 мин.
  3. Подготовка к изучению нового материала – 3 мин.
  4. Объяснение нового материала – 12 мин.
  5. Практическая работа (закрепление изученного материала) – 15 мин.
  6. Подведение итогов урока – 4 мин.
  7. Домашнее задание – 1 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие ребят! Проверка присутствующих и готовность их к уроку!

II. Актуализация ЗУНов

Работа по карточкам

I вариант:

1) Переведите выражение из обычной записи в линейную:

2) Переведите выражение из линейной записи в обычную математическую:

COS(X)/(2*SIN(X)+1)^1/5

3) Напишите программу нахождения значения выражения на языке программирования Pascal ABC:

II вариант:

1) Переведите выражение из обычной записи в линейную:

 

2) Переведите выражение из линейной записи в обычную математическую:

SQR(TAN(A+B))/SQR(TAN(A–B))

3) Напишите программу нахождения значения выражения на языке программирования Pascal ABC:

III вариант:

1) Переведите выражение из обычной записи в линейную:

2) Переведите выражение из линейной записи в обычную математическую:

10*SIN((A+B)/2)*COS((A–B)/2)

3) Напишите программу нахождения значения выражения на языке программирования Pascal ABC:

III. Подготовка к изучению нового материала

Для того чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю разгадать небольшой кроссворд.

Вопросы:

  1. Команда начала программы Pascal
  2. Оператор вывода информации на экран
  3. Оператор ввода информации на экран
  4. Команда, рисующая эллипс на экране
  5. Команда, устанавливающая цвет кисти
  6. Команда, рисующая отрезок на экране
  7. Команда, рисующая на экране прямоугольник
  8. Команда, рисующая на экране дугу окружности

Ключевое слово GRAPHICA.

Тема нашего урока: «Графические возможности языка программирования Pascal ABC»

IV. Объяснение нового материала

Компьютерная графика в Паскале – область информатики, изучающая методы и свойства обработки изображений с помощью программно-аппаратных средств.
Представление данных на компьютере в графическом виде впервые было реализовано в середине 50-х годов. Сначала, графика применялась в научно-военных целях.
Построение графических изображений в Паскале, исследование графиков функций, одной из важных и интересных тем программирования.
Обычно экран компьютера находится в символьном режиме, а для переключения экрана в графический режим необходимо подключение модуля graphABC. В результате этого, экран очищается и переходит в цветной графический режим.
При работе в графическом режиме изображение на экране строится из точек (пиксель). Каждый пиксель на экране имеет координаты (X,Y), которые образуются номерами столбцов (Х) и строк (Y). Нумерация начинается в верхнем левом углу. Именно в этом углу расположен пиксель с координатами (0,0). Координата Х растет вправо, координата Y – вниз.

Любая графическая картинка формируется из простых геометрических фигур. Это точки, отрезки  (линии), прямоугольники, окружности и т.д. Графические координаты принимают только целочисленные значения.
Рисование различных геометрических фигур осуществляется с помощью специальных стандартных команд (процедур). Команды для работы в графическом режиме хранятся в библиотечном модуле GraphAbc, который описывается в разделе описаний с помощью зарезервированного слова Uses. В модуле GraphAbc с помощью команды setwindowsize(X,Y) можно задавать  размеры графического окна.
По умолчанию графическое окно будет принимать размеры экрана компьютера.

 Стандартные цвета с задаются символическими константами:

clBlack черный clYellow желтый
clWhite белый clNavy темно-синий
clRed красный clMaroon темно-красный
clGreen зеленый clPurple фиолетовый
clBrown коричневый clCream кремовый
clBlue синий clAqua бирюзовый
clSkyBlue голубой clOlive оливковый
clFuchsia сиреневый clTeal сине-зеленый
clGray темно-серый clMedGray серый
clLime ярко-зеленый clSilver серебряный

Процедура Line(x1,y1,x2,y2) вычерчивает прямую линию из точки (х1,y1) в точку (x2,y2) цветом установленным процедурой SetPenColor(c).
Процедура Rectangle(x1,y1,x2,y2) рисует прямоугольник, где (х1,y1) координаты верхней левой точки, а (х2,y2) – правой нижней.
Процедура FillRect(x1,y1,x2,y2: integer) – заливает прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2), цветом текущей кисти.
Процедура Сircle(x,y,r) рисует окружность с центром в точке (х,y) и радиусом r.
Закрасить замкнутую фигуру можно с помощью процедуры FloodFill(х,у,c), (х,у) – координата точки внутренней области фигуры, c – цвет заливки.
Процедура СlearWindow(color) устанавливает цвет графического окна. Закрасить прямоугольник и круг можно, используя команду закраски кистью SetBrushColor (color).

Процедуры для ввода текста:

TextOut(x,y: integer; s: string) – выводит строку s в позицию (x,y) (точка (x,y) задает верхний левый угол прямоугольника, который будет содержать текст из строки s);
SetFontSize(size: integer) – устанавливает размер текущего шрифта в пикселях;
SetFontColor(c: Color) – устанавливает цвет текущего шрифта;
SetFontStyle(fs: integer) – устанавливает стиль текущего шрифта.

А теперь попробуем нарисовать домик вместе.

Пример программы рисования домика:

(преподаватель демонстрирует и объясняет, а обучающиеся повторяют каждую строчку)

Program dom;

Uses graphABC;     
Begin

 line(100,100,150,50);
 line(150,50,200,100);
 line(200,100,100,100);
 floodfill(120,90,clgreen);

SetBrushcolor(clred);
rectangle(115,100,185,150);

SetBrushcolor(clblue);
circle(150,75,5);

SetBrushcolor(clgray);
 rectangle(125,120,140,140);

SetBrushcolor(clred);
 textOut(150,110,\'Дом\');
end.

«название программы (комментарий)»
– переключаем экран в графический режим
– команда начала программы
«рисуем крышу»
– рисуем линию с координатами (100,100,150,50)
– рисуем линию с координатами (150,50,200,100)
– рисуем линию с координатами (150,50,200,100)
– заливаем область крыши зеленым цветом
«рисуем фасад дома»
– устанавливаем цвет кисти красный
– рисуем прямоугольник с координатами(115,100,185,150)
«рисуем окно»
– устанавливаем цвет кисти синий
– рисуем окружность с координатами (150,75,5)
«рисуем дверь»
– устанавливаем цвет кисти темно-серый
– рисуем прямоугольник с координатами(125,120,140,140)
«пишем текст»
– устанавливаем цвет кисти красный
– выводим текст «дом» на месте координат (150,110)
– конец программы

Измените размер домика и поменяйте цвета самостоятельно.

V. Практическая работа (закрепление изученного материала)

Напишите программу, рисующую снеговика и закрасьте его.

Какие процедуры вам для этого понадобятся?

Пример программы, рисующую снеговика.

Program snegovik;
uses graphABC;
begin
FloodFill(50, 80, clYellow);
ellipse(120, 350, 280, 480);
circle(200, 300, 60);
circle(200, 210, 40);
line(170, 120, 230, 120);  
line(160, 180, 240, 180);
line(170, 120, 160, 180);
line(230, 120, 240, 180);
floodfill(200, 173, clblack);
floodfill(200, 123, clblack);
setbrushcolor(clblack);
circle(190, 200, 5);
circle(210, 200, 5);
line(200, 210, 220, 220);
line(200, 220, 220, 220);
line(200, 210, 200, 220);
floodfill(204, 214, clblack);
setpenwidth(5);
line(210, 230, 190, 230);
line(70, 320, 170, 250);
line(230, 250, 330, 300);
line(327, 450, 327, 200);
circle(200, 265, 10);
circle(200, 300, 10);
circle(200, 338, 10);
circle(200, 390, 10);
circle(200, 428, 10);
circle(200, 460, 10);
end.

VI. Подведение итогов урока

  • Как переключить программу Pascal ABC из символьного режима в графический?
  • С помощью каких процедур можно получить высвечивание  точки на экране, рисования линий, прямоугольников, окружностей?
  • Какая процедура позволяет закрашивать фигуры?
  • Какие цвета вы использовали? (Назовите на английском языке)

Выставление отметок.

VII. Домашнее задание

Написать в тетради программу, рисующую новогоднюю ёлку.

Читать еще:


Новые материалы:

Современные педагогические технологии :: Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов на основе компетентностного подхода :: Учебный план (2007—2008 учебный год) средней общеобразовательной школы :: Программа педагогической диагностики эффективности воспитательного процесса :: План научно-методической работы на 2007 - 2008 учебный год :: Из Уфы с любовью, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 17-05-Д1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD