«Информационное моделирование». 9-й класс : Информатика

Основные понятия

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.

После изучения темы учащиеся должны:

Аналитическая деятельность:

  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
  • создавать простые и сложные табличные модели.

УМК

  • Учебник “Информатика и ИКТ. 9 класс”, авторы И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;
  • задачник-практикум, т.1, под редакцией И.Г. Семакина;
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

ЦОР к учебнику И.Г. Семакина и др.: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/

  • Дополнительный ресурс. Презентации к главе 2 “Моделирование и формализация” к учебнику 9 класса, авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/ppt9kl/glava-9-2.zip

Поурочное планирование (9 ч)

№ п/п Тема урока Учебник
1 Введение в системологию.

Понятие “система”, “системный эффект”. Структура системы. Системный анализ. Системная классификация.

 
2 Моделирование как метод познания.

Модели и моделирование. Натурные и информационные модели. Формализация. Этапы построения информационной модели. Классификация информационных моделей.

§6
3 Графические модели.

Виды графических моделей. Информационные модели на графах. Решение задач на применение графов.

§7
4 Решение задач на построение графических моделей (графы). Пр. работа
5 Табличные модели.

Основные понятия. Таблицы типа ОС, ООО.

§8
6 Табличные модели.

Построение сложных табличных моделей в текстовом редакторе (таблицы типа ООН, ОСО).

Пр. работа
7 Информационное моделирование на компьютере.

Математические модели. Компьютерные модели.

§9

Пр. работа

8 Обобщение понятий по теме: “Информационное моделирование”.  
9 Зачётное занятие по теме: “Информационное моделирование”  

Краткое представление уроков

Урок 1. Введение в системологию

Образовательные цели урока Основные этапы урока
Рассмотреть и закрепить понятия:

системы, системного эффекта, подсистемы, надсистемы, структуры системы, системного анализа, системной классификации, систематизации

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Введение нового материала (урок-беседа).

3. Закрепление материала. Решение задач.

4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Материалы к уроку.

Задачник-практикум под ред. И.Г. Семакина, т.1, §2.1. и задания № 3, 5,6, 18, 20, 21, 26, 27, 28.

Возможно выполнение творческих домашних заданий на компьютере по теме: “Системная классификация”.

Урок 2. Моделирование как метод познания (§6)

Образовательные цели урока Основные этапы урока
Рассмотреть понятия: модели, моделирования, натурной модели, информационной модели, формализации.

Рассмотреть примеры моделей, классификацию моделей и типы информационных моделей.

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Новый материал с демонстрацией ЦОР.

3. Закрепление понятий.

4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Материалы к уроку:

Натурное и инф. моделирование: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d3f971ba-ac57-437b-a1ab-4574e0b82ce2/view/

Классификация моделей: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0534e099-3607-454a-b812-a56ee611cfbd/view/

Типы инф. моделей: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/75ac73a5-de66-494e-87bd-189dc3a5398d/view/

Дополнительный ресурс. Презентация 9_2.1. по теме: “Моделирование как метод познания” к учебнику 9 класса, авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.

Урок 3. Графические модели (§7)
Образовательные цели урока Основные этапы урока
Рассмотреть примеры графических моделей:

схема, карта, чертёж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево.

Закрепить навыки работы с графическими моделями.

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Новый материал с демонстрацией ЦОР.

3. Закрепление понятий. Работа с интерактивным задачником в режиме тренировки.

4. Проверка ЗУН. Работа с интерактивным задачником в режиме зачёта.

5. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Материалы к уроку.

Демонстрация графических моделей с помощью презентации 9_2.3 “Графические модели” к учебнику 9 класса, автор Л.Л. Босова (до слайдов с решением задач): http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/ppt9kl/2.3.ppt

Интерактивный задачник “Графические модели” (режимы тренировка и зачет): http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1b72afbc-9200-485a-a051-68a64aed7bdc/9_60.swf

Домашнее задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1f1966aa-d9bc-4a37-ae3d-24203995afea/view/

Урок 4. Решение задач на построение графических моделей (графы)

Образовательные цели урока Основные этапы урока
Повторить основные типы графических моделей.

Научить решать задачи с построением графов.

Закрепить навыки работы с графическими объектами в PowerPoint и Word.

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Решение задач на использование графов.

3. Выполнение практической работы: задания на построение родословного дерева, классификации системы в виде графа.

4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Материалы к уроку.

Использование графов при решении задач и повторение основных понятий темы: “Графические модели” с помощью презентации 9_2.3 автора Л.Л. Босовой (слайды 13-16).

Задачник-практикум под редакцией И.Г. Семакина, т.1, §2.2, задания № 8, 12 на построение биологической классификации и родословной (выполнить в текстовом редакторе Word или программе PowerPoint). Пример выполнения задания №8 (Приложение 1).

Возможно выполнение и представление творческого проекта на построение графа, например, своей родословной или разработки и представления своей задачи с использованием графа.

Урок 5. Табличные модели (§8)

Образовательные цели урока Основные этапы урока
Рассмотреть представление информации в табличной форме.

Изучить таблицы типа ОС, ОО, двоичной матрицы.

Научить использовать табличную модель для решения информационных задач.

Вспомнить основные навыки работы с таблицами в текстовом редакторе Word.

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Новый материал. Знакомство с основными понятиями таблицы. Простые таблицы.

3. Работа в группах. Решение информационных задач на использование табличной модели.

4. Выполнение практической работы на систематизацию и построение простой табличной модели.

5. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Материалы к уроку.

Примеры табличных моделей http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d68b2443-11a2-4f03-b3e4-16c46b195125/view/

Решение информационных задач с использованием табличной модели (задания на карточках для каждой группы).

Задачник-практикум под редакцией И.Г. Семакина, т.1, §2.3, задание №11 (выполнить в текстовом редакторе).

Домашнее задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5057caf9-aef0-43f8-8e5d-df9791e8b85f/view/

Урок 6. Табличные модели

Образовательные цели урока Основные этапы урока
Рассмотреть сложную систематизацию объектов и научить представлять её в виде таблицы типа ООН.

Рассмотреть построение вычислительных таблиц типа ОСО для решения задач.

Закрепить навыки работы со сложными таблицами в текстовом редакторе Word.

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Практическая работа в текстовом редакторе на систематизацию и построение сложной таблицы в Word типа ООН.

3. Решение информационных задач с помощью вычислительных таблиц типа ОСО.

4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Материалы к уроку.

Задачник-практикум под редакцией И.Г. Семакина, т.1, §2.3.

Задания №12, 16, 17 (по вариантам) на построение сложных таблиц типа ООН в текстовом редакторе Word. Примеры выполнения задания 16 (Приложение 2).

Задания № 21-31 (по вариантам) на построение вычислительных таблиц типа ОСО в текстовом редакторе Word.

Урок 7. Информационное моделирование на компьютере (§9)

Образовательные цели урока Основные этапы урока
Познакомить с вычислительными возможностями компьютера, управлением на основе моделей.

Рассмотреть математические модели и компьютерные математические модели.

Рассмотреть вычислительный эксперимент, имитационное моделирование.

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Знакомство с компьютерными моделями.

3. Выполнение практической работы.

4. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Можно организовать интернет-урок с организацией самостоятельной практической работы учащихся за компьютером.

Материалы к уроку.

Типы компьютерных моделей: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/273cf88d-2993-4ba0-ba53-739f8fdc5fbe/view/

Демонстрационная математическая модель: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b72ba68-190b-411f-aace-cd5b63656d1d/9_66.swf

Демонстрационная имитационная модель:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e8fefcde-4906-4660-9342-d1b536be2a90/9_67.swf

Практические задания для классной работы:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fe236ea1-c9bc-43d5-8471-131d6d125110/view/

Домашнее задание: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf9a562f-da5e-4517-bb83-6c130383b9a6/view/

Урок 8. Обобщение понятий по теме: “Информационное моделирование”

Образовательные цели урока Основные этапы урока
Повторить основные понятия темы.

Систематизировать и обобщить ЗУН

Познакомить с программой Google Планета Земля в качестве примера имитационной модели

1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Повторение основных понятий.

3. Обобщение по теме: “Информационное моделирование”.

4. Демонстрация программы Google Планета Земля в качестве примера имитационной модели.

5. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

На уроке можно использовать групповую работу с использованием метода интеллектуальных карт (каждая группа учащихся на большом листе бумаги цветными карандашами или фломастерами рисует свое представление темы “Информационное моделирование”, в качестве источника информации – учебник и тетрадь, ЦОР единой коллекции).

Как альтернативу можно организовать работу с тренировочным тестом на сайте Единой коллекции ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/11e166df-bce0-47e6-8279-8729c7b2e67c/9_11.swf

Материалы к уроку.

Логическая схема понятий по теме: “Информационное моделирование”: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0c62c019-98d2-4e42-bae3-608658d80e1a/view/

Загрузить программу Google Планета Земля можно с сайта: http://www.google.com/earth/index.html

Урок 9. Зачётное занятие по теме: “Информационное моделирование”

Образовательные цели урока Основные этапы урока
Проверить степень усвоения базовых ЗУН по теме “Информационное моделирование”, в том числе практических навыков создания моделей с помощью офисных программ. 1. Орг. момент и постановка цели урока.

2. Выполнение теоретической части зачёта.

3. Выполнение практической части зачёта.

4. Получение результатов работы. Подведение итогов изучения темы.

Зачёт по теме: “Информационное моделирование”. (Приложение 3)

В качестве альтернативы можно использовать итоговый тест по теме: “Информационное моделирование” к учебнику И.Г. Семакина и др. Единой коллекции ЦОР:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5b3744a-0dd2-4bd3-840f-a3d923a22653/view/

Литература

  1. И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Учебник. Информатика и ИКТ для 9 класса: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – с.341.
  2. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Учебник. Информатика и ИКТ для 9 класса: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – с.244.
  3. Информатика. Практикум-задачник в 2 т. Том 1. Под редакцией И.Г. Семакина: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 – с.309.
  4. Н. Самылкина. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 – с.176.
  5. А. Кузнецов, В. Пугач, Т. Добудько, Н. Матвеева. Тестовые задания. Методическое пособие: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 – с.234.
Читать еще:


Новые материалы:

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся :: Урок-откровение "Диалог времен — И.С. Бах и современность" :: Открытый урок музыки по теме "Вальс" :: Урок "Звучащие картины природы" :: Интегрированный урок в 4-м классе на тему "Звуки и краски зимы" :: Париж подождет ( Paris Can Wait ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Для дачи/Мебель для дома/Мебель для отдыха/Матрасы / Столлайн / Матрас полутораспальный Фантазия-Аккорд 1400x1900 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD