Кодирование информации. Подготовка к ЕГЭ : Информатика

В соответствии с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по информатике и ИКТ (http://www.fipi.ru/) проверка умений и знаний, связанных с кодированием информации и определением информационного объема сообщений, осуществляется в следующих заданиях ЕГЭ:

Задание 1. Умение кодировать и декодировать информацию (базовый уровень сложности).

Задание 4. Знания о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера (базовый уровень сложности).

Задание 9. Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала (базовый уровень сложности).

Задание 10. Анализ последовательностей, системы счисления (базовый уровень сложности).

Задание 13. Умение подсчитывать информационный объем сообщения (повышенный уровень сложности).

Задание 16. Знание позиционных систем счисления (повышенный уровень сложности).

Рассмотрим, что же необходимо знать учащимся для выполнения вышеперечисленных заданий ЕГЭ и познакомимся с некоторыми способами решения различных типов задач, связанных с кодированием и декодированием информации различного вида, а также с определением информационного объема сообщений.

Задание 4. Знания о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера

Числовая информация кодируется с помощью систем счисления.

Учащимся необходимо знать:

Для получения дополнительного кода отрицательного числа нужно сделать следующие операции:

- перевести число в двоичную систему счисления;

- записать прямой код полученного двоичного числа;

- записать обратный код, сделав инверсию всех битов, кроме знакового разряда;

- к полученному обратному коду прибавить единицу.

Рассмотрим решения задач 1 – 7, приведенные на слайдах 8 – 14 (Приложение).

На слайдах 15, 16 приведен оптимальный набор тренировочных задач для задания 4 ЕГЭ.

Задание 1. Умение кодировать и декодировать информацию

Кодирование – это перевод информации с одного языка на другой язык, с помощью другого алфавита. Кодирование может быть равномерным и неравномерным. При равномерном кодировании все символы кодируются кодами равной длины. При неравномерном кодировании разные символы могут кодироваться кодами разной длины.

Учащимся необходимо знать:

Условие Фано – это достаточное, но не необходимое условие однозначного декодирования.

Рассмотрим решения задач 1 – 6, приведенные на слайдах 19 – 25 (Приложение).

На слайдах 26 - 29 приведен оптимальный набор тренировочных задач для задания 1 ЕГЭ.

Задание 13. Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные кодировки кириллицы

Согласно алфавитному подходу к измерению количества информации все символы кодируются одинаковым числом бит. Чаще всего используют кодировки, в которых на символ отводится 8 бит или 16 бит. При кодировании текста каждому символу ставится в соответствие свой код.

Учащимся необходимо знать:

В большинстве кодовых таблиц русские буквы, как прописные, так и строчные, также расположены по алфавиту (за исключением буквы “Ё”).

Чтобы найти информационный объем текста (IT), нужно умножить количество символов в тексте (k) на число бит, которые отводятся на один символ (I).

IT = k • I

Число бит, которые отводятся на один символ (I), вычисляется из формулы:

N = 2I ,

где N – количество символов в алфавите.

Рассмотрим решения задач 1 – 6, приведенные на слайдах 34 – 39 (Приложение).

На слайдах 40 - 42 приведен оптимальный набор тренировочных задач на кодирование текстовой информации.

Задание 10. Анализ последовательностей, системы счисления

Учащимся необходимо знать:

Формулу вычисления количества различных последовательностей:

N = SI ,

где N – количество различных последовательностей,

S – количество различных символов используемых в последовательности,

I – длина последовательности (количество символов в последовательности).

Рассмотрим решения задач 1 – 4, приведенные на слайдах 44 – 48 (Приложение).

На слайдах 49 - 51 приведен оптимальный набор тренировочных задач для задания 10 ЕГЭ.

Задание 13. Умение подсчитывать информационный объем сообщения

Учащимся необходимо знать:

C помощью I бит можно закодировать N = 2 I различных вариантов (чисел).

Чтобы найти информационный объем текста (IT), нужно умножить количество символов в тексте (k) на число бит, которые отводятся на один символ (I):

IT = k • I

Число бит, которые отводятся на один символ (I), вычисляется из формулы: N = 2 I ,

где N – количество символов в алфавите.

По формуле Шеннона количество информации в сообщении о произошедшем событии с номером i равно

Ii = - log2 Pi ,

где Pi – вероятность этого события.

Рассмотрим решения задач 1 – 8, приведенные на слайдах 54 – 61 (Приложение).

На слайдах 62 - 64 приведен оптимальный набор тренировочных задач для задания 13 ЕГЭ.

Задание 16. Знание позиционных систем счисления

Учащимся необходимо знать:

Чтобы перевести число из системы счисления с основанием N в десятичную систему, нужно умножить значение каждой цифры числа на N в степени, равной ее разряду. Например,

1 2 3 4 5N = 1·N4 + 2·N3 + 3·N2 + 4·N1 + 5·N0

Последняя цифра записи числа в системе счисления с основанием N – это остаток от деления этого числа на N.

Две последние цифры – это остаток от деления числа на N 2, и т.д.

Число 2N в двоичной системе записывается как единица и N нулей.

Число 2N-1 в двоичной системе записывается как N единиц.

Число 2N–2K при K < N в двоичной системе счисления записывается как N–K единиц и K нулей.

Рассмотрим решения задач 1 – 4, приведенные на слайдах 67 – 70 (Приложение).

На слайдах 71 - 72 приведен оптимальный набор тренировочных задач для задания 16 ЕГЭ.

Задание 9. Скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала

Обмен информацией производится по каналам передачи информации.

Учащимся необходимо знать:

I = v • t

где v – пропускная способность канала (в битах в секунду или подобных единицах), t – время передачи.

Рассмотрим решения задач 1 – 3, приведенные на слайдах 75 – 79 (Приложение).

На слайдах 80 - 81 приведен оптимальный набор тренировочных задач для задания 9 ЕГЭ.

Источники заданий:

1) Демонстрационные варианты ЕГЭ 2009-2015 гг. http://www.fipi.ru

2) Е.М. Островская, Н.Н. Самылкина ЕГЭ 2012. Информатика. Сдаем без проблем! — М.: Эксмо, 2011.

3) Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А. ЕГЭ 2010. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся. — Интеллект-Центр, 2010.

4) Тренировочные и диагностические работы МИОО 2010-2015 гг. http://www.mioo.ru

5) Задания для тренировки с сайта К. Полякова http://kpolyakov.spb.ru

Читать еще:


Новые материалы:

Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального становления школьников :: Психологические основы педагогического общения. Психологический семинар для учителей :: Программа интегрированного курса "Азбука общения" (для учащихся коррекционного класса с обучением по программе VIII вида) :: Конспект занятия по профориентации с учащимися начальной школы "Профессии моей семьи" :: Адаптация младших подростков к обучению в среднем звене средней школы :: Голос монстра ( A Monster Calls ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Спокойной ночи - Лотос 800x1900 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD