Рабочая программа внеурочной деятельности "Азы программирования" : Информатика

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа “Азы программирования” входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением индивидуальных и групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное “открытие”, знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы направлено на воспитание интереса познания нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Программа разработана в соответствии:

  • с Законом РФ “Об образовании”;
  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

За основу обучения учащихся по данному курсу взято программирование с максимальным использованием компьютера на занятиях. Оновной методический принцип курса по программированию – все познается через труд, через преодоление собственных ошибок, через процесс решения задач. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Выполнение заданий в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом.

Конкретная среда языка программирования Паскаль рассматривается с позиции приобретения учащимися навыков программирования. Преобладающий тип занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера среде языка программирования Паскаль.

Цель курса: приобретение учащимися базового набора знаний, умений и навыков по программированию.

Задачи курса:

  • научить учащихся основам программирования с использованием системы программирования Turbo Pascal;
  • научить составлению и оформлению программ (правила хорошего тона в программировании) в соответствии с нормативными требованиями языка программирования;
  • развивать логическое и аналитическое мышление школьников
  • расширить кругозор и познавательные интересы у учащихся, формировать умения применять на практике знания, полученные во время занятий;
  • развивать универсальные учебные действия, такие как: умения учащихся осуществлять целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию.

Программа построена с учетом принципов:

  1. сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Обучение учащихся работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. При включении на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип реализовывается при проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.
  2. Целостность и непрерывность. Тема программирования является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы.
  • принцип коммуникативной активности учащихся.
  • Для стимулирования коммуникативной активности используется не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.
  • принцип развивающего обучения. Обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 40 мин), всего 34 часа в год в 6 или 7 классе. Занятия проводятся во внеурочное время. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 15-20 мин .

Формы проведения занятий: беседы, практические занятия, самостоятельная работа, игры, викторины и проекты.

Условия реализации программы:

- создание комфортной обстановки на занятиях, необходимой для проявления способностей каждого ребенка;

- индивидуальный подход к воспитаннику с учетом его психологических и возрастных особенностей;

- наличие материальной базы: кабинет информатики, наглядные пособия, раздаточный материал, презентации по темам занятий;

- наличие технических и программных средств.

Результаты освоения курса

Предметные результаты:

  • умение использовать термины “алгоритм”, “идентификатор”, “оператор”, “выражения”, “программа”;
  • умение использовать компьютерные программы, среды программирования Pascal;
  • навыки написания программ в зависимости от постановленной задачи.

Регулятивные УУД

В процессе изучения модуля “Азы программирования” ученик научится:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения,
  • ставить учебные цели,
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения,
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль,
  • адекватно воспринимать оценку учителя,
  • различать способ и результат действия,
  • вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок,
  • проявлять познавательную инициативу.

Познавательные УУД

  • В процессе изучения внеурочного модуля “Азы программирования”

Коммуникативные УУД

В процессе изучения модуля “Азы программирования” ученик научится:

  • учитывать разные мнения,
  • формулировать собственное мнение и позицию,
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • задавать вопросы,
  • аргументировать свою позицию,
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные результаты

В процессе изучения модуля внеурочной деятельности “Азы программирования” ученик получает возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения,
  • умения находить ответ на вопрос о том, “какой смысл имеет для меня учение”,
  • умения находить ответ на вопрос о том, “какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе ”,
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
  • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Способы диагностики результатов:

  1. Итоговые занятия.
  2. Компьютерное тестирование.
  3. Проекты.

Содержание учебного курса

Введение в Паскаль. 5 часов

Учащиеся должны знать и уметь:

Место языка Паскаль среди языков. Умение войти в среду ТР. Знание основных компонентов среды ТР. Умение набирать программу, вводить в память компьютера и работать с ней.

  1. Организация ввода – вывода данных . 4 часа
  2. Учащиеся должны знать и уметь:

    Знания команд ввода – вывода. Умение использовать команды ввода – вывода. Знание видов операторов. Владение понятием оператора. Умение использовать операторы: присваивания; составной.

  3. Алгоритмы. 3 часа
  4. Учащиеся должны знать и уметь:

    Знать определение и свойства алгоритма. Уметь строить блок-схемы на изученные типы алгоритмов.

  5. Выражения. 4 часа
  6. Учащиеся должны знать и уметь:

    Что такое величина и чем она характеризуется. Арифметические выражения. Что может входить в состав арифметического выражения. Владение понятиями констант и переменной. Умение составлять имя величин.

  7. Алгоритмы линейной структуры. 4 часа
  8. Учащиеся должны знать и уметь:

    Знание основных элементов программирования. Знание структуры программы. Правила записи арифметических выражений. Уметь составлять программы для линейной алгоритмической конструкции. Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов.

  9. Алгоритмы разветвляющейся структуры. 6 часов
  10. Учащиеся должны знать и уметь:

    Владение понятием ветвления. Условный оператор. Умение использовать конструкцию ветвления при решении задач на языке PASCAL. Умение составить комментарий.

  11. Алгоритмы циклической структуры . 3 часа

Учащиеся должны знать и уметь:

Владение понятием цикла. Умение использовать конструкцию цикла с постусловием при решении задач на языке PASCAL.

Тематическое планирование

Раздел Тема занятия Характеристика деятельности ученика
1 Введение Техника безопасности. Кто такой программист. Аналитическая деятельность:

ознакомиться с языками программирования; профессией программиста

2 История создания языков программирования
3 Введение в Паскаль Компьютер. Компилятор Аналитическая деятельность:

Ознакомиться с интегрированной средой ТР.

Практическая деятельность:

Запускать, настраивать среду ТР, осуществлять набор программы

4 Запуск и настройка Pascal
5 Программа №1
6 Организация ввода-вывода данных Процедура вывода (печати) Аналитическая деятельность:

анализировать готовые программы;

определять ошибки в программе;

Практическая деятельность:

Запускать, сохранять программу, осуществлять набор программы и возможность работы с ней;

выделять этапы решения задачи на компьютере.

7 Борьба с ошибками
8 Отладка и сохранение программы
9 Операторы и разделители
10 Алгоритмы Структурирование повседневных действий Аналитическая деятельность:

определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

11 Алгоритмы. Блок-схемы
12 Стихи Пушкина на языке блок-схем
13 Выражения Идентификаторы Аналитическая деятельность:

анализировать исходные данные, создавать математическую (информационную) модель задачи;

сформировать представление о способах ввода данных с клавиатуры.

Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

14 Постоянные и переменные
15 Ввод и вывод данных
16 Присваивание. Арифметические выражения
17 Алгоритмы линейной структуры Из чего состоит программа Аналитическая деятельность:

определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

Практическая деятельность:

программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

18 Сцепление строк
19 От задачи к программе
20 Подводим итоги
21 Алгоритмы разветвляющейся структуры Условный оператор Аналитическая деятельность:

определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

Практическая деятельность:

разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления

22 Неполный условный оператор
23 Отладка программ
24 Операторные скобки
25 Комментарии
26 Подводим итоги
27 Алгоритмы циклической структуры Цикл с проверкой в конце Аналитическая деятельность:

определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

Практическая деятельность:

разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла

28 Досрочный выход из цикла
29 Практикум по решению задач
30 Проект Авторская задача Практическая деятельность:

сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; составлять программу на созданную задачу;

научиться разрабатывать первый проект

31 Отладка программы авторской задачи
32   Представление авторской задачи
33   Программа на все изученные операторы  
34   Итоговый урок  
    ИТОГО: 34 ч

Состав учебно-методического комплекта.

Учебно-методический комплект по курсу “Азы программирования” включает учебные пособия и практикум:

1. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2007.

2. Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2009.

3. И. Семакин, Л.Залогова, С.Русакова, Л.Шестакова, Базовый курс, учебник 7-9 классы;

4. И.Д.Агеева, Занимательные материалы по информатике и математике. С.Н. Лукин Turbo Pascal 7.0

Аппаратное обеспечение:

  1. Персональный компьютер
  2. Видеопроектор

Программное обеспечение:

  1. Операционная система: Windows 2000 (или выше).
  2. Одна из сред разработки: Borland Pascal 7.0, Turbo Pascal 7.0, Free Pascal 2.0 (или выше).
Читать еще:


Новые материалы:

Ролевая игра "Высокомолекулярные соединения: полиэтилен, поливинилхлорид, синтетический каучук" :: Реакции ионного обмена :: Железное королевство и злая волшебница Коррозия :: Открытый интегрированный урок химии и биологии в 8-м классе на тему "Витамины" ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list5.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Использование презентации "Этилен" на уроках химии :: Я худею, 2018 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные кресла/Компьютерные кресла / Tetchair / Кресло компьютерное TWISTER ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Качать пресс 1 уровень

Идеальный пресс за 8 минут в день Ряд видео, описывающих способы накачать пресс за 8 минут в день. Мужчины и женщины, не имеющие лишнего времени, смогут накачать...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Кардио упражнения для похудения в домашних условиях

Выполняйте Т О П-10 кардио упражнений для похудения дома Вам больше не нужны беговая дорожка или эллиптический тренажер, чтобы худеть и тренироваться дома....

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD