Урок информатики на тему "Файлы и файловая система". 7-й класс : Информатика

Урок информатики на тему "Файлы и файловая система". 7-й класс : Информатика

Тип урока: Урока «открытия» нового знания.

Класс: 6.

Цели урока:

Обучающая:

  • познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.

Развивающие:

  • формирование умения составлять дерево файловой системы;
  • формирование умения отслеживать путь по файловой системе;
  • развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.

Воспитательная:

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Планируемые образовательные результаты

  • предметные – представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними;
  • метапредметные – умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве;
  • личностные – понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных.

Решаемые учебные задачи:

  1. дать представление о логических именах устройств внешней памяти;
  2. обобщить представления школьников о файлах и папках, правилах их именования; научить школьников записывать полное имя файла / каталога, путь к файлу / каталогу по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя;
  3. сформировать представление о файловых структурах; научить школьников строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации;
  4. расширить представления об операциях с файлами; познакомить школьников с возможностью использования маски для операций с файлами. Основные понятия, изучаемые на уроке: логическое имя устройства внешней памяти; файл; правила именования файлов; каталог; корневой каталог; файловая структура; путь к файлу; полное имя файла.

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор и экран; рабочие тетради; листы с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация имеющихся знаний
  3. Постановка цели и задачи урока
  4. Изучение нового материала
  5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление
  6. Физкультминутка
  7. Закрепление пройденного
  8. Подведение итогов урока
  9. Домашнее задание
  10. Рефлексия
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Организационный этап

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания

Эмоционально-психологический настрой на работу

Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные: Умение слушать

Личностные: Умение выделять нравственный аспект поведения

II. Актуализация имеющихся знаний

Вариант 1.

  1. Какой принцип положен в основу современных ПК.
  2. Программное обеспечение – это …
  3. ОЗУ – это …
  4. Устройства ввода – это …

Вариант 2.

  1. Функциональная схема ПК.
  2. ПЗУ – это …
  3. Операционная система – это…
  4. Устройства вывода – это …

Выполняют задание на отдельных листочках

Познавательные Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: Синтез информации, Целеполагание, Постановка цели учебной задачи

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Личностные: Смыслообразование

III. Постановка цели и задачи урока

Вам уже известно, что в файлах на устройствах внешней памяти хранится все программное обеспечение компьютера и все данные. Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. Работа с файлами на компьютере производится с помощью файловой системы, которая является частью операционной системы. На этом уроке мы рассмотрим, что такое файлы и файловые системы.

Структурируют информацию, записывают тему урока.

Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

 

IV. Изучение нового материала

Демонстрирует ЭОР1 (список ЭОР – Приложение 4)

Задает учащимся наводящие вопросы комментирует, направляет работу учащихся.

Принцип хранения информации в ЭВМ и электронных устройствах такой, что информация, вне зависимости от ее вида может храниться сплошным потоком, а сохраняется во внешней памяти только в виде файла.

Чтобы понять, что такое файл, рассмотрим следующий пример.

Пример: Каждый из нас хотя бы один раз в жизни бывал на вокзале в камере хранения.

– Как выглядит камера хранения?

В ней стоят стеллажи с ячейками, каждая ячейка имеет строго свой номер, в которой можно оставлять вещи на хранение. Работник камеры хранения регистрирует в журнале данные пассажира и номер ячейки, которую он занял.

В компьютере материальными носителями являются, магнитные диски, лазерные и т.д. Данные подобно вещам в камере хранения распределяются по свободным областям носителя. Проводя аналогию, можно сказать, что файл - это совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе.

В информатике существует 2 определения файла.

Определение 1. Файл – логическая единица хранения информации.

Определение 2. Файл - это упорядоченная совокупность данных, хранимая во внешней памяти и занимаемая именованную область внешней памяти.

В процессе обработки файл рассматривается как единое целое, которое имеет имя.

Файловая система – функциональная часть операционной системы, которая отвечает за хранение данных на внешнем носителе и обмен данных между внешними носителями.

Рассказ учителя о каталоге. Кластер – это минимальный адресуемый блок дисковой памяти для записи чтения данных на винчестере.

Что такое имя файла?

Любой объект обладает именем и характеризуется определёнными параметрами.

Так, если в качестве объекта рассмотреть ребёнка, то его характеристиками могут являться: полное имя, возраст, рост и т.д. Полное имя ребёнка состоит из имени и фамилии. Имя ему дают родители. Фамилию для ребёнка не придумывают, она передаётся от родителей. Фамилия говорит о том, к какой семье он принадлежит, часто от фамилии можно судить о национальности человека.

Файл, как и любой объект, тоже надо как-то назвать. Полное имя файла состоит из имени и тепа.

Имя файла - имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более восьми букв латинского алфавита и цифр, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt

В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов. Имя файла не может содержать запрещенные символы: /:*?"<>|.

Типы файлов отражает тип и назначение характеризующихся данных. Подобно фамилии человека, по типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержаться: текст, графика, звук или программа. Вместо слова "тип" используют слово "расширение".

Существуют международные соглашения, определяющие, какое обозначение типа принять в том или ином случае. Этот позволят легко ориентироваться среди разнообразных файлов.

Тип Значение
*.exe или *.com Исполнительные файлы (запускает программу)
*.sys, *.drv Системные файлы
*.doc, *.txt Файл содержит текстовую информацию
*.bmp, *.jpg, *.gif Файл содержит графическую информацию
*.avi Файл содержит видеоизображение
*.wav, *.mp3, *.mid Файл содержит звуковую информацию
*.bac, *.pas Файлы на языке программирования
*.zip, *.rar Архивные

Типы файловой системы. (Рассказ учителя о одноуровневых и многоуровневых файловых системах.)

Для удобства поиска информации файлы объединяют в группы, называемые каталогами (DOS) или папками (Windows).

Каталог (директория) - специальное место на диске, где регистрируются имена файлов и информация о них (размер, дата и время и последнего изменения и указание на начало размещения файла на диске).

Можно провести аналогию с книгой:

Книга Диск
Оглавление Каталог
Содержание Область хранения файлов
Страницы Сектора

Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом

Одноуровневая

Многоуровневая

Путь к файлу. Демонстрирует ЭОР2.

Рассмотрение иерархической файловой системы.

Графическое изображение файловой структуры называется древом.

Работа с файлами (Приложение 1): основные операции с файлами, маска имени файла.

Учащиеся участвуют, отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают определения в тетрадь

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают определение в тетрадь

 

 

 

 

Заполнение таблицы в рабочих тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись схемы в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают в тетрадь

Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Регулятивные: Выделение и осознание собственного опыта.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем

Личностные: Ориентация в межличностных отношениях

V. Усвоение новых знаний и первичное закрепление

Задача 1. Определение полного пути к файлу

Задача 2. Определить полный путь удаленного файла

Задача 3. Указать какое из указанных ниже имён файлов удовлетворяют маске ?ese*ie.?t*

Задания выполняются совместно с учителем (Приложение 1)

Учащиеся выполняют задания устно

Познавательные: Анализ текста, выделение нужной информации.

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Коммуникативные: Выполнять поставленную учебную задачу; аргументировано, отстаивая свою точку зрения, учитывая позицию товарищей

Личностные: Ориентация в межличностных отношениях

VI. Физкультминутка

Услышав имя текстового файла – закройте глаза, звукового – откройте глаза: письмо.doc, проба. mp3, гимн. doc, лето.txt, музыка.wav, песня. mid, доклад. txt.

Услышав имя папки – встаньте на правую ногу, имя файла – на левую ногу: Школа.ipg, Моя музыка, уроки, List.doc, 7 класс, leto.doc, мои документы, Иванов, завучи.doc

Выполняют алгоритм - физкультминутку

 

VII. Закрепление пройденного

1. Работа по карточкам (Приложение 2)

2. Практическая работа (Приложение 3)

  1. На рабочем столе создать папку ФАЙЛЫ.
  2. В папке ФАЙЛЫ создать папки ДОКУМЕНТЫ, РИСУНКИ, МУЗЫКА.
  3. По полным адресам файлов найти их в компьютере и скопировать в соответствующие папки.
    1. C:\Информатика\Урок\Конспект.doc
    2. C:\Новый год\Елки2.mp3
    3. C:\Рисунки\Пингвин.jpg
  4. Переименовать файлы: 1) в Инструкция, 2) в Елки1, 3) в Птицы.

Выполняют задание в тетради

Учащиеся выполняют задания на компьютерах.

Познавательные: Анализ и синтез объектов. Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу, Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

Личностные: Самоопределение, смыслообразование

VIII. Подведение итогов урока

Что такое (определение):

  • файл;
  • расширение файлов;
  • файловая система;
  • файловая структура,
  • путь к файлу,
  • операции над файлами.

Выставление оценок учащимся.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: Соотносить свои действия с планируемыми результатами: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

IX. Домашнее задание

Составьте структуру управления школой с помощью вложенных папок.

Учащиеся записывают домашнее задание

Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Коммуникативные: Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценки

Личностные: Нравственно-этическая ориентация

X. Рефлексия

Продолжите фразы:

  • сегодня я узнал…
  • у меня получилось легко…
  • Было трудно…

Делают выводы.

Регулятивные: Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения

Читать еще:


Новые материалы:

"Всего ты мира не узнаешь, не зная края своего". Интеллектуальная игра для обучающихся 10–11-х классов :: Классный час "Я человек, который…" :: Внеклассное мероприятие "Человек рожден для добра" в 6-м классе :: Внеклассное мероприятие "Урок здоровья" по теме "Цветик-семицветик" :: Устный журнал: "Добро в твоем сердце" :: Веном ( Venom ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Комоды и тумбы / Ангстрем / Тумба Анри 324.01 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD