Технологическая карта урока информатики по теме «Алгебра логики. Основные логические операции. Таблицы истинности» : Информатика

Технологическая карта урока информатики по теме «Алгебра логики. Основные логические операции. Таблицы истинности» : Информатика

Этапы учебного занятия Образовательные задачи этапа Деятельность преподавателя Деятельность студентов
(УУД)
Организационное начало урока
(1 мин.)
Подготовка студентов к работе на уроке Доброжелательный настрой преподавателя, приветствие студентов, проверка готовности их к уроку (Слайд 1)

Презентация.

 
Подготовка учащихся к работе на основном этапе (10 мин.) 1. Обеспечение мотивации студентов Проверка знаний по пройденному материалу.

Доклад на тему: “Системы счисления в информатике”

(Слайд 2)

- Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
2. Актуализация опорных знаний Преподаватель: Мы вспомнили с вами позиционные системы счисления, используемые в информатике. Поскольку основной системой счисления в компьютере является двоичная, в которой используются цифры “0” и “1”, мы непосредственно подходим к пониманию принципов работы элементов компьютера. - Устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне
3. Формулировка темы урока Преподаватель: Скажите, пожалуйста, для чего нужна логика?

Студенты: Для того, чтобы логически мыслить.

Преподаватель: Вот и для компьютера нужна логика, чтобы он мог обрабатывать, хранить, искать и передавать информацию.

Во-первых - для получения представления об устройстве компьютера необходимо познакомиться с основными логическими элементами, лежащими в основе его построения. Для понимания принципа работы таких элементов начнем это знакомство с основных начальных понятий алгебры логики.

Во-вторых - важной составляющей алгоритмов являются логические условия. Вычисление и построение, которых осуществляется в соответствии с законами алгебры логики.

В-третьих – для быстрого нахождения информации в Интернете требуется правильно составит поисковый запрос. В этом нам поможет логика.

(Слайд 3)

- Устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне

- Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

- Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

- Различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории

- Корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

- Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

4. Постановка цели урока Преподаватель: Как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой сегодня на уроке?

Студенты: дать понятие логики.

Преподаватель: Да, сегодня на уроке мы дадим понятие логике, основным логическим элементам и закрепим эти понятия на основе построения таблиц истинности по логическим выражениям.

- Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах)

- Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

- Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

Этап усвоение новых знаний и способов действий (40 мин.) Сформировать понятия:

- логика;

- алгебра логики;

- высказывания;

- сложные высказывания;

- инверсия;

- конъюнкция;

- дизъюнкция.

Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания материала

Давайте вместе попробуем дать определение “логики”?

Студенты отвечают

(Слайд 4)

Логика – это наука о формах и способах мышления. Одной из основных форм мышления является высказывание.

Обратимся к истории. Логика – от греческого logos – слово, понятие, рассуждение, разум.

Логика исследует структуру мышления (законы и формы), раскрывает лежащие в его основе закономерности движения к истине (мышление рассматривается как инструмент познания окружающего мира).

“Отец логики” - древнегреческий философ Аристотель (384-322 г.г. до н.э.). Он обладал самым универсальным умом среди соплеменников, отмечал, что к числу необходимого следует отнести безусловно доказанное, истинное.

Аристотель первым систематизировал формы и правила мышления, исследовал категории “понятие” и “суждение”, разработал теорию умозаключений и доказательств, сформулировал основные законы мышления. Формальная логика – наука о законах и формах правильного мышления.

(Слайд 5)

Современная формальная логика (логика ХIХ в.) базируется на математических методах. Первые идеи и “математизации” логики появились в XVII в.

  • Рене Декарт (1596-1650)
  • Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
  • Джордж Буль (1815-1864)
  • Аугуст де Морган (1806-1871)
  • Уильям Стенли Джевонс (1835-1882)
  • Платон Сергеевич Порецкий (1846-1907)
  • Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914) и др.

Предлагаю вам дома сделать доклад об одном из математиков того времени, внесшего большой вклад в становление и развитие математической логики.

Английский математик Джордж Буль. Раздел математической логики так и называется – булева алгебра (возможность изучения свойств математических операций, осуществляемыми не обязательно над числами – это символический метод). Перенес на логику законы и правила алгебраических действий, ввел логические операции, предложил способ записи высказываний в символической форме, то есть математическая логика представлена как своеобразная алгебра – алгебра логики (алгебра высказываний).

(Слайд 6)

Алгебра логики является основой работы логических схем и устройств ЭВМ.

Общее между формальной и математической логикой – это законы и категории логики. В формальной логике законы имеют абстрактную форму, в математической логике они конкретны, обладают строгой определенностью и реализуются на практике конкретными техническими средствами.

(Слайд 7)

Объектами изучения алгебры высказываний являются высказывания. Давайте на примерах высказываний составим с вами истинные и ложные высказывания.

Студенты приводят примеры.

А теперь определим понятие высказывания.

Студенты определяют понятие.

Итак, высказывания бывают истинные и ложные. В алгебре логики истинное высказывание принято обозначать “1”, а ложное “0”.

(Слайд 8)

Теперь поговорим о сложных высказываниях. Их можно образовать из простых высказываний, объединяя союзами И, ИЛИ, частицей НЕ.

Давайте приведем примеры сложных высказываний.

Студенты приводят примеры.

В алгебре логики над высказываниями можно производить различные операции (подобно сложению, умножению и прочее).

В алгебре высказываний рассматриваются в качестве основных три логические операции: инверсия (отрицание), конъюнкция и дизъюнкция.

(Слайд 9)

Теперь давайте поупражняемся в составлении сложных высказываний и выполним небольшое задание в парах.

Студенты выполняют задание в парах

(Слайд 10-11)

Переходим с вами к логическим операциям.

Инверсия образуется из высказывания с помощью добавления частицы “НЕ” к сказуемому или использование оборота речи “неверно, что”. Приведем примеры.

Студенты приводят примеры.

Запишите правило в тетрадь – слайд 12.

Давайте вместе с вами заполним таблицу истинности для инверсии.

Студенты заполняют таблицу истинности.

(Слайд 12)

Конъюнкция (логическое умножение) образуется соединением двух высказываний в одно с помощью союза “И”. Приведем примеры.

Студенты приводят примеры.

Запишите правило в тетрадь – слайд 13.

Давайте вместе с вами заполним таблицу истинности для конъюнкции.

Студенты заполняют таблицу истинности.

(Слайд 13)

Дизъюнкция (логическое сложение) образуется соединением двух высказыванием в одно с помощью союза “ИЛИ”. Приведем примеры.

Студенты приводят примеры.

Запишите правило в тетрадь – слайд 13.

Давайте вместе с вами заполним таблицу истинности для конъюнкции.

Студенты заполняют таблицу истинности.

(Слайд 14)

Логические операции – инверсию, конъюнкция и дизъюнкцию принято называть основными, потому что через них можно выразить любые другие логические операции.

К следующему уроку сделайте небольшой доклад на тему: “Логические операции: импликация и эквивалентность”

(Слайд 15)

Как вы уже поняли существует связь между алгеброй логики и двоичным кодированием.

Математический аппарат алгебры логики очень удобен для описания того, как функционируют аппаратные средства компьютера, поскольку основной системой счисления в компьютере является двоичная, в которой используются цифры 0 и 1, а значений логических переменных тоже два “1” и “0”.

Отсюда следуют два вывода, которые я прошу вас сформулировать в своих тетрадях.

(Слайд 16)

Запишите у себя в тетради “Памятку для составления таблиц истинности”.

(Слайд 17)

- Находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

- Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне

- Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям

- Устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне

- Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач

- Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ

- Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах)

- Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

- Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в том числе проект), используя ИКТ

- Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ

- Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

- Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

- Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в том числе вести диалог с автором текста)

- Различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории

- Корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

- Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения ? с помощью и самостоятельно

- Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

- Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

- Преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

- Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

- Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

- Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях

- Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать чужое и своё поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом

- Выбирать, как поступить, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор

Первичная проверка понимания, закрепления новых знаний и способов деятельности (30 мин.) Усвоение правильности и осознанности усвоения нового материала, выявления пробелов, неверных представлений и их корректировка Данная практическая работа рассчитана на 30-35 минут, прошу вас приступить к выполнению работы прямо на раздаточных материалах, не забывая написать сверху фамилию и группу.

Критерии оценивания работы показаны на экране.

(Слайд 18)

- Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне

- Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям

- Устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне

- Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач

- Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ

- Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах)

- Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в том числе проект), используя ИКТ

- Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ

- Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

Информация о домашнем задании (5 мин.) Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания На экране вы видите домашнее задание, которое вам необходимо выполнить до следующего занятия.

(Слайд 19)

- Находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

- Владеть смысловым чтением: самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию

- Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в том числе просмотровое, ознакомительное, изучающее)

- Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне

- Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям

- Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ

- Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах)

- Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в том числе проект), используя ИКТ

- Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ

- Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

Подведение итогов учебного занятия, рефлексия (4 мин.) Обеспечение анализа успешности достижения цели и постановки перспективы следующей работы, осознание процесса и результата своей учебной деятельности   - Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

- Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

- Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор

- Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах: объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны, добровольно ограничивать себя ради пользы других

- Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

- Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях

- Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать чужое и своё поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом

- Выбирать, как поступить, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор

Читать еще:


Новые материалы:

Символы России :: "Пришли Святки — гаданья да колядки" :: "Поклон и память поколений". Праздник открытия мемориального комплекса погибшим воинам, жителям села Старый Хутор :: Сценарий праздника осени и здоровья "Сибирская кладовая". 5-й класс :: Экспрессионизм в рок-поэзии :: Конг: Остров черепа ( Kong: Skull Island ), 2017 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Мебель для кабинета/Для персонала / Skyland / Гарнитур офисный Xten-M ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD