Урок информатики на тему "Создание базы данных в программе MS Access" : Информатика

Форма занятия: групповая.

Тип урока: Практическая работа.

Вопросы для проверки (самопроверки) готовности к выполнению практической работы: 

  1. Что такое СУБД, дайте понятие базы данных?
  2. Какую базу данных называют реляционной?
  3. Из каких основных объектов состоит база данных?
  4. Приведите примеры использования различных типов полей в таблицах.
  5. Какое поле можно считать уникальным?
  6. Какой параметр определяет длину поля?
  7. Поле какого типа является ключевым в большинстве таблиц?

Цель работы: разработка информационной модели базы данных. Создание объектов базы данных.

Инструкция по ТБ: При выполнении работы должны соблюдаться правила ТБ при работе за ПК и нахождения в кабинете информатики.

Ход занятия 

I. Организационный момент.

II. Объявление цели, постановка задач урока.

Цель нашего урока – разработать информационную модель базы данных и создать объекты базы данных.

Задачи: познакомиться с программой MS Access, изучить ее интерфейс, научиться применять инструменты программы для создания базы данных, ее редактирования и печати.

III. Беседа.

Прежде, чем приступить к созданию новой базы данных в программе Access повторим теоретический материал. На доске на экране открыта презентация, студенты отвечают и иллюстрируют свой ответ на экране.

Ответьте, пожалуйста, что такое СУБД, дайте понятие базы данных?

Ответ: База данныхэто реализованная с помощью компьютера информационная модель, отражающая состояние объектов и их отношения.

С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базой данных (СУБД). Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, ее наполнения содержимым, редактирования и отбора отображаемых данных, упорядочения, оформления печати или передачи по каналам связи.

Какую базу данных называют реляционной?

Ответ: База данных, созданная в СУБД Access представляет собой таблицу, . она является реляционной базой

Из каких основных объектов состоит база данных?

Ответ:Основным объектом этой базы являются взаимосвязанные двумерные таблицы, состоящие из однотипных строк-записей. Каждая строка, в свою очередь, составлена из полей и называется записью.

Объектами базы данных помимо таблиц являются также запросы, формы, отчеты.

Какую информацию содержит таблица, в которой нет ни одной записи?

Ответ: Строки в таблице называются записями, а названия столбцов – полями Если записей в таблице нет, то это значит, что структура базы данных образована только набором полей.

Какое поле можно считать уникальным?

Ответ: Для однозначного определения каждой записи таблица должна иметь уникальный ключ. Этот ключ может состоять из одного или нескольких полей. В качестве ключа выбирают уникальное поле, – данные в котором не могут повторяться. По значению ключа отыскивается единственная запись.

Например, ключом является поле, определяющее каждой записи свой единственный, неповторяющийся номер и, таким образом, в этой базе данных каждая запись становится уникальной, т.е. в базе данных нет одинаковых записей.

Основные свойства полей таблиц баз данных:

  • имя поля — определяет, как следует обращаться к данным этого поля при автоматических операциях с базой (по умолчанию имена по­лей используются в качестве заголовков столбцов таблиц);
  • тип поля — определяет тип данных, которые могут содержаться в данном поле (типы данных см. ниже);
  • размер поля — определяет предельную длину (в символах) дан­ных, которые могут размещаться в данном поле;
  • формат поля — определяет способ форматирования данных в ячейках, принадлежащих полю;
  • маска ввода — определяет форму, в которой вводятся данные в поле (средство автоматизации ввода данных);
  • подпись — определяет заголовок столбца таблицы для данного поля (если подпись не указана, то в качестве заголовка столбца ис­пользуется свойство Имя поля
  • значение по умолчанию — то значение, которое вводится в ячейки поля автоматически (средство автоматизации ввода данных);
  • условие на значение — ограничение, используемое для проверки правильности ввода данных;
  • сообщение об ошибке — текстовое сообщение, которое выдается автоматически при попытке ввода в поле ошибочных данных;
  • обязательное поле — свойство, определяющее обязательность заполнения данного поля при наполнении базы;
  • пустые строки — свойство, разрешающее или запрещающее ввод пустых строковых данных (в основном это касается текстовых данных);
  • индексированное поле — если поле обладает этим свойством, все операции, связанные с поиском или сортировкой записей по значению, хранящемуся в данном поле, существенно ускоряются. По этому полю также проверяются значения записей на нал

Свойства полей различаются в зависимости от типа данных.

Базы данных Microsoft Access работают со следующими типами данных:

  • текстовый — тип данных, используемый для хранения обычного неформатированного текста ограниченного размера (до 255 символов);
  • поле Мемо — специальный тип для хранения больших объемов текста (до 65 535 символов). Физически в поле хранится указатель на другое место базы данных, в котором хранится непосредственно текст.
  • числовой — тип данных для хранения действительных чисел;
  • дата/время — тип Данных для хранения календарной даты и текущего времени;
  • денежный — тип данных для хранения денежных сумм;
  • счетчик — специальный тип данных для хранения уникальных натуральных чисел с автоматическим наращиванием;
  • логический — тип для хранения логических данных (могут принимать только два значения, например, Да или Нет);
  • поле объекта OLE — специальный тип данных, предназначенный для хранения объектов OLE, например мультимедийных;
  • гиперссылка — специальное поле для хранения адресов URL, WEB-объектов Интернета. При щелчке на ссылке автоматически происходит запуск браузера и воспроизведение объекта в его окне.

Приведите примеры использования различных типов полей в таблицах.

Ответ: Свойство поля – групповое свойство данных, которые будут заноситься в это поле во всех записях. Например, если у поля свойство Размер поля имеет значение 10, то это значит, что во всех записях этого поля количество введенных символов не должно превышать 10. Если у поля свойство Тип поля имеет значение числовой, то это значит, что в записях данные этого поля – это только числа, а при вводе букв будет выдаваться сообщение об ошибке. И т.п.

Какой параметр определяет длину поля?

Размер поля — определяет предельную длину (в символах) данных, которые могут размещаться в данном поле

Что такое пустые строки?

Ответ: пустые строки — свойство, разрешающее или запрещающее ввод пустых строковых данных (в основном это касается текстовых данных);

Поле, какого типа является ключевым в большинстве таблиц?

Ключевое поле это поле, в котором нет одинаковых данных – как правило, это поле нумерации данных.

Итак, мы повторили теоретический материал необходимый для работы по созданию базы данных в программе Access. А теперь, я предлагаю небольшую письменную самостоятельную работу по вариантам.

Студенты работают с карточками в текстовом редакторе, отвечают на вопросы и сохраняют их в своей папке под названием «Отчет по практической работе»:
Вариант 1 Вариант 2

База данных – это

Уникальное поле – это

Основные объекты базы данных

Перечислить свойства полей

Охарактеризовать тип данных:

  • текстовый
  • поле Мемо
  • дата/время
  • числовой

Охарактеризовать тип данных:

  • счетчик
  • логический
  • гиперссылка
  • поле объекта OLE

Время выполнения 7 минут, определения даются кратко.

Минута отдыха: преподаватель включает спокойную музыку, предлагает на минуту закрыть глаза, представить себя в лесу на зеленой лужайке.

Итак, мы немного отдохнули, давайте настроимся на выполнение практического задания

IV. Практическое задание «Создание новой базы данных».

Изучите, пожалуйста, методическую разработку и скажите, из каких этапов будет состоять наша практическая работа.

Ответ: Требуется создать базу данных, содержащую сведения о студентах. Заполнить таблицу, выполнить предварительный просмотр и вывести на печать. Создать в текстовом редакторе отчет о проделанной работе, описав алгоритм создания базы данных в программе Access

Совершенно верно, составим план работы ( изображение на экране):

План работы

  • Создать базу данных
  • Заполнить таблицу.
  • Выполнить предварительный просмотр.
  • Вывести на печать.
  • Создать отчет по практической работе, описав алгоритм создания базы данных, вывести на печать

V. Выполнение практического задания.

Студенты самостоятельно выполняют практическую работу, обращаясь к преподавателю, если возникают вопросы и проблемы.

VI. Проверка.

Беседа

  • Как создать новую базу данных?
  • Каков порядок ввода данных?
  • Какие поля задействованы?
  • Как вывести документ на предварительный просмотр?

Преподаватель выборочно проверяет работы, выполненные на ПК студентов.

VII. Подведение итогов.

Итак, подведем итоги нашего занятия, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (устно):

  • Что называют базой данных?
  • Что называют Системой Управления Базой Данных? Приведите пример.
  • Из каких основных объектов состоит реляционная база данных?
  • Поле, какого типа является ключевым в большинстве таблиц?
  • Какое расширение имеет файл СУБД Access?

VIII. Оценка учащихся.

На сегодняшнем уроке хорошо поработали следующие учащиеся :

Они давали хорошие полные ответы на вопросы и успешно справились с практическим заданием.

IX. Домашнее задание.

Подготовить материал по следующим вопросам:

  1. Что такое запрос? Для чего они нужны? Два основных вида запросов.
  2. Что такое форма и ее назначение?
  3. Что такое отчеты и для чего они нужны?

Практическая работа прилагается. В Приложении 1 представлена инструкция для выполнения практической работы, в Приложении 2 презентация к уроку.

Читать еще:


Новые материалы:

Здоровьесберегающие традиции в деятельности дошкольного учереждения :: Конспект совместного интегрированного занятия по экологии детей средней группы с родителями: "Изобретатель — кто он такой?" :: Перспективная модель педагогического центра в ДОУ "Лицом друг к другу" :: Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду :: Новогодний праздник (массовка) :: Репродукция ( Replicas ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Здоровый сон - Соня 600x1200 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD