Урок информатики "Одномерные массивы". 9-й класс : Информатика

Цель: «Создать условия в осмыслении понятий одномерного массива, объяснить ввод массива, научить заполнять массив данными различными способами; формирование навыков решения задач в среде программирования Паскаль».

Задачи:

1. Образовательные

  • Формировать у детей представления об одномерном массиве.
  • Организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий: «массива», «одномерного массива»; по осуществлению ввода и вывода одномерного массива;

2. Воспитательные

  • Воспитывать интерес к информатике, как к учебному предмету.
  • Воспитание аккуратности, точности.

3. Развивающие

  • Развитие представлений детей о программировании на языке Паскаль.
  • Развитие психических процессов у детей, таких как внимание, мышление, память (произвольное запоминание, слуховая, зрительная память) с помощью различных методических приёмов на уроке.
  • Формирование приемов логического и алгоритмического мышления, развитие познавательного интереса к предмету, развитие умения планировать свою деятельность;

Материалы и оборудование:

  • Интегрированная инструментальная оболочка программы ABCPascal.
  • Карточки с заданиями, блок-схемы задач, шаблоны.
  • Наглядные материалы: ввод и вывод одномерного массива на языке программирования и в виде блок-схемы.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала.
    1. Понятие одномерного массива.
    2. Описание массива.
    3. Способы заполнение и вывода одномерного массива.
  4. Закрепление изученного.
  5. Самостоятельное решение задач (Приложение).
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

1. Понятие одномерного массива.

Тема нашего урока «Одномерные массивы». Программирование на Паскале. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Понятие одномерного массива.
  • Описание массива.
  • Заполнение одномерного массива.
  • Вывод значений элементов массива.

Рассказ учителя.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с множеством объектов, объединенных по определенным признакам.

Например:

  • Рост учеников класса
  • Поле цветов…
  • Таблица температур за неделю.

Такую таблицу называют линейной. В программировании линейная таблица называется одномерным массивом. Массив- это пронумерованная конечная последовательность однотипных величин. Массив характеризуется: типом, то есть все элементы массива имеют один и тот же тип; именем, массив имеет имя – одно для всех элементов; размером, Размер массива – это количество его элементов. Для обращения к конкретному элементу массива необходимо указать имя массива и в квадратных скобках индекс элемента: A[I].

Пример: Рассмотрим массив А. Массив состоит из пяти целых чисел: 5, 10, 15, 20, 25.

Элементы массива пронумерованы. Порядковый номер элемента называется его индексом.

Например, 3 – номер элемента массива, по другому индекс. 15 – значение элемента массива.

Обозначаются элементы массива в квадратных скобках, А[2], А[3], А[4], А[5].

Например, А [2]=10.

2 – номер элемента массива. 10 – значение элемента массива.

2. Описание массива.

Рассмотрим описание массива на Паскале. Слово array буквально переводится как массив.

Где А имя массива. 1 – начальный индекс. 5 – конечный индекс. integer – тип элементов – целый. Границы индекса могут быть любыми целыми числами. Важно, чтобы нижняя граница была меньше верхней границы. И рассмотрим описание – размер через константу:

Const – это раздел описания констант, то есть постоянных величин, определяемых заранее и не изменяющихся по ходу выполнения программы. I – переменная, хранящая индекс элемента массива, к которому идет обращение.

Массив - это упорядоченный набор величин (или таблица) обозначенных одним именем.

Элементы массива последовательно располагаются в памяти ЭВМ. При обращении к элементу массива указывается его имя и индекс (номер элемента в совокупности). Если каждый элемент массива имеет только один индекс, то такой массив называется одномерным (линейным).

1 2 3 4 5 6 i
5 8 11 14 17 20 A[i]

a[1]=5 d=3 N=6

Одномерный массив – упорядоченный набор данных, имеющих одно имя, но разные порядковые номера (индексы).

Подобно переменной – ячейке памяти компьютера, массив – это последовательность ячеек в памяти компьютера, обозначенных одним именем и имеющих каждая свой номер – индекс.

Как и переменная, массив описывается в разделе var:

Var <имя массива>: array [<индекс_1-го_элемента>..<индекс_n-го_элемента>] of <тип>;

var

b: array[1..21] of integer;

M:array[1..30] of Real;

M[19] – 19-ый элемент массива М.

Все массивы вводятся и обрабатываются в цикле, причем параметром цикла является индекс элемента массива.

Термин заполнить массив означает задать значения всем элементам массива.

Термин вывести массив – напечатать на экране все элементы массива.

Потребность использовать массив возникает всякий раз, когда при решении задачи приходится иметь дело с большим, но конечным количеством однотипных данных, которые необходимо хранить в памяти. Предположим, что мы наблюдали температуру воздуха в течение некоторого периода времени (например, месяца). Закончив наблюдения, приступаем к обработке полученных данных: поиску самого холодного или самого теплого дня, вычислению среднемесячной температуры и т.д. Для этого мы должны составить алгоритм и программу осуществляющие обработку данных.

3. Заполнение одномерного массива.

Рассмотрим заполнение массива. Существует несколько способов заполнения массива.

Мы рассмотрим четыре способа:

  • с клавиатуры;
  • с помощью датчика случайных чисел;
  • с помощью формулы.
  • с помощью оператора присваивания.

program p1;

var a:array [1..5] of integer;

begin

a[1]:=7;

a[2]:=14;

a[3]:=20;

a[4]:=27;

a[5]:=37;

writeln (a[1],\' \', a[2],\' \', a[3],\' \', a[4],\' \', a[5]);

end.

Как бы ни был примитивен приведенный пример, он все же иллюстрирует возможность непосредственного обращения к каждому элементу массива отдельно. Правда, никакого преимущества массива перед несколькими простыми переменными здесь не видно. Очевидно, что в случае, когда количество элементов очень велико, этот способ не подходит. Как правило, этот способ используется не для заполнения массива, а для изменения значений элементов массива.

Заполнение массива с клавиатуры.

Рассмотрим пример заполнения массива А пятью целыми числами с клавиатуры.

Для того чтобы организовать ввод исходных данных в массив, нужно использовать цикл.

Begin – начало цикла ввода элементов массива.

Вводим элемент с индексом один.

Обращаемся к первому элементу массива А.

Запоминаем число 13.

End – конец цикла ввода элементов массива.

Аналогично запоминаем остальные 4 числа.

program p1;

uses crt;

var

d: array[1..10] of integer;

j:integer;

begin

clrscr;

for j:=1 to 10 do

begin

write (\'d[\',j:2,\']=\');

readln (d[j]);

end;

for j:=1 to 10 do

writeln (d[j]:4);

writeln;

readln;

end.

Заполнение массива случайными числами .

Рассмотрим задание значений элементов массива как случайных чисел. Функция получения случайных чисел из заданного интервала [0, М-1] выдает целые числа из этого интервала: random (М). Можно использовать функцию получения случайных чисел без указания аргумента. Она выдает случайное вещественное число от нуля до одного: random

Функция получения случайных чисел из интервала [А, В] имеет вид random (b-a+1)+a

Заполним массив например десятью целыми числами из интервала [1,100] запишем фрагмент программы:

for i:=1 to 10 do

begin

a[i]:=random(101); {числа от 1 до 100}

Заполнение массива с помощью формулы

Заполнить одномерный массив из 10 чисел по формуле b[i]:=i*3

Здесь массив из десяти целых чисел заполняется индексами элементов умноженными на три.

4. Вывод значений элементов массива

Рассмотрим вывод массива из трех целых чисел. Здесь параметр 4 означает количество позиций, отводимых под значение а [i], то есть значение переменной а[i] выводится как целое число в четыре символьные позиции на экране. Результатом вывода массива будет:

Массив А: 4 5 7

Решение задач по обработке массива связано, как правило, с перебором элементов массива. Такой перебор происходит в цикле, в котором изменяются значения индексов от начальной до конечной величины. В практике работы по обработке массивов могут встречаться различные задачи, которые могут быть сведе­ны в несколько наиболее характерных групп:

  • нахождение суммы (или произведения) элементов.
  • нахождение максимального (минимального) элемента;
  • нахождение номеров элементов, обладающих заданным свойством.
  • нахождение количества элементов, обладающих заданным свойством.
  • замена элементов массива.
  • удаление элементов из одномерного массива.
  • вставка элементов.
  • изменение значений некоторых элементов.
  • создание массивов.

IV. Закрепление изученного

Одномерные массивы (общий вид)

Итак, общий вид одномерного массива.

Сначала описываем массив.

Затем вводим элементы массива любым способом.

Выполняем поэлементные операции в цикле.

Выводим элементы массива на экран.

Например, вывести массив по формуле.

program p1;

uses crt;

var

b: array[1..21] of integer;

j:integer;

begin

clrscr;

for j:=1 to 21 do

b[j]:=2*j-1;

for j:=1 to 21 do

writeln (b[j],\' \');

readln;

end.

V. Самостоятельное решение задач

(Приложение)

VI. Подведение итогов

VII. Домашнее задание

Выучить ввод и вывод одномерного массива.

Решить задачу.

Сформировать массив В из 16 чисел и вывести его в строчку (датчиком случайного числа).

Список литературы:

  1. Приложение к газете «Первое сентября» информатика №10, спецвыпуск «Практикум по турбо паскалю», 1998.
  2. Информатика. 9-11 классы. Контрольные и самостоятельные работы по программированию / авт.-сост. А.А.Чернов, А. Ф. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006.-202 с.
  3. К.Ю. Поляков. Программирование на языке Паскаль, 2006-2016. Сайт kpolyakov.spb.ru
Читать еще:


Новые материалы:

Урок химии "Кислород, оксиды", 8-й класс :: Интегрированный урок (английский язык + химия) "Человек и здоровье" :: Интегрированный урок химии и истории "Природные источники углеводородов" :: Классный час на тему "Что я знаю о пожаре" :: Обобщение знаний по теме "Атомы химических элементов". 8-й класс :: Однажды в Германии ( Es war einmal in Deutschland ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Спокойной ночи - Камелия 800x1900 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD