Наш дом – Югра : Информатика

Наш дом – Югра : Информатика

Цели:

  • ознакомление учащихся с укладом жизни народов коренных национальностей с использованием компьютерных технологий; приобретение знаний основ культуры и искусства народов ханты и манси;
  • повышение интеллектуального уровня обучающихся;
  • развитие познавательного интереса к изучению природы родного края;
  • привитие чувства любви к природе, к национальной культуре, традициям народов Севера.

Оборудование: компьютерный класс с доступом в Интернет, мультимедийный проектор, мультимедийный проигрыватель, аудиозапись гимна Югорской Земли, карта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, сайт “Музей природы и человека” (http://www.ugramuseum.ru).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель.

Демонстрация карты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (приложение 1).

Посмотрите на карту и определите куда мы сегодня совершим путешествие?

Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие по Югре.

Ученик 1.

Вы на карту посмотрите
И Югру на ней найдите,
Потому, что здесь наш дом, -
Мы на Севере живём.
Будет день такой, что любо!
Сразу тайга ожила.
И спешат навстречу людям
И заботы и дела.
Пастухи поедут в стадо,
Ладит снасти рыболов.
А рыбацкая бригада
Привезла большой улов.

Учитель. Сегодня я хочу, чтобы вы почувствовали себя частью своей Родины, ощутили, что все мы одна семья. И как у всякой семьи, у нашего округа есть своя история, своё прошлое.

Ученик 2. Своим названием Ханты-Мансийский район и округ обязаны коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Слово “хант” - в переводе означает “человек”, значит слово “ХАНТЫ” - “люди”.

Эти люди издревле живут на земле, которую еще в XI-XV веках называли Югрой или Югорией.

Теперь Югра – имя короткое и звучное, овеянное романтикой старины, снова возвращается в обиход и все чаще используется как неофициальное название Ханты-Мансийского автономного округа.

Учитель.

А знаете ли вы, ребята, какие коренные народы живут в Югре?

Югра – Югорская земля – богатый край. Край утренней зари, где живут истинные знатоки и ценители природы. Отличные рыбаки и охотники – ханты, манси, ненцы, селькупы и другие народы Севера.

Что вы знаете об укладе жизни народов ханты и манси?

Сегодня, ребята, мы познакомимся с укладом жизни народов ханты и манси, сделаем несколько остановок в этом богатом и удивительно прекрасном крае.

Демонстрация мультимедиа программ “Мифологическое время: календарь обских угров” на сайте “Музей природы и человека”.

Ученик 3. Жизнь хантов и манси определялась их занятиями. Основным занятием было кочевое оленеводство в сочетании с охотой. В южных районах Прииртышья и на Оби разводили овец, коз, свиней, домашнюю птицу, нынче выращивают овощи, картофель.

Для народов Севера природа не только место жительства, но и источник всех жизненных благ.    Они получают от природы пищу, материал для изготовления одежды, посуды, украшения.

А теперь  узнайте, кто является  главным помощником в их жизни, для этого отгадайте загадки.

Загадки.

Не  говорит и  не поёт,
А кто  к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)

Основная порода собак народов Севера – это  лайка.
Стройный, быстрый,
Рога  ветвистые,
Пасётся весь день
Кто  же  это ...?   (Олень)

Демонстрация видеопрограмм “Мифологическое время: кормление оленей в стойбище и ловля их арканом” на сайте “Музей природы и человека”.

Остановка 1. “Приметы народные, в дело пригодные”

Ученик 4.

Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
(Роман Ругин)

Учитель.  Закончите приметы:
Собаки воют – волки... (близко).

Солнце к вечеру краснеет – день настанет... (ветреный, холодный).

Около луны звезда народилась – ... (потеплеет).

Звезды сильно заблестят – ... (к теплу).

Собаки катаются по снегу – ... (к пурге).

Если северное сияние полыхает, движется – ... (к пурге).

Шумит еловый лес – ожидай... (оттепель).

Ученик 5. Одним из основных занятий коренных жителей является рыболовство. Рыбу ловили сетями, неводами, мешкообразными ловушками (сырпами). Ловили осетра, нельму, муксуна, стерлядь, сига, чира, сырка, щуку и др. Хантов называли “рыбоядцами” – в их пище преобладала рыба. Ее вялили, сушили, коптили, варили, жарили, ели сырой. Белую замороженную рыбу мелко строгали (строганина). Лакомствами считались варка – икра, вываренная в рыбьем жире, – и желудок белки, наполненный кедровыми орешками.

Демонстрация видеопрограмм “Мифологическое время: рыболовство. Ловля рыбы гимгой” на сайте “Музей природы и человека”.

Остановка 2.Знакомство с народными песнями, сказками, загадками ханты и манси

Мы темным вечером сверкаем, 
А днем мы исчезаем. (Звезды)

Не море, не земля,
Корабли не плавают
И ходить нельзя. (Болото)

С неба летит – пляшет,
Все, что есть в тайге, прячет,
А в чум попадет – плачет. (Снег)

Белая ткань расстилается,
Черная ткань сворачивается. (День и ночь)

Он не лось, он не птица, 
Только быстрее всех их. (Ветер)

В огонь кладут – в огне не горит, 
В воду спустят – в воде не тонет. (Лед)

Женщина в черной шубе воду несет, вода все проливается. (Туча)

Учитель. Я предлагаю вам послушать народные песни, загадки ханты и манси, уникальные документальные записи хантыйских сказок.

Демонстрация аудиопрограмм “Мифологическое время: Коллекции. Аудио. Хантыйская сказка “Внук и бабушка”, загадки на хантыйском языке, наигрыш на санквилтапе (аудио клип) “Заячий ручей”.

Хантыйская подвижная игра “Руки!”

Играющие встают в круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись около кого-нибудь, говорит: “Руки!” Играющий, к которому обращены слова, не должен реагировать, но стоящий справа должен поднять правую, а стоящий слева – левую руку. Если кто-нибудь ошибется, он выбывает из игры. Выигрывают три последних оставшихся участника.

Учитель. А теперь я предлагаю вам узнать таинственную историю народов ханты. На сайте “Музей природы и человека” нужно выбрать “Музей детям. Игротека. Мифологическое время. Игра “Кто, чем занят”.

Остановка 3. Знатоки народных праздников

Вороний день. Изначально он праздновался в день прилета ворон. Позднее стал отмечаться 7 апреля. Прилет ворон связывался с приходом весны и тепла. Именно эти птицы прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая природу. Старые люди говорят, что ворона – хорошая птица, она радуется рождению детей. В этот день устраивалась праздничная трапеза. Готовили саламат – мучную уху, разные рыбные блюда, пекли из теста золотистых птиц, угощали детей и друг друга. В вороний праздник обычно соревновались в силе и ловкости, устраивали музыкальные состязания: кто знает больше мелодий. А молодые в этот день выбирали себе женихов и невест.

Демонстрация видеопрограмм “Мифологическое время: вороний праздник” на сайте “Музей природы и человека”.

Медвежий праздник. Этот праздник сохранился и до наших дней. Медвежьи игрища проводились один раз в семь лет, а также по случаю добычи медведя. В последнее время у народов ханты и манси медвежий праздник проводится только по случаю добычи медведя. В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся пять дней (если это медведь) или четыре (если медведица). Добытого медведя везут в стойбище через все священные места, делая остановки на озерах, реках, лесах и болотах, встречающихся на пути. Подходя к селению, охотники кричат четыре или пять раз, оповещая о приходе лесного гостя. Селяне, в свою очередь, встречают его чашей с дымящейся чагой, окуривают охотников и зверя, очищаются сами, обрызгивая друг друга водой или снегом. На этом празднике исполняют танцы, поют песни, надевают маски, изображающие различных птиц и животных. На празднике запрещено присутствовать детям и женщинам. Единственное место, где женщина не только может, но и обязана показать себя, – это женский танец, который исполняется каждый день по окончании цикла медвежьих песен.

Демонстрация мультимедиапрограмм “Мифологическое время: медвежий праздник” на сайте “Музей природы и человека”.

Остановка 4. Аукцион вопросов

  1. Как называется жилище у кочующих хантов? (Чум)
  2. Как называется лодка, которую ханты используют при ловле рыбы на озере, малой речушке? (Обласк)
  3. Что является основной пищей народов ханты и манси? (Рыба и мясо)
  4. Самое распространенное хвойное дерево. (Сосна)
  5. Основное занятие коренных народов Югры. (Охота. Рыбная ловля)
  6. О каком дереве так говорят: “дочь радуги, дочь неба, которая помогает людям преодолевать черные мысли и дела”. Это дерево чистоты и света. (Береза)
  7. Назовите праздники народов ханты и манси.

Учитель. Я предлагаю вам совершить путешествие в стойбище ханты. На сайте “Музей природы и человека” нужно выбрать “Музей детям. Игротека. Мифологическое время. Игра “Жила-была семья”.

Ученик 6.  Тайга для хантов и манси – это огромный, просторный чум. Они бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для будущего поколения. Запретов в жизни тайги, которые должны беспрекословно выполнять взрослые и дети, за века выработано немало. Вот лишь некоторые из них:

Северный человек берет от природы столько, сколько необходимо для жизни.

Не принято стрелять в линных гусей (добычей охотников могут оказаться только слабые в беге птицы, которые не могут перенести перелет в теплые края).

Нельзя разводить костер на случайных местах. Это надо делать только в случае жизненной необходимости.

Не принято нарушать покой пушного зверя способом загона (облавы).

Учитель. В отличие от хантов и манси пришлое население не всегда соблюдает правила тайги. Мы никогда не увидим человека тайги с ярким полевым букетом цветов. Зато люди других национальностей рвут их безжалостно. Также пришлое население очень часто охотится на животных не по надобности, а из-за азарта. Некоторые виды растений и животных становятся редкими, исчезающими.

Ребята, какие меры применяются, чтобы уберечь природу? (Охота на животных разрешается в определенные сроки. Некоторые птицы занесены в Красную книгу, а охота на них вообще запрещена. На вырубленных участках сажают новые деревья. Создают леса-заповедники, где нельзя рубить деревья. Заповедными местами в нашем округе являются “Малая Сосьва”, “Юганский”, памятник природы “Кедровая роща” и др.)

Ученик 7.

Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды –
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.

Ученик 8.

Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?
(Р. Рождественский)

Ученик 9.

Будь милостив к природе, человек.
Берешь – бери не более, чем нужно.
Тогда и звери свой клыкастый век
С тобой, разумным, скоротают в дружбе.
(Л. Лапцуй)

Учитель. Ежегодно в лесах округа проводятся мероприятия, направленные на сохранение и повышение устойчивости и продуктивности леса. Ребята, людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит лес! Жизнь леса зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила поведения. Хотя леса охраняют, лечат и берегут работники лесного хозяйства, лесов на Земле больше половины уже уничтожено.

Как добрые бережливые хозяева мы должны сохранить и преумножить всё, что есть на Югорской земле. Ребята, можно долго рассказывать о красоте, богатстве, охране родного края. Но мы знаем одно: наш край – это частица большой прекрасной страны. Забота о родном крае, о нашем общем доме – это значит забота о Родине.

В завершение нашего занятия я предлагаю послушать гимн Югорской Земли (звучит гимн - приложение 2):

Наш округ – седой богатырь
Свой дух возродил величаво,
Опора России – Урал и Сибирь!
Гордимся Югрою по праву!
Югра многоликая,
Делами великая,
Идёт вдохновенно вперёд!
Мы пишем историю
Любимой Югории
И славим Югорский народ!

Литература

1. Край родной. Азбука краеведения / автор-составитель О.Н.Гаврилова. - Екатеринбург: ООО “СВ-96”, 2001. - 392 с.

2. Край родной, моя Югра, ты богата и добра! - http://www.maam.ru/detskijsad/krai-rodnoi-moja-yugra-ty-bogata-i-dobra.html

Читать еще:


Новые материалы:

Опыт работы со студентами "группы риска" в среднем специальном учебном заведении :: И снова о проблеме духовно-нравственного воспитания… :: Необыкновенное приключение Незнайки. Занятие для учащихся 2-х классов :: Психологическая помощь детям из семей "группы риска" в вечерней школе :: Игровая психотерапия как фактор повышения комфортности детей в классах с низкой познавательной активностью :: Гуляй, Вася!, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Столы обеденные / Гранд-Кволити / Стол обеденный 6-02.120 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD