Конспект урока "Организация хранения данных различных предметных областей в виде набора взаимосвязанных таблиц" : Информатика

Конспект урока "Организация хранения данных различных предметных областей в виде набора взаимосвязанных таблиц" : Информатика

Предмет  Информационные технологии в профессиональной деятельности.

Тема и номер урока в теме. Организация хранения данных различных предметных областей в виде набора взаимосвязанных таблиц. Обзор существующих СУБД. Реляционная модель данных.

Продолжительность урока 90 минут.

Цель  урока: познакомить с базами данных, их видами, СУБД и возможностью применения их в профессиональной деятельности.

Задачи:

обучающие

  • ввести понятия «информационная система, база данных,  система управления базой данных»;
  • сформировать у учащихся понимание тип базы данных;
  •  научить находить поле, запись, ключевое поле в реляционной базе данных, определять типы полей.

развивающие

  • содействовать развитию познавательного интереса к дальнейшему обучению по профессиональным модулям, логического мышления, внимания, памяти, речи через активные методы обучения, использование информационных технологий;

воспитательные

  • воспитание организованности, дисциплинированности, культуры поведения и общения, инициативности, самостоятельности, коммуникативности, широты интересов.

Тип урока: урок изучения нового материала

Средства обучения:

  • аппаратура для мультимедийного сопровождения урока (проектор, экран);
  • персональные компьютеры;
  • программное обеспечение для создания и демонстрации проекта (операционная система MS Windows 10, MS PowerPoint, MS Acceess).

Человечеством накоплено огромное количество информации. Информацию необходимо хранить, осуществлять поиск, обновлять и т.д. При больших объемах это представляет серьезную проблему (архивы, библиотеки, склады и т.д.)

В наше время решению описанных проблем помогают компьютеры. Компьютерные информационные системы позволяют хранить большие объемы данных, осуществлять в них быстрый поиск, вносить изменения, выполнять всевозможные манипуляции с данными (группировать, сортировать и др.)

Основная цель деятельности юриста — защита прав и законных интересов гражданина или организации. Для этого юрист занимается поиском и анализом юридически значимой информации для дачи правового заключения по тем или иным вопросам.

Работа с информацией — это одна из основных функций юриста.

Для хранения больших объёмов информации используют так называемые базы данных.

На данном уроке мы с вами узнаем, информационная система, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, запись, поле, ключ, СУБД.

Создаются для упорядоченного хранения и обработки больших объёмов информации.

База данных – структурная  информационная  модель.

Итак, можем сформулировать определение:

База данных (БД) – совокупность определенным образом организованной информации, позволяющая упорядоченно хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

Первые компьютеры создавались непосредственно для вычислений (что отражено в названиях «компьютер» и «ЭВМ»)

Вторым крупным применением были базы данных. Прежде всего, они были нужны  правительствам и банкам. Базы данных требуют уже более сложных компьютеров с развитыми системами ввода-вывода и хранения информации. Позже появились СУБД (системы управления базами данных) со своими собственными языками программирования.

Способы организации данных в БД:

Виды моделей данных делятся на: иерархические, сетевые и реляционные.

Иерархическая модель данных – это модель данных, где используется представление базы данных в виде древовидной (иерархической) структуры, состоящей из объектов (данных) различных уровней.

Свойства иерархической модели базы данных:

  • Несколько узлов низшего уровня связано только с одним узлом высшего уровня;
  • Иерархическое дерево имеет только одну вершину (корень), не подчинённый никакой другой вершине;
  • Каждый узел имеет своё имя (идентификатор).

Существует только один путь от корневой записи к более частной записи данных.

Сетевая модель базы данных похожа на иерархическую.

Она имеет те же основные составляющие (узел, уровень, связь), однако характер их отношений принципиально иной. В сетевой модели принята свободная связь между элементами разных уровней.

Пример: посещение учащимися одной группы спортивных секций.

Реляционные базы данных  совокупность данных, которые представлены в виде двумерных таблиц.

  • Каждая таблица должна иметь своё  имя.
  • Запись – это строка  таблицы. Содержит всю информацию об одном объекте, описываемом в базе данных.
  • Поле – это столбец таблицы. Одна из характеристик объекта
  • Таблица – информационная модель реальной системы.
  • Запись содержит информацию об одном конкретном объекте.
  • Поле содержит определённые характеристики объектов.

Свойства полей РБД

Поле базы данных имеет имя, тип и длину.

Структура таблицы РБД

Ключ – это поле или совокупность полей, значение которых в записях не повторяются, т.е. являются уникальными

Ключевое поле (ключ) – это поле (или комбинация полей), которое однозначно определяет запись.

В таблице не может быть двух записей с одинаковым значением ключа.

Создание базы данных состоит из трех этапов:

1. Проектирование БД. Это теоретический этап работы (без компьютера). На этом этапе определяется:

  • какие таблицы будут входить в состав БД,
  • структура таблиц (из каких полей, какого типа и размера будет состоять каждая таблица),
  • какие поля будут выбраны в качестве первичных (главных) ключей каждой таблицы и т. д.

2. Создание структуры. На этом этапе с помощью конкретной СУБД описывается структура таблиц, входящих в состав БД.

3. Ввод записей. Заполнение таблиц базы данных конкретной информацией.

На этом этапе урока студентам предлагается выполнить проектирование БД по заданию (приложение)

Система управления базами данных

С помощью СУБД можно:

  • создавать структуры базы данных;
  • заполнять базу данных информацией;
  • изменять (редактировать) структуру и содержание базы данных;
  • искать необходимую информацию в базах данных;
  • сортировать данные;
  • выводить необходимую информацию на экран монитора, в файл и на бумажный носитель.
  • устанавливать защиту базы данных.

Объекты СУБД

Основными объектами СУБД являются таблицы, формы, запросы и отчёты.

Таблица – это главный объект базы данных. Мы ничего не сможем создать, если в нашей базе нет таблицы. Из прошлого урока мы помним, что таблица состоит из записи и поля. Для описания поля используются следующие характеристики: имя, тип, размер, формат данных поля.

Запросы – это команды и их параметры, с которыми пользователь обращается к СУБД для поиска данных, сортировки, добавления, удаления и обновления записей. Результат команд пользователя выводится на экран в виде таблицы. Термином «запрос» называют также сами команды обращения к СУБД.

Форма – это вспомогательный объект. Она создаётся для более удобной работы пользователя при вводе, просмотре и редактировании данных в таблице.

Отчёт – это документ, который формируется на основе таблиц и запросов. Отчёты предназначены для вывода на печать или для просмотра результатов.

План создания БД.

  1. Количество полей определяется разработчиком и не может изменяться пользователем.
  2. Любое поле должно иметь уникальное имя.
  3. Поля могут быть обязательными для заполнения или нет.
  4. Таблица может содержать сколько угодно записей (это количество ограничено только объемом диска); записи можно добавлять, удалять, редактировать, сортировать, искать.

Знакомство со структурой БД (слайд презентации). Студенты смотрят на всплывающие подсказки, ищут соответствующий объект в окне программы на компьютере.

В ходе урока студентами под руководством преподавателя заполняется опорный конспект.

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
  • Приложение 5
Читать еще:


Новые материалы:

Сравнение целых чисел :: Урок математики по теме «Симметрия». 6-й класс :: Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике :: Учебно-воспитательный проект "Формирование толерантных качеств образовательной среды" :: Международное гуманитарное право. Дети и война :: Я худею, 2018 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Каталог/Шкафы/Распашные шкафы/Двухдверные распашные шкафы / HomeMe / Шкаф распашной двухдверный Триполи вариант №1 (ясень светлый) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD