Компьютерное моделирование как способ реализации межпредметных связей : Информатика

Компьютерное моделирование как способ реализации межпредметных связей : Информатика

В современной педагогике межпредметные связи определяются как «дидактическое условие, сопутствующее отражению в учебном процессе сформированности целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также овладение учащимися навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает учащимся возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике.» (Блинова Т.Л., Кирилова А.С. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС). Межпредметные связи влияют на состав и  структуру  учебных предметов. Каждый  учебный  предмет  является  источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить  те связи, которые учитываются в содержании информатики, и, наоборот, - идущие от информатики в другие учебные предметы. В преподавании информатики используются, например) знания физики (понимание принципов работы компьютера, кодирование сигналов), ИЗО (цветовые модели в компьютерной графике), математики (системы координат, методы решения задач). Информатика, в свою очередь, учит основным способам работы с информацией, которые необходимы в изучении любого предмета (например, поиск, структурирование информации), применению различных программных сред для решения прикладных задач и разных способов представления информации.

Одним из способов реализации межпредметных связей является компьютерное моделирование, т.е отображение процессов и объектов, изучаемых в других предметных областях с помощью программных компьютерных средств. Чаще всего для этих целей используются графические программы, возможности языков программирования и электронные таблицы. В данной работе демонстрируется применение программы создания презентаций для компьютерного моделирования процессов, изучаемых на других уроках.

Программа создания презентаций наиболее часто используется при изучении школьных предметов как самими, учителями, так и в самостоятельной работе учащихся. Но очень часто использование  возможностей программы ограничивается выводом текста, графических изображений, мультимедийной информации. В предложенном далее варианте работы основным является использование возможности программы создавать эффект движения объектов на экране, изучаемый в курсе информатики 7 класса. Изучались два способа движения объекта:

  • Анимация «путь перемещения» в пределах одного слайда;
  • Изменение положения и вида объекта в последовательности слайдов и настройка показа такой последовательности.

В качестве итогового задания при изучении темы «Создание презентаций» учащимся 7 класса было предложено самостоятельно выбрать тему, объяснение которой требует моделирования некоторого процесса, создать презентацию либо с эффектом анимации «путь перемещения», либо с настройкой смены слайдов с изменением объекта  и с ее помощью объяснить выбранную тему на публичной защите своего проекта. Целью поставленной задачи является развитие следующих универсальных учебных действий учащегося:

  • выбор предметного содержания для заданного представления информации в широком информационном поле (обычно решается обратная задача – представление конкретной информации);
  • структурирование информации, выделение объектов, определение их характеристик или взаимодействия для отображения с помощью эффекта движения;
  • использование изученных возможностей программы построения презентаций;
  • логическое построение выступления для объяснения темы;
  • выступление перед аудиторией.

Такая постановка задачи позволяет не просто применить конкретные навыки работы в изучаемой среде или продемонстрировать предметное содержание темы, а соединить эти две важные части в одном проекте.

Опыт реализации проекта показал огромное разнообразие тем и учебных предметов, выбираемых учащимися. Среди презентаций были мультипликационные фрагменты, иллюстрирующие как процессы (развитие растений, химические реакции, водоворот воды в природе и другие), так и алгоритмы действий (построения в черчении, правила спортивной игры).

Данную работу можно рассматривать как реализацию одной из двух педагогических технологий – самостоятельная работа учащегося или проектная работа. В первом случае работа создается только для представления на уроке информатики и оценивается прежде всего со стороны применения информационных технологий для отображения процессов. В случае создания проекта целесообразно определить аудиторию, для которой можно использовать в преподавании данную презентацию и пригласить на защиту учителей-предметников для оценки этой работы.
Рассмотрим данную работу как самостоятельную деятельность учащегося.

Самостоятельная деятельность понимается как вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции. Самостоятельная деятельность требует от обучающихся принятия цели работы, как личносто значимой, анализа условий задачи, моделирования способов ее решения, контроля и обсуждения полученных результатов. Самостоятельность работы заключается в том, что каждое действие, выполняемое обучающимся, им осознается, подчинено поставленной цели.

Технология организации самостоятельной работы включает несколько этапов: подготовительный, этап целеполагания (осуществляется совместно с обучающимся), деятельностный _ собственно этап самостоятельной работы (при поддержке и консультировании педагога), рефлексивный (совместно с обучающимся). Кроме названных этапов необходим также аналитический, выполняемы только педагогом с целью анализа полученных результатов и корректировки заданий.

Приведем матрицу согласования этапов технологии самостоятельной деятельности и УУД

Этап

Деятельность обучающегося

Деятельность в терминах УУД

Целеполагание (Совместное определение цели)

Тематическая подборка из ранее изученного материала, отвечающего возможностям отображения с помощью анимации «путь перемещениия» или непрерывного повтора слайдов. Обсуждение выбранной темы с точки зрения возможности ее отображения средствами программной среды

Познавательные УУД
Создавать и преобразовывать модели для решения задач

Регулятивные УУД
Целеполагание, умение самостоятельно анализировать условия достижения цели
Личностные УУД
Формирование познавательного интереса

 

Планирование использования возможностей программы построения презентаций.

 

 

Работа в конкретной программной среде

Знакомство с приемами работы в среде презентаций

Таким образом, применение компьютерного моделирования  позволяет развить следующие  общеучебные  действия:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия

 Отображение ранее изученного материала с помощью компьютерных технологий, самостоятельный выбор темы позволяет учащимся  перейти с уровня усвоения готовых знаний  на уровень активной деятельности с учетом их возможностей.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок географии по теме "Климат" :: Методическая разработка внеклассного мероприятия "День моря" :: Географическое положение Африки :: Урок географии в 9-м классе с применением технологии личностно-ориентированного обучения. Тема: "Южные моря России" :: Роль системы развивающего обучения в развитии интеллектуальных способностей младших школьников :: Смертные машины ( Mortal Engines ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list12.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list12.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list12.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Тёмная башня ( The Dark Tower ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD