Урок "Кодирование информации". 5-й класс : Информатика

Класс -5

Тип урока – Урок открытия нового знания

Прогнозируемые результаты

Личностные:

  • Понимание значения различных кодов в жизни человека
  • Интерес к изучению информатики

Предметные:

  • Общее представление о кодах и кодировании
  • Умение кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования

Метапредметные:

  • Умение перекодировать информацию из одной пространственно–графической или знаково-символьной формы в другую

Решаемые учебные задачи:

  • Закрепить знания об информационных процессах
  • Обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов
  • Сформировать общее представление о роли кодирования информации
  • Поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов

Основные термины и понятия:

  • Код
  • Кодирование
  • Декодирование

Оборудование:

  • Персональный компьютер учителя
  • Мультимедийный проектор
  • Экран

Электронные приложения:

  • Презентация «Кодирование информации» (Приложение 1)
  • Презентация «Загадочное послание в бутылке» (Приложение 2)
  • Задания  в MS Word  на кодирование информации (групповое) (Приложение 3)
  • Задания  в MS Word  на кодирование информации(индивидуальное) (Приложение 4)

 

Этап урока

Методы, формы, виды работы

Технологическая карта урока Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты работы

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (1 мин)

 

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

- Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Добрый день!
- Вы готовы к нашему уроку?

Организовывают рабочее место.
Здороваются с учителем.

Организовать детей.
Проверить готовность к уроку.

Личностные УУД:
-управление своим настроением

Всесторонняя проверка степени уровня содержания учебного материала (2 мин)

Индивидуальная поверочная работа 

-Сегодня на уроке мы с вами пройдём несколько станций, узнаем много нового и интересного. И первая на ша станция называется «Проверь себя». Вам необходимо закончить следующие предложения Приложение 1 (Слайд1)

Читает вопросы со слайда

 

 

 

 

 

 

 

 

На листочках отвечают

Закрепить знания об информационном процессе «Передача информации»

Регулятивные УУД:
-выделение и осознание того, что уже известно учащимся
Познавательные УУД:
- умение осознанно строить письменное речевое высказывание;

 

 

 

 

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности и постановка познавательной задачи
(10 мин)

 

Фронтальная работа, проблемное изложение, беседа с использованием видеороликов

 

- Давайте рассмотрим следующую ситуацию
Приложение 2
Смотрят ролик Сформулировать тему и цели урока

Регулятивные УУД:
-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- структурирование знаний;
Познавательные  УУД:
- извлечение необходимой информации из видео
- целепологание
- подведение под понятие, выведение следствий
 Личностные УУД:
установление связи между целью и её мотивом
- определяют уровень своих знаний
- формируется стремление к познанию.
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
- умение слушать и быть услышанным
- выстраивание речевых конструкций

- Какие информационные процессы вы увидели? - Передача и получение информации.  

Смогли ли Шарик и Матроскин разгадать послание?

- Нет

 

- А почему? - Они не знали, как его расшифровать, сообщение было закодировано.  
- Получается, что сообщение от источника к приёмнику не всегда приходит в явном виде. Значит,  о чём мы будем сегодня говорить? - О кодах и кодировании информации.  
- Что же необходимо, чтобы раскодировать или точнее сказать декодировать информацию? - Нужна кодовая таблица, в которой указывается, что означает каждый знак кода или правила кодирования    

Итак, сделаем выводы (Слайд 4)

Тема урока: «Кодирование информации» Какие цели мы перед собой поставим?

Выдвигают предположения, чему они должны научиться
(- узнать, что такое код и кодирование, какие способы кодирования существуют, как раскодировать(декодировать) информацию с помощью кодовых таблиц)
   

Усвоение новых знаний и способов действий + первичное закрепление
(15 мин)

Объяснительно -  иллюстративный, частично – поисковый. Фронтальная работа и работа в парах. Презентация и лист с заданием

-Запишем  тему урока -  «Кодирование информации»

Что такое «Код», Кодирование» и «Декодирование»
(Слайд 5-7)

 

-А в нашей жизни мы встречаемся с кодами

-Заглянем на следующую станцию «Коды в нашей жизни»(Слайд 8)

-Посмотрите на группы кодов. Сделайте вывод – какие способы кодирования информации существуют?(Слайд 9)

-Сейчас мы оказались на станции «Музей кодов»(Слайды 10 -15).

Рассказывает об известных кодах и шифрах

 

-Давайте теперь разгадаем послание из бутылки (Приложение 3)

-Что у вас получилось

 

 

 

Выдвигают предположения, записывают определения и смотрят слайды

 

Приводят примеры

 

Смотрят слайды

 

 

-Текстовый, числовой, графический

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

Слушают рассказ учителя

 

 

Работают в паре

 

 

-Только смелым покоряются моря

Сформировать понятия «код», «кодирование», «декодирование», получить представление о многообразии кодов

Регулятивные УУД:
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Познавательные  УУД:
-формирование понятий «код», «кодирование», «декодирование»;
-актуализация сведений из личного опыта;
-первичное формирование навыков кодирования информации;
-углубление знаний об известных кодах

Личностные УУД:
- умение структурировать знания
- применять навыки кодирования на практике

Коммуникативные УУД:
-умение слушать и быть услышанным
-умение выражать свои мысли в диалоговой речи
-умение работать в парах

Закрепление знаний и способов действий
(15 мин)

Репродуктивный. Самостоятельная работа. Лист с заданием

- А сейчас самостоятельно поработаем. Вам необходимо выполнить задания (Приложение 4)

Выполняют задания

Отработать полученные умения и использовать их в работе.

Регулятивные УУД:
-   осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
- определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований
Познавательные  УУД:
-формирования навыков преобразования информации
 Личностные УУД:
- развитие логического мышления

Подведение итогов, рефлексия и запись домашнего задания
(2 мин)

  Подведем итоги, что же мы сегодня узнали нового?
(
Слайд 18)
Отвечают на вопросы Оценить
собственную
деятельность на  уроке, записать домашнее задание

 

Личностные УУД:
- рефлексия способов  и условий действия,
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

Запишем домашнее задание

Записывают в дневник

Список используемых источников

  1. Информатика. 5 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
  2. Информатика. 5 класс: рабочая тетрадь/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
  3. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
  4. Википедия (wikipedia.org)
  5. Код Морзе
  6. Военно-морской свод сигналов
  7. Шифр Брайля
  8. Семафорная азбука
  9. Код Цезаря
  10. Видеоролик из мультфильма «Зима в Простоквашино» (www.youtube.com/watch?v=Y4UB1FWKjic)
  11. Тест «Передача информации» (http://testedu.ru/test/informatika/5-klass/peredacha-informaczii.html)

Читать еще:


Новые материалы:

Высшая мера (родительское собрание по профилактике суицида среди подростков) :: Практический семинар "Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании" :: Классный час-игра "Правовой турнир" :: Воспитательная система "Город моей мечты" :: Изготовление праздничной открытки в смешанной технике :: Квадрат ( The Square ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Мебель для гостиной/Стеллажи / Мэрдэс / Стеллаж Мэрдэс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD