Обучение основным конструкциям языка программирования Паскаль с использованием графического режима : Информатика

Обучение основным конструкциям языка программирования Паскаль с использованием графического режима : Информатика

Программирование, по мнению А.П. Ершова, вторая грамотность. На уроках информатики преподавание основ программирования с использованием любого языка высокого уровня - обязательная составляющая учебного процесса.

Как учить элементам программирования? Этот вопрос каждый учитель решает по-своему. Многие учителя информатики сталкиваются с тем, что некоторые конструкции (конструкция цикла, конструкция ветвления, т.д.) языка программирования представляют трудность для понимания учащихся. Например, тема «Процедуры и функции пользователя» - одна из сложнейших тем в преподавании языка Паскаль и в понимании детей.

Вообще, человеческий мозг устроен так, что он лучше воспринимает информацию, представленную в графическом виде. И поэтому, например, при анализе расчетов, мы строим диаграммы; при структурировании информации – выводим её в виде графов или таблиц и т.д.

Поэтому возникает вопрос: «А нельзя ли знакомить учащихся с основными конструкциями программирования языка Паскаль с использованием графического режима, графический процедур и функций?» Оказывается, можно. Принцип наглядности в преподавании многих предметов, и в частности информатики, является одним из ведущих в обучении. Наглядность способствует развитию у школьников эмоционально – оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Принцип наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

Конечно, есть в данном приёме и минусы (например, программы, написанные на языке Паскаль, получаются большими, громоздкими). Но принцип наглядности перекрывает все минусы.

Путь воплощения данной идеи сводится к методическим разработкам уроков, УМК по основам программирования с использованием графического режима и графических процедур и функций. Можно для усиления наглядности использовать наглядно-демонстрационные средства (интерактивную доску, проектор). Обязательным условием является введение темы «Графический режим. Графические процедуры и функции» в самом начале изучения языка программирования Паскаль. Так как эта тема – одна из любимых тем учащихся при изучении языка, то и другие темы, на основе данной, они рассматривают с удовольствием, без настороженности.

Мною была разработана серия уроков с использованием данного подхода при изучении основных конструкций языка Паскаль. Приведу пример фрагмента урока по теме «Процедуры и функции пользователя».

Ход урока

1. Повторение.

2. Построение графического изображения.

Демонстрация презентации.

Задача №1. Нарисовать в графическом режиме равносторонний треугольник в центре экрана (640х480). Сторона треугольника равняется 50.

Выводы:

Программа будет выглядеть так:

uses graph;
var L, i, j:integer; h:real;
begin
i:=0; initgraph(i,j,\'C:\\');
L:=50;  h:=L*sin(pi/3);
line(320-L div 2,240+round(h/3),320+L div 2,240+round(h/3));
line(320+L div 2,240+round(h/3),320,240-round(h*2/3));
line(320,240-round(h*2/3),320-L div 2,240+round(h/3));
readln; closegraph
end.

Задача №2. Нарисовать три равносторонних треугольника, имеющих общий центр тяжести со сторонами 50 ,60, 70.

Заметим, что в программе трижды повторяется один и тот же фрагмент:

h:=L*sin(pi/3);
line(320-L div 2,240+round(h/3),320 +L div 2, 240+round(h/3);
line(320+L div 2,240+round(h/3),320, 240+round(h*2/3);
line(320,240-round(h*2/3),320 -L div 2, 240+round(h/3);

Возникает естественное желание, как и с переменными, дать этому фрагменту имя (например, Treug) и вместо повторений использовать это имя. Такой именованный фрагмент последовательности команд называется подпрограммой или процедурой.

3. Ввод понятия «Процедура».

Определение: Процедура – это часть программы (составной оператор), описывающая некоторый алгоритм, она имеет некоторое имя, к которой можно многократно обращаться из любой точки программы.

Описание процедуры в языке Паскаль очень похоже на описание программы. Только вместо слова program нужно писать слово procedure,а после end ставить не точку, а точку с запятой.

procedure Treug;
begin
h:=L*sin(pi/3);
line(320-L div 2,240+round(h/3),320 +L div 2, 240+round(h/3);
line(320+L div 2,240+round(h/3),320, 240+round(h*2/3);
line(320,240-round(h*2/3),320 - L div 2, 240+round(h/3);
end;  

Тогда программа будет выглядеть так:

uses graph;
var L,i,j:integer;h:real;
procedure Treug;
begin
h:=L*sin(pi/3);
line(320-L div 2,240+round(h/3),320+L div 2,240+round(h/3));
line(320+L div 2,240+round(h/3),320,240-round(h*2/3));
line(320,240-round(h*2/3),320-L div 2,240+round(h/3))
end;
BEGIN
i:=0; initgraph(i,j,\'C:\ \');
L:=50;treug; L:=60;treug; L:=70;treug; readln;
Closegraph
END.

Читать еще:


Новые материалы:

Число и цифра 6. Знакомство с составом числа 6 :: Урок-проект по окружающему миру "Что такое зоопарк?". 1-й класс :: Использование проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников. :: Древняя Греция :: Урок технологии, дизайн. Шрифт - основа графического дизайна :: Жил-был кот ( Rudolf The Black Cat ), 2016 :: Мебель/Мебель для дома/Шкафы/Бельевые шкафы / Gramercy / Шкаф Concorde Cabinet ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD