Обучение основным конструкциям языка программирования Паскаль с использованием графического режима : Информатика

Программирование, по мнению А.П. Ершова, вторая грамотность. На уроках информатики преподавание основ программирования с использованием любого языка высокого уровня - обязательная составляющая учебного процесса.

Как учить элементам программирования? Этот вопрос каждый учитель решает по-своему. Многие учителя информатики сталкиваются с тем, что некоторые конструкции (конструкция цикла, конструкция ветвления, т.д.) языка программирования представляют трудность для понимания учащихся. Например, тема «Процедуры и функции пользователя» - одна из сложнейших тем в преподавании языка Паскаль и в понимании детей.

Вообще, человеческий мозг устроен так, что он лучше воспринимает информацию, представленную в графическом виде. И поэтому, например, при анализе расчетов, мы строим диаграммы; при структурировании информации – выводим её в виде графов или таблиц и т.д.

Поэтому возникает вопрос: «А нельзя ли знакомить учащихся с основными конструкциями программирования языка Паскаль с использованием графического режима, графический процедур и функций?» Оказывается, можно. Принцип наглядности в преподавании многих предметов, и в частности информатики, является одним из ведущих в обучении. Наглядность способствует развитию у школьников эмоционально – оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Принцип наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

Конечно, есть в данном приёме и минусы (например, программы, написанные на языке Паскаль, получаются большими, громоздкими). Но принцип наглядности перекрывает все минусы.

Путь воплощения данной идеи сводится к методическим разработкам уроков, УМК по основам программирования с использованием графического режима и графических процедур и функций. Можно для усиления наглядности использовать наглядно-демонстрационные средства (интерактивную доску, проектор). Обязательным условием является введение темы «Графический режим. Графические процедуры и функции» в самом начале изучения языка программирования Паскаль. Так как эта тема – одна из любимых тем учащихся при изучении языка, то и другие темы, на основе данной, они рассматривают с удовольствием, без настороженности.

Мною была разработана серия уроков с использованием данного подхода при изучении основных конструкций языка Паскаль. Приведу пример фрагмента урока по теме «Процедуры и функции пользователя».

Ход урока

1. Повторение.

2. Построение графического изображения.

Демонстрация презентации.

Задача №1. Нарисовать в графическом режиме равносторонний треугольник в центре экрана (640х480). Сторона треугольника равняется 50.

Выводы:

Программа будет выглядеть так:

uses graph;
var L, i, j:integer; h:real;
begin
i:=0; initgraph(i,j,\'C:\\');
L:=50;  h:=L*sin(pi/3);
line(320-L div 2,240+round(h/3),320+L div 2,240+round(h/3));
line(320+L div 2,240+round(h/3),320,240-round(h*2/3));
line(320,240-round(h*2/3),320-L div 2,240+round(h/3));
readln; closegraph
end.

Задача №2. Нарисовать три равносторонних треугольника, имеющих общий центр тяжести со сторонами 50 ,60, 70.

Заметим, что в программе трижды повторяется один и тот же фрагмент:

h:=L*sin(pi/3);
line(320-L div 2,240+round(h/3),320 +L div 2, 240+round(h/3);
line(320+L div 2,240+round(h/3),320, 240+round(h*2/3);
line(320,240-round(h*2/3),320 -L div 2, 240+round(h/3);

Возникает естественное желание, как и с переменными, дать этому фрагменту имя (например, Treug) и вместо повторений использовать это имя. Такой именованный фрагмент последовательности команд называется подпрограммой или процедурой.

3. Ввод понятия «Процедура».

Определение: Процедура – это часть программы (составной оператор), описывающая некоторый алгоритм, она имеет некоторое имя, к которой можно многократно обращаться из любой точки программы.

Описание процедуры в языке Паскаль очень похоже на описание программы. Только вместо слова program нужно писать слово procedure,а после end ставить не точку, а точку с запятой.

procedure Treug;
begin
h:=L*sin(pi/3);
line(320-L div 2,240+round(h/3),320 +L div 2, 240+round(h/3);
line(320+L div 2,240+round(h/3),320, 240+round(h*2/3);
line(320,240-round(h*2/3),320 - L div 2, 240+round(h/3);
end;  

Тогда программа будет выглядеть так:

uses graph;
var L,i,j:integer;h:real;
procedure Treug;
begin
h:=L*sin(pi/3);
line(320-L div 2,240+round(h/3),320+L div 2,240+round(h/3));
line(320+L div 2,240+round(h/3),320,240-round(h*2/3));
line(320,240-round(h*2/3),320-L div 2,240+round(h/3))
end;
BEGIN
i:=0; initgraph(i,j,\'C:\ \');
L:=50;treug; L:=60;treug; L:=70;treug; readln;
Closegraph
END.

Читать еще:


Новые материалы:

Площадь многоугольника :: Тема урока: "Умножение и деление на 10 и 100" :: Еще не урок :: Урок математики в 5-м классе "Достоверные, невозможные, случайные события" :: Урок математики в 6-м классе по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей" :: Т2 Трейнспоттинг, На игле 2 ( T2 Trainspotting ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Стулья и табуреты / Tetchair / Стул Picasso ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD