Обучение основным конструкциям языка программирования Паскаль с использованием графического режима : Информатика

Программирование, по мнению А.П. Ершова, вторая грамотность. На уроках информатики преподавание основ программирования с использованием любого языка высокого уровня - обязательная составляющая учебного процесса.

Как учить элементам программирования? Этот вопрос каждый учитель решает по-своему. Многие учителя информатики сталкиваются с тем, что некоторые конструкции (конструкция цикла, конструкция ветвления, т.д.) языка программирования представляют трудность для понимания учащихся. Например, тема «Процедуры и функции пользователя» - одна из сложнейших тем в преподавании языка Паскаль и в понимании детей.

Вообще, человеческий мозг устроен так, что он лучше воспринимает информацию, представленную в графическом виде. И поэтому, например, при анализе расчетов, мы строим диаграммы; при структурировании информации – выводим её в виде графов или таблиц и т.д.

Поэтому возникает вопрос: «А нельзя ли знакомить учащихся с основными конструкциями программирования языка Паскаль с использованием графического режима, графический процедур и функций?» Оказывается, можно. Принцип наглядности в преподавании многих предметов, и в частности информатики, является одним из ведущих в обучении. Наглядность способствует развитию у школьников эмоционально – оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Принцип наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

Конечно, есть в данном приёме и минусы (например, программы, написанные на языке Паскаль, получаются большими, громоздкими). Но принцип наглядности перекрывает все минусы.

Путь воплощения данной идеи сводится к методическим разработкам уроков, УМК по основам программирования с использованием графического режима и графических процедур и функций. Можно для усиления наглядности использовать наглядно-демонстрационные средства (интерактивную доску, проектор). Обязательным условием является введение темы «Графический режим. Графические процедуры и функции» в самом начале изучения языка программирования Паскаль. Так как эта тема – одна из любимых тем учащихся при изучении языка, то и другие темы, на основе данной, они рассматривают с удовольствием, без настороженности.

Мною была разработана серия уроков с использованием данного подхода при изучении основных конструкций языка Паскаль. Приведу пример фрагмента урока по теме «Процедуры и функции пользователя».

Ход урока

1. Повторение.

2. Построение графического изображения.

Демонстрация презентации.

Задача №1. Нарисовать в графическом режиме равносторонний треугольник в центре экрана (640х480). Сторона треугольника равняется 50.

Выводы:

Программа будет выглядеть так:

uses graph;
var L, i, j:integer; h:real;
begin
i:=0; initgraph(i,j,\'C:\\');
L:=50;  h:=L*sin(pi/3);
line(320-L div 2,240+round(h/3),320+L div 2,240+round(h/3));
line(320+L div 2,240+round(h/3),320,240-round(h*2/3));
line(320,240-round(h*2/3),320-L div 2,240+round(h/3));
readln; closegraph
end.

Задача №2. Нарисовать три равносторонних треугольника, имеющих общий центр тяжести со сторонами 50 ,60, 70.

Заметим, что в программе трижды повторяется один и тот же фрагмент:

h:=L*sin(pi/3);
line(320-L div 2,240+round(h/3),320 +L div 2, 240+round(h/3);
line(320+L div 2,240+round(h/3),320, 240+round(h*2/3);
line(320,240-round(h*2/3),320 -L div 2, 240+round(h/3);

Возникает естественное желание, как и с переменными, дать этому фрагменту имя (например, Treug) и вместо повторений использовать это имя. Такой именованный фрагмент последовательности команд называется подпрограммой или процедурой.

3. Ввод понятия «Процедура».

Определение: Процедура – это часть программы (составной оператор), описывающая некоторый алгоритм, она имеет некоторое имя, к которой можно многократно обращаться из любой точки программы.

Описание процедуры в языке Паскаль очень похоже на описание программы. Только вместо слова program нужно писать слово procedure,а после end ставить не точку, а точку с запятой.

procedure Treug;
begin
h:=L*sin(pi/3);
line(320-L div 2,240+round(h/3),320 +L div 2, 240+round(h/3);
line(320+L div 2,240+round(h/3),320, 240+round(h*2/3);
line(320,240-round(h*2/3),320 - L div 2, 240+round(h/3);
end;  

Тогда программа будет выглядеть так:

uses graph;
var L,i,j:integer;h:real;
procedure Treug;
begin
h:=L*sin(pi/3);
line(320-L div 2,240+round(h/3),320+L div 2,240+round(h/3));
line(320+L div 2,240+round(h/3),320,240-round(h*2/3));
line(320,240-round(h*2/3),320-L div 2,240+round(h/3))
end;
BEGIN
i:=0; initgraph(i,j,\'C:\ \');
L:=50;treug; L:=60;treug; L:=70;treug; readln;
Closegraph
END.

Читать еще:


Новые материалы:

Тема урока: "Правописание мягкого знака в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа" :: Интегрированные уроки русского языка и информационных технологий как способ повышения грамотности учащихся :: Односоставные предложения :: Методика и психология изучения русского классического текста на уроках русского языка и литературы :: Взаимосвязь акцентуаций личности и стилей поведения в конфликте старшеклассников :: Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 15-04 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Качать пресс с блином

Секреты тренинга 01 2008 из нас хочет стать больше. Но только не в области талии! Узкая талия — это для культуриста что-то вроде козыря в рукаве. Чем уже талия,...

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Питаемся и худеем правильно

Похудение без диет: питаемся правильно и худеем Правильное похудение направлено не только на снижение веса, но и на то,чтобы не вернуться после диеты к...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD