Урок-обобщение "Своя игра" по теме "Охрана природы", 11-й класс : Экология

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Охрана природы»; вызвать чувство озабоченности за судьбу природы.

Оборудование: карточки с названием категорий, карточки с цифрами; плакаты с высказываниями известных людей.

Эпиграф урока:

«Природа – это уникальная книга.
Её тираж – один экземпляр!
Только один!
И потому, читая её, нужно беречь каждую страницу».

ХОД УРОКА

Игра проходит в три раунда. Первый – репродуктивный (требует от учащихся воспроизведение материала, представленного в школьном учебнике). Второй – творческий (включает вопросы, прямых ответов на которые в школьном учебнике нет, поэтому необходимо привлечение сведений из дополнительной литературы). Третий – практический. Каждый вопрос имеет свою категорию сложности и, соответственно, свою стоимость, выраженную в баллах. В зависимости от уровня подготовки класса может устанавливаться количество баллов, необходимое для получения той или иной оценки. Продолжительность каждого раунда должна составлять 15 минут. Если ребята работают медленно, то приходится разыгрывать не все вопросы.

Первый раунд

«Пашня и лес – самые могучие машины, преобразующие энергию солнца и плодородия почвы в насущные продукты нашего существования».

Л.Леонов

Категория «Почва»

1. «Чернозем для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд, в нем неистощимое вековое русское богатство». Кто автор этих слов? (5 баллов)
Ответ: В.В. Докучаев.
2. Сколько утрачивается ежегодно в мире сельскохозяйственных земель? (10 баллов)
Ответ: 5–7 миллионов гектар.
3. Какой русский химик придавал большое значение в борьбе с эрозией почв лесозащитным полосам? (15 баллов)
Ответ: Д.И. Менделеев.
4. Назовите районы Республики Мордовия, загрязненные радионуклидами цезия-137? (20 баллов)
Ответ: Болыпеберезниковский, Ичалковский, Лямбирский, Чамзинский, Ромодановский, Октябрьский.
5. В каком районе Мордовии, и с какой целью был создан колхоз «Экология»? (25 баллов)
Ответ: Ичалковский район, целью данного хозяйства является производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

«Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды».

В.Песков

Категория «Вода»

1. Сколько процентов воды является пресной? (5 баллов)
Ответ: 3%.
2. Вода!.. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Назовите автора этих слов. (10 баллов)
Ответ: А. де Сент-Экзюпери.
3. Назовите крупные реки Мордовии. (15 баллов)
Ответ: Мокша и Сура.
4. Как называется химические вещества, содержащиеся в синтетических стиральных порошках? (20 баллов)
Ответ: Детергенты.
5. Сколько рек, озер, и водохранилищ находится на территории Мордовии? (25 баллов)
Ответ: 155 рек, 139 озёр, 145 водохранилищ.

«Не надо чистить воздух и воду, гораздо важнее их не загрязнять».

А.Н. Несмеянов

Категория «Атмосфера»

1. Каков состав атмосферы? (5 баллов)
Ответ: 78% – азота, 21% – кислорода, 1% – прочие газы.
2. Какой металл используется в производстве люминесцентных лап? (10 баллов)
Ответ: ртуть.
3. Что является основным разрушителем озонового слоя Земля? (15 баллов)
Ответ: фреон.
4. Что такое кислотные дожди? (20 баллов)
Ответ: соединение газов в атмосфере с капельками воды.
5. Приведите формулу и историческое название газообразного загрязнителя воздуха, приводящего к парниковому эффекту. (25 баллов)
Ответ: СО2, углекислый газ.

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»

Г.Х. Андерсен

Категория «Растения»

1. Что такое флора? (5 баллов)
Ответ: совокупность видов растений, встречающихся на какой-либо территории.
2. На сколько групп делятся леса по хозяйственному использованию. (10 баллов)
Ответ: Три (государственные, совхозные, колхозные).
3. Какое быстрорастущее дерево используется для озеленения городов с загрязненной атмосферой? (15 баллов)
Ответ: тополь.
4. Назовите главный способ лесовосстановления. (20 баллов)
Ответ: содействие естественному возобновлению.
5. Произрастает на территории Рузаевского района очень редкое растение, которое нуждается в полной охране. Корневище темно-бурое, стебель густо покрыт узко рассеченными листьями, а на верхушке стебля – крупной, до 7 см в диаметре золотисто-желтый цветок со многими лепестками, тычинками и пестиками. Называется растение в честь древнегреческого бога, олицетворяющего умирание и
р воскресение растительности, но может быть, вы знаете и другое, более распространенное название, связанное с цветком. Как называется это растение и почему оно медленно возобновляется в природе? (25 баллов)
Ответ: Адонис весенний, горицвет весенний.

«Ведь если наши прекрасные звери и птицы перестанут существовать, жизнь сразу станет скучной и бесцветной».

Д.Неру

Категория «Животные»

1. Что такое фауна? (5 баллов)
Ответ: совокупность видов животных, встречающихся на какой-либо территории.
2. Какое воздействие оказывает человек на животный мир? (10 баллов)
Ответ: Прямое и косвенное.
3. Назовите два вида животных, исчезнувших около 10 тысяч лет назад. (15 баллов)
Ответ: мамонт и волосатый носорог.
4. В каком году и где состоялся международный конгресс, на котором рассматривались вопросы охраны млекопитающих. (20 баллов)
Ответ: В Москве в 1969 году.
5. В каком году и где была заключена международная конвенция по охране животных (25 баллов)
Ответ: В 1973 году в Вашингтоне.

Второй раунд

«Охраняйте природу! Она не имеет кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, уму и благородству».

Л.Лесков

Категория «Охрана окружающей среды»

1. Что такое экология? (5 баллов)
Ответ: наука о взаимоотношениях живых организмов и их сообществ между собой и со средой их обитания.
2. Когда состоялся I Экологический съезд Мордовии? (10 баллов)
Ответ: 25 ноября 1991 года.
3. Когда был принят в Российской Федерации закон «Об охране окружающей природной среды»? (15 баллов)
Ответ: 19 декабря 1991 года.
4. Что такое мониторинг? (20 баллов)
Ответ: наблюдения за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах и биосфере.
5. В каком году и где была проведена Всемирная конференция по
окружающей среде и развитию человечества? (25 баллов) Ответ: в 1992 году в Рио-де-Жанейро.

Леса предшествовали человеку, пустыни следовали за ним.

Ф.Шатобриан

Категория «Охрана растений»

1. Сколько видов растений из Мордовии, занесены в Красные книги СССР и РСФСР? (5 баллов)
Ответ: 16 видов.
2. Назовите редкое съедобное растение, встречающееся в Мордовии, которое плавает в воде? (10 баллов)
Ответ: Водяной орех, или чилим.
3. Какое редкое растение, встречающееся в Мордовии, носит название женского имени? (15 баллов)
Ответ: Любка двулистная.
4. Назовите растение, из которого приготавливают лекарство от сердца. (20 баллов)
Ответ: Ландыш майский.
5. Какое редкое растение, занесенное в Международную Красную книгу, растет в Мордовии?
Ответ: Венерин башмачок.

«Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком».

А.Швейцер

Категория «Охрана животных

1. Сколько видов животных из Мордовии занесены в Красные книги СССР и РСФСР? (5 баллов)
Ответ: 18 видов.
2. Сколько видов животных исчезло с лица Земли по вине человека? (10 баллов)
Ответ: 120 видов.
3. Что такое эндемики? (15 баллов)
Ответ: Живые организмы, встречающиеся лишь в одном из регионов Земли, часто изолированно от других регионов и больше нигде не встречающиеся.
4. В 1741 году экспедиция Витуса Беринга вблизи Камчатки обнаружила невиданных морских животных. Спустя 27 лет все эти животные были истреблены человеком. Что это за животные? (20 баллов)
Ответ: Морская (Стеллерова) корова.
5. Водится на территории Мордовии одно интересное животное, которое называют ровесником мамонтов, так как оно широко распространено еще миллионы лет назад. Сейчас это эндемик России. Что это за животное? (25 баллов)
Ответ: выхухоль.

«Не надо чистить воздух и воду, гораздо важнее их не загрязнять».

А.Н. Несмеянов

Категория «Охрана воды»

1. Какой организм может быть использован в качестве тестового при оценке загрязнения воды в водоеме? (5 баллов)
Ответ: Дафнии.
2. Какое водное растение может быть использовано в качестве биоиндикатора загрязнения водоема? (10 баллов)
Ответ: Ряска.
3. Какой процесс является наиболее эффективным при очистке мутных сточных вод? (15 баллов)
Ответ: Коагуляция.
4. Что такое «цветение воды»? (20 баллов)
Ответ: «Цветение» воды вызывают нитраты из смытых с полей удобрений или фосфаты из моющих средств.
5. Что такое эвтрофикация? (25 баллов)
Ответ: накопление в водных экосистемах биогенных элементов под воздействием антропогенных или природных факторов.

«Прежде природа угрожала человеку, а теперь человек угрожает природе».

Ж.Кусто

Категория «Охраняемые природные территории»

1. Какие охраняемые природные территории находятся на территории Мордовии? (5 баллов)
Ответ: 1 заповедник, 1 национальный парк, 12 государственных заказников, 65 памятников природы.
2. Назовите заповедник Мордовии? Где он расположен? (10 баллов)
Ответ: Мордовский государственный заповедник имени П.Г.Смидовича  основан в 1936 году, Темниковский район.
3. Когда и где в Мордовии был образован национальный парк? (15 баллов)
Ответ: Мордовский государственный национальный парк «Смольный», 1995 год, Ичалковский район.
4. Назовите водный памятник Мордовии. Где он расположен и когда основан? (20 баллов)
Ответ: озеро Инерка, Болыиеберезниковский район утвержден в 1974 г.
5. Что такое «Красная книга»? (25 баллов)
Ответ: « Красная книга» – перечень редких, исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Третий раунд

Учащиеся отвечают на вопросы тестовых заданий.

Вариант № 1

1. Систему мер, обеспечивающих рациональное использование всех природных ресурсов, восстановление возобновимых природных ресурсов и сохранение природных условий, благоприятных для жизни человека, а также защиту от разрушений типичных, редких и исчезающих природных объектов называются:

а) охраной природных ресурсов;
б) охраной природы;
в) охраной окружающей среды;
г) охраной полезных ископаемых.

2. В процессе исторического развития роль воздействия человека на природу:

а) не менялось;
б) незначительно усилилось;
в) ослабевает;
г) значительно усилилось и является геологической силой.

3. Невозобновимым природным ресурсом является:

а) лес;
б) почва;
в) каменный уголь;
г) вода.

4. Хозяйственная деятельность человека, приводящая к нарушениям почв, является наиболее опасной:

а) строительная;
б) транспортная;
в) мелиоративная;
г) промышленная.

5. Плодородие почвы определяется количеством:

а) минеральных веществ;
б) гумуса;
в) живых организмов;
г) воды.

6. Наиболее опасными загрязнителями вод являются:

а) нефтепродукты;      
б) пестициды;
в) жиры;
г) бытовые отходы.

7. Естественное загрязнение атмосферы происходит в результате:

а) лесных пожаров;
б) отмирания значительного количества биомассы в экосистеме;
в) многократного увеличения численности одного из видов;
г) обработки растений пестицидами.

8. «Парниковый эффект» на Земле наблюдается из-за:

а) запылённости атмосферы;
б) накопления в атмосфере ядовитых веществ;
в) накопления в атмосфере углекислого газа;
г) накопления в атмосфере кислорода.

9. Появление «озоновых дыр» приводит к:

а) повышению температуры воздуха;
б) усилению ультрафиолетового измерения;
в) понижению температуры воздуха;
г) уменьшению прозрачности атмосферы.

10. Поступление в атмосферу серы приводит к:

а) разрушению озонового слоя;
б) разрушению атмосферы;
в) образованию кислотных дождей;
г) уменьшению содержания кислорода в атмосфере.

11. Наличие в атмосфере загрязняющих и часто ядовитых аэрозолей, состоящих из пылеватых и сконденсированных жидких веществ, называется:

а) дымом;
б) туманом;     
в) смогом;
г) взвесью.

12. В результате сведения лесов в атмосфере:

а) уменьшается содержание азота;
б) уменьшается содержание углекислотного газа;
в) увеличивается содержание кислорода;
г) уменьшается содержание кислорода.

13. Главным фактором, вызывающим массовую гибель растений, является:

а) их поедание и вытаптывание животными;
б) загрязнение почвы, воды, воздуха в результате хозяйственной деятельности человека;
в) естественная гибель растений при достижении старости;
г) различные заболевания растений в результате их поражения бактериями, грибами.

14. В сохранении многообразия видов растений и животных в биосфере большое значение имеет:

а) создание заповедников;
б) расширение площади агроценозов;
в) борьба с вредителями сельскохозяйственных растении;
г) повышение продуктивности агроценозов.

15. Создание заповедников, заказников, ботанических садов способствует:

а) сохранению разнообразия видов;
б) выведению новых сортов растений;
в) выведению новых пород животных;
г) возникновению новых видов.

Ответы: 1 – б; 2 – г; 3 – в; 4 – г; 5 – 6; 6 – а; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – в; 11 – в; 12 – г; 13 – б; 14 – а; 15 – а.

Вариант № 2

Заполните пропуски соответствующими терминами, определениями, датами, формулами.

1. Совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению и воспроизводству называют...
2. Объекты природы, используемые человеком в нужных для него целях, называют...
3. Положения, раскрывающие суть системы рационального использования природных ресурсов были сформулированы...
4. Верхняя часть земной коры, в пределах которой возможна добыча полезных ископаемых, называется...
5. Продукт совокупной деятельности грунта, климата, растительности и животных организмов в рельефе местности называется...
6. Разрушение почв и вынос почвенного материала потоками воды и ветром называется...
7. Все загрязнители вод подразделяются по источникам на: 1) ..., 2) ...
8. Антропогенными загрязнителями атмосферы являются...
9. Самым опасным загрязнением атмосферы и всей окружающей среды является...
10. Мерами по охране растений являются: 1) ..., 2) ..., 3) …
11. Мерами по охране животных являются: 1) ..., 2) ..., 3) ..., 4) ...
12. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) образовался...
13. Автором названия Красной книги является...
14. Годом издания первого варианта Красной книги МСОП является...
15. Охраняемыми природными территориями Мордовии является: 1) ..., 2) ..., 3) –,  4) ...

Ответы:

1. Природопользование.
2. Природные ресурсы.
3. Б.Колемонером.
4. Недра.
5. Почва.
6. Эрозия.
7. 1) Бытовые; 2) Промышленные.
8. SO2, NOx, CH4, CO, ХФУ.
9. Радиоактивное.
10. 1) Защита от загрязнения;
2) Рациональное использование;
3) Роль охраняемых территорий.
11. 1) Поведение человека;
2) Защита от загрязнения;
3) Рациональное использование;
4) Роль охраняемых территорий.
12. В 1948 г.
13. Питер Скотт.
14. 1963 г.
15. 1) Заповедник; 2) Заказник; 3) Национальный парк; 4) Памятник природы.

2. Итоги урока

а) Формулирование выводов.

б) Заключительное слово учителя.

Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к ней могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет.

Человек, любя природу
Хоть иногда её жалей
В увеселительных походах
Не растопчи её полей
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши
Она твой давний, добрый лекарь
Она союзница души
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую
Нас много, а она одна.

Читать еще:


Новые материалы:

Обобщающий урок математики в 6-м классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби" :: Через призму творчества :: Алгебра и начала анализа в 11-м классе по теме "Логарифмы" :: Урок "Цилиндр, конус, шар" :: Интегрированный урок (геометрия + биология) "Площадь прямоугольника" :: Джунгли ( Jungle ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для гостиной/Витрины / Мик / Витрина Мик ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD