Элективный курс "Экология и человек", 11-й класс, 34 часа : Экология

Пояснительная записка

Курс “Экология и человек” рассчитан на 34 часов в 11 классе средней школы. Этот курс предназначен, во-первых – для восполнения пробелов в биологии по теме экология, во-вторых – для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой.

Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человечество – тоже часть этой жизни, и надо сказать, не маловажное. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и катаклизмов.

Цель курса: Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования, знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе, методов исследований функционирования и устойчивости живой природы.

Задачи курса

  1. Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и воздействий на них человека – своей хозяйственной деятельностью.
  2. Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости живой природы.
  3. Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения Природы Земли будущему поколению.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
  • современные представления о целостности человеческого общества и природы Земли;
  • особенности различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.

Учащиеся должны уметь:

  • свободно ориентироваться в различных сферах экологии;
  • разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приемов рационального природопользования;
  • использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.

Содержание курса

Общее количество часов – 34 ч.

Человечество в экосистеме Земли (7ч)

Человек – биосоциальный вид. История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность. Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование.

Экологическая демография (4ч)

Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.

Основы экологии (6ч)

Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление.

Человек и биосфера (16 ч)

Прошлое и будущее биосферы. Вода – основа жизни в биосфере. Радиоактивность. Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его последствия. Ландшафт – фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека. Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду. Акклиматизация и реакклиматизация. Почва – биокосная система. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье человека. Рациональное природопользование.

Заключение (1 ч)

Защита рефератов на выбранную тему. Подведение общего итога прохождения курса.

Учебно-тематический план
№ п/п Тема Основные понятия Форма проведения
1 Человек – биосоциальный вид Экологическое сходство. Экологические отличия. Биосоциальный вид. Беседа
2 Развитие пищевых и информационных связей. Информационные связи. Экологическая емкость среды. Социально-экологические связи. Лекция
3 Использование орудий и энергии Орудийная деятельность. Адаптации. Семинар
4 История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды Гоминиды, или пралюди: австралопитеки. Древнейшие люди. Древние люди. Современные люди. Независимость, или эмансипация, от среды. Орудия труда и охоты. Элементы социальной организации. Социальные связи. Семинар
5 История развития экологических связей человечества. Человек разумный Членораздельная речь. Абстрактное, или понятийное, мышление. Альтруизм. Фиксирование информации. Социально-экологическая революция. Семинар
6 История развития экологических связей человечества. Современность Промышленная революция. Урбанизация. Семинар-практикум
7 История развития экологических связей человечества. Будущее Информационная революция. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование. Семинар-практикум
8 Социально-экологические особенности демографии человечества Демография. Эпидемии. СПИД. Социально-экологическая емкость среды. Лекция
9 Рост численности человечества Экспонента и S-образная кривая роста численности. Фаза замедленного роста. Фаза ускоренного роста. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Лекция
10 Социально-географические особенности демографии человечества Южный и северный регионы. Прирост населения. ООН (организация объединенных наций). Организация ООН по проблемам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО). ЮНЕСКО. Семинар
11 Демографические перспективы Миграция, их виды. Планирование семьи. Депопуляция. Демографический переход. Устойчивое развитие человечества и природы. Семинар-практикум
12 Организм – единое целое Обмен веществ. Гомеостаз. Приспособленность. Устойчивость организма и экосистемы. Анабиоз. Беседа
13 Взаимодействие популяций Хищничество. Симбиоз. Нейтрализм. Конкуренция. Квартирантство. Нахлебничество. Мутуализм. Паразитизм. Семинар
14 Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Мутагенез. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление. Биологические методы борьбы с вредителями лесов, растительности. Лекция
15 Строение и состав биосферы Структурные компоненты и слои атмосферы, литосферы и гидросферы. Пояса Аллена. Ионизация. Зоо- и фито-планктон. Зоо- и фито-бентос. Космополиты. Биокос. Семинар-практикум
16 Рациональное использование природных богатств и охрана биосферы. Прямое и косвенное воздействие человека. Антропогенные ландшафты. Экологическая экспертиза и прогноз. Семинар
17 Охрана природных памятников и природных комплексов Природные памятники. Заповедники и заказники. Акклиматизация и реакклиматизация. Национальные парки. Обсерватории. Семинар-практикум
18 Биосфера и её эволюция Озоновый экран. Живое вещество. Органогенные породы. Биокосные тела. Лекция
19 Современная биосфера Круговорот азота. Круговорот углерода. Круговорот фосфора. Цикл кислорода. Семинар
20 Атмосфера – наружный слой биосферы Геомагнитизм. Космическое излучение. Видимый свет. Тепловые инфракрасные лучи. УФ и радиоизлучения. Коротковолновые рентгеновские излучения. Семинар
21 Почва – биокосная система Структура почвы. Эрозия: естественная, искусственная, ускоренная, ветровая, водная. Лесомелиорация. Коллективная работа
22 Вода – основа жизни в биосфере Питьевая и морская вода. Дефицит пресной воды. Водоносность рек. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Групповая работа
23 Радиоактивность в биосфере Естественный радиационный фон. Зона повышенной радиации. Лучевая болезнь. Лейкемия. Лекция
24 Экологические проблемы в биосфере Политика. Экономика. Динамическое равновесие. Кризис. Деградация. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы. Альтернативная энергетика. Семинар-практикум
25 Химическое загрязнение и здоровье человека Кислотность. Химпрепараты. ПДК. ПДС. Лекция
26 Биологическое загрязнение и здоровье человека Биологические отходы. Продукты окисления. Биологические методы борьбы. Лекция
27 Шумовое воздействие на человека Звук. Шум. Шумовое загрязнение. Децибел. Допустимый шум. Лекция
28 Физические факторы природы и физическое состояние человека Радиоактивное излучение. Световое, тепловое, шумовое, электромагнитное и другие виды физических воздействий Семинар
29 Питание и здоровье человека Рациональное питание. Раздельное питание. Сбалансированное питание. Витамины. Калорийность. Режим. Групповая работа
30 Ландшафт – фактор здоровья Ландшафт - топофильный и топофобный. Эстетическая выразительность ландшафта. Оздоровительный эффект ландшафта. Коллективная работа
31 Рациональное природопользование Вторичное сырье. Рекультивация земель. Лесомелиорация. Лесовозобновление. Красная книга. Экологическая экспертиза и прогноз. Семинар
32 Экскурсия Исследование состояния окружающей среды в зоне проживания. Коллективно-групповая работа
33 Работа над рефератами Анализ. Наблюдение. Статистика. Математический подсчет. Сравнительный анализ. Индивидуальная работа
34 Конференция “Биосфера и Я”   Защита рефератов

Контроль знаний

  • проведение тестов;
  • индивидуальные, самостоятельные работы;
  • выполнение проектных работ;
  • защита проектов;
  • составление рефератов и сообщений;
  • защита рефератов;
  • фото- и видео-презентации;
  • выполнение проектных презентаций.

Темы проектов и рефератов

- Общие законы природы;

  1. Приспособленность – относительная, почему?;
  2. Основные среды обитании;
  3. Основные жизненные формы;
  4. Особенности взаимоотношений между популяциями;
  5. Законы пищевых отношений;
  6. Популяционные волны, их значение в природе;
  7. Вода – основа жизни в биосфере;
  8. Демографические колебания живых организмов в биогеоценозах;
  9. Законы организации экосистем и наши анализы;
  10. Устойчивость биоценозов;
  11. Почва – биокосная система;
  12. Законы биологической продуктивности и человеческий аспект;
  13. Радиоактивность и человечество;
  14. Физические факторы природы и физическое состояние человека;
  15. Рациональное природопользование;
  16. Шумовое воздействие на человека.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны:

  • свободно владеть навыками организации экосистем;
  • различать особенности факторов различных мест обитания, регионов;
  • уметь давать характеристики особенностям физиологических процессов и приспособленности живых организмов;
  • уметь использовать полученные знания и методы исследований в
  • объяснении биологических закономерностей Природы;
  • усвоить основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
  • иметь представления о целостности человеческого общества и природы Земли;
  • ориентироваться в особенностях различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.
  • уметь использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.

Литература для учителей

  1. Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995.
  2. Экология: Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов / Книга для учителя. – М.: “Школа-Пресс”, 1996.
  3. Основы экологии: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 1997.
  4. Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
  5. Замыкающийся круг: Б. Коммонер. Л.: Гидрометеоиздат,1974.
  6. Экология для учащихся: Факультативный курс. А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 1995.
  7. Экологические очерки о природе и человеке. Б. Гржимек. – М.: Прогресс, 1988.
  8. Знать и беречь природу: Пособие для учителей. А.В. Миронов.– Казань: Тат.кн.изд., 1984.
  9. Охрана природы: Факультативный курс. Пособие для учащихся / А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Радзевич, А.П. Соловьева; Под редакцией К.В. Пашканга. – М.: Просвещение, 1983.

Литература для учащихся

  1. Основы экологии: Н.М. ернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 1997.
  2. Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995.
  3. Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
  4. Экология России: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова / Учебник из Федерального компонента для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: АО МДС, 1996.
  5. Основы экологии. Р.М.Дажо. – М.: Прогресс, 1975.
  6. Книга для чтения по охране природы: А.Н.Захлебный / Для учащихся 9-11 кл. сред.шк. – М.:Просвещение, 1986.
Читать еще:


Новые материалы:

Формирование лексико-грамматических категорий у учащихся-логопатов :: Конспект урока внеклассного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" :: Урок кубановедения в 3-м классе "Герб, гимн, флаг Краснодарского края" :: Внеклассное мероприятие для учащихся 4-го класса "Час веселых игр и конкурсов" :: Организация положительной мотивации деятельности дошкольников как средство более "мягкой" адаптации при переходе в начальную школу и формирование у первоклассников цели и содержания, мотивов учебной деятельности :: Пятьдесят оттенков свободы ( Fifty Shades Freed ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Компьютерные столы/Мебель/Детская/Школьная мебель/Столы компьютерные / Mebelson / Стол компьютерный Галерея ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD