Программа спецкурса для 6-го класса "Экология растительных сообществ" : Экология

Пояснительная записка

Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса.

В куре биологии 6 класса учащиеся изучают строение и функционирование растительного организма, классификацию и систематическое положение растений в живой природе, поэтому в курсе "Экология фитоценозов" предлагается рассмотреть структуру фитоценозов, их классификацию и антропогенное воздействие на растительные сообщества. В курсе изучаются технологии восстановления фитоценозов. Особое место имеют вопросы, направленные на природоохранительную деятельность по восстановлению и сохранению естественных и искусственных экосистем.

Программа предусматривает практикум, включающий исследовательскую деятельность школьников, лабораторно-практические виды работ, а также экскурсионные занятия.

Курс рассчитан на 34 часа, из них теоретические часы - 24, практические занятия - 10.

Цель курса: формирование экологических знаний школьников на основе изучения структуры, классификации фитоценозов, их взаимосвязи с человеком.

Задачи курса: ознакомление учащихся с многообразием растительных сообществ, их охраной.

Формы организации и методы обучения учащихся: преподавание курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала у учащихся, индивидуализации образования. В этой связи при изучении курса предусматривается реферативная и практическая деятельность.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • структуру фитоценозов;
  • взаимосвязи в фитоценозах;
  • классификацию фитоценозов по биологической продуктивности;
  • структуру естественных искусственных фитоценозов;
  • применение удобрений в фитоценозах;
  • самовосстановление фитоценозов;
  • технологии восстановления травяной растительности4
  • природоохранительную деятельность по восстановлению и сохранению фитоценозов;
  • антропогенное воздействие на фитоценозы в крае.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять признаки различия фитоценозов4
  • определять степень влияния удобрений и пестицидов на жизнь сообществ растений;
  • выявлять и устанавливать взаимосвязи основных компонентов фитоценозов;
  • применять изученные технологии по восстановлению растительности в фитоценозах;
  • исследовать почвенный состав сообществ;
  • закладывать опыты по изучению фитоценозов;
  • выявлять степень влияния человека на жизнь сообществ;
  • уметь вести природоохранительную работу по сохранению биомногообразия в природе.

Тематическое планирование программного материала

Содержание материала

Кол-во
часов

Из них

теорет

практ.

экскур.

1.

Введение. Фитоценология, ее задачи.

1

1

   

2.

Организация фитоценозов:
  • фитоценоз, его структура;
  • биом - высшая единица экологической характеристики фитоценоза;
  • приспособленность к жизни в фитоценозе;
  • исследование почв фитоценозов;
  • классификация фитоценозов по биологической продуктивности;
  • естественные фитоценозы;
  • антропогенные фитоценозы;
  • влияние культурных растений на естественные фитоценозы;
  • влияние естественных фитоценозов на культурные растения.

14

2

1

1

1

2

1

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

3.

Антропогенное воздействие на почвенный покров фитоценоза:
  • антропогенное воздействие на почвенный покров фитоценозов;
  • экологические последствия применения удобрений и пестицидов для фитоценозов;
  • исчезающие фитоценозы планеты;
  • экологические последствия сведений фитоценозов.

4

 

1

1

1

1

   

4.

Охрана и восстановление фитоценозов:
  • самовосстановление фитоценозов;
  • воспроизводство и моделирование травяной растительности;
  • технология восстановления травяной растительности;
  • природоохранительная деятельность по восстановлению и сохранению фитоценозов

5

1

1

1

2

   

5.

Практикум:
  • составление плана-схемы растительности пришкольного учебно-опытного участка;
  • исследование почв пришкольного учебно-опытного участка;
  • фитоценотический анализ учебно-опытного участка;
  • влияние человека на состояние учебно-опытного участка;
  • закладка опытов по изучению состояния продуктивности культурных растений, возделываемых на учебно-опытном участке.

10

 

2

2

2

2

2

 
  Итого:

34

18

10

6

Содержание курса

Общее количество часов - 34

Ведение (1 час)

Фитоценология. Распределение флоры планеты Земля. Значение знаний фитоценологии для сохранения и преумножения природных богатств.

Основные понятия: фитоценология, Фитоценоз, флора.

Организация фитоценозов (14ч)

Фитоценоз, его структура. Видовая и пространственная структура фитоценоза. Основные компоненты фитоценозов. Целостность фитоценозов. Биом - высшая единица экологической характеристики фитоценоза. Приспособленность растений к условиям жизни. Взаимосвязи в сообществах. Почва, ее значение как среды жизни. Агрохимия. Состав и структура почв. Элементы почвы, их классификация. Кислотность и буферность почв. Классификация фитоценозов по биологической продуктивности. Естественные фитоценозы. Антропогенные фитоценозы. Взаимосвязь естественных и искусственных фитоценозов.

Основные понятия: биом, жизненная форма, ярусность, буфферность, биологическая продуктивность, продуценты, редуценты, симбионты, антропогенный фактор, фитоценоз.

Экскурсии:

  • "Приспособленность растений к жизни в фитоценозах";
  • "Влияние культурных растений на естественные фитоценозы";
  • "Влияние естественных фитоценозов на культурные растения".

Антропогенное воздействие на фитоценозы (4 ч)

Земельный фонд планеты. Основные факторы деградации почв фитоценозов. Удобрения, их виды. Применение удобрений. Биологические методы защиты растений. Основы рационального использования земельных ресурсов. Исчезающие фитоценозы планеты. Экологические последствия сведения фитоценозов.

Основные понятия: деградация, эрозия, пестициды, флора, фауна, фитоценоз.

Охрана и восстановление фитоценозов (5 ч)

Демутация, ее стадии. Необходимость воспроизводства фитоценозов. Залужение нарушенных сенокосов и пастбищ. Восстановление комбинированных сообществ на основе дикорастущих видов. Создание комбинированных сообществ на основе культурных травостоев. Технология восстановления травяной растительности. Агростепь, ее использование. Фитоценозы края, их охрана.

Основные понятия: демутация, залужение, "тиражирование", агроценоз, заповедник.

Практикум (10 ч)

Описание пришкольного учебно-опытного участка как объекта исследования (2ч)

Географическое положение учебного участка. Описание естественного фитоценоза. Экологические факторы, их влияние на состояние учебно- опытного участка.

Лабораторная работа: "Экологическая характеристика учебно-опытного учебно-опытного участка как фитоценоза".

Основные понятия: профильная схема, агросистема.

Исследование почв пришкольного участка (2ч)

Механический состав почвы, способы его определения. Структура почв, ее определение. Влияние состояния, свойств почвы на урожайность культурных растений.

Лабораторная работа: "Изучение состава и структуры почвы".

Основные понятия: химические элементы, структура, состав, продуктивность.

Фитоценозный анализ пришкольного учебно-опытного участка ( 2ч)

Определение видового разнообразия растений. Взаимосвязи в фитоценозах. Фитоценозный анализ, его составление.

Лабораторная работа: "Составление фитоценозного анализа учебно-опытного участка".

Основные понятия: фитоценоз, доминирующие виды, сопутствующие виды, экологические факторы.

Влияние деятельности человека на учебно-опытный участок (4ч)

Круговорот воды на участке. Использование удобрений. Взаимосвязи естественных и искусственных фитоценозов.

Лабораторная работа:

  • "Влияние лугового фитоценоза на развитие растений подсолнечника";
  • "Обнаружение нитратов в растениях".

Основные понятия: абиотические факторы, нитраты.

Приложение к программе.

Используемая литература

  1. Купкин К.А. Критерии, факторы, типы и механизмы устойчивыости фитоценозов, 1994.
  2. Уиттер Р. Сообщества и экосистемы. М Прогресс,1980.
  3. Миркин Б.М. Агроэкосистема. !982.
  4. Бигон М. Экология. Особи, популяции, сообщества. М.Мир, 1989.
  5. Одум Ю. Экология. М, Мир, 1986.
  6. Родзевич Н.Н. Охрана природы. М, Просвещение, 1990.
  7. Кауричев И.С. Практикум по почвоведению. М,1980.
  8. Е.А.Крискунов.Экология,9 класс. М, Дрофа, 1995
  9. Марковская М.М. Уголок природы. М, Просвещение, 1987.
  10. Олисаев В.А. Единая природа и экология. Орджоникидзе, 1988.
  11. Петербургский А.В Агрохимия. М, Просвещение, 1988.
Читать еще:


Новые материалы:

Птицы нашего города :: Классный час "Давайте жить дружно!" :: Здоровьесберегающие технологии в системе развивающего обучения Л.В. Занкова :: Почва – важнейшая часть экосистемы :: Использование ИТК в работе учителя начальных классов :: Бахубали 2: Завершение (Бахубали 2: Рождение легенды, Bahubali 2: The Conclusion ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Стулья и Кресла/Компьютерные кресла/Игровые кресла / Tetchair / Кресло компьютерное NEO 3 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD