Внеурочная исследовательская деятельность по экологии. Проект "Исследование малых рек и выявление их экологических проблем" : Экология

Малая река - чрезвычайно занимательный объект для экологического изучения.

Здесь просто огромный простор для ведения интереснейших наблюдений. Можно изучать речную флору, провести исследование истока реки, заниматься изучением животного мира, исследовать русло реки, выявить экологические проблемы реки и заниматься устранением этих проблем в условиях сельских школ с использований простейших мероприятий, которые были бы доступны их реализации силами учащихся. У малых рек - свои, вполне серьёзные проблемы: в речных долинах вырубаются леса, отсутствуют очистные сооружения на множестве мелких ферм, застроены прибрежные зоны, беспощадно распаханы поймы, перегорожены “глухими” плотинами русла. Всё это ведёт к укорачиванию, обмелению и даже к исчезновению многих сотен малых водотоков. Не надо забывать о том, что именно эти малые реки питают более крупные, известные всем – Волгу и Дон, Каму и Оку, Обь и Енисей.

В окрестностях села Большая Рудка Шарангского района Нижегородской области имеются истоки двух малых рек - реки Рудки и реки Юкшумки. Учащиеся Большерудкинской ООШ в течении 10 лет ведут наблюдение за состоянием экологической обстановки истоков этих рек, состоянием руслового течения, изменением флоры и фауны. В течении этого времени экологические группы, наблюдающие за состоянием реки постоянно обновляются по количеству желающих и вновь прибывших ребят. В настоящее время создана экологическая группа в составе 13 человек.

По данной исследовательской работе определены следующие цели:

  1. Провести исследовательскую работу по изучению характера течения, глубины реки, размеров и формы наносов реки, водного режима.
  2. Изучить экологические проблемы реки.
  3. Ознакомится с флорой и фауной реки.
  4. Собрать данные о истории названия реки, начале хозяйственного освоения.
  5. Прследить изменения в данной экосистеме, происходящие в течение определённого периода времени.

Исходя из вышеназванных целей, были обозначены следующие задачи:

  1. Выбрать подходящий водоток для полевых исследований.
  2. Найти на топографической карте участок исследуемой реки, изучить нахождение ближайших сёл, деревень, ферм, мелких сельхозпредприятий, а так же – имеются ли поблизости то реки дачные посёлки, детские лагеря, турбазы.
  3. Найти исток реки, провести окультуривания места истока силами участников экологической группы, с привлечением к этому всех желающих.
  4. Вычислить примерную длину русла в пределах карты, ширину реки.
  5. Измерить скорость течения реки, глубину дна, составить профиль по данным исследования.
  6. Провести простейший анализ запаха воды естественного происхождения, дегустацию вкуса и привкуса воды.
  7. Составить перечень состава животного и растительного мира участка реки.
  8. Собрать информацию о хозяйственном использовании реки методом опроса местных жителей, старожилов.
  9. Обработать имеющиеся архивные данные, материалы интернета, газетные заметки, дополнительную литературу по данному вопросу.
  10. После проведения исследовательской работы составить перспективный план мероприятий по экологической защите водной экосистемы от загрязнения.
  11. Оформить наработанные материалы в виде проекта.

п/п

Тема Задача Способ

выполнения,

участники

Результат
1. Исследование малых рек и выявление их экологических проблем. Выбрать подходящий водоток для полевых исследований. Обсуждение, выбор природного объекта

с участниками экологической группы.

Деление на подгруппы по составу основного содержания работы.

Река Юкшумка Шарангского района Нижегородской области.
2. Работа с топографической картой Наити на топографической карте участок исследуемой реки, изучить нахождение ближайших сёл, деревень, мелких сельхозпредприятий,

Ферм, наличие поблизости дачных посёлков, детских лагерей, турбаз.

Подгруппа картографов.

Выбор подходящего участка на топографической карте “Шаранга”, масштаб карты:1:200000 (в 1см.-2км), определение местонахождения истока, измерение длины маршрута в пределах карты, направления течения реки, характера рельефа местности

(приложение 3)

Исток реки находится в центре села Большая Рудка, в пределах Нижегородской области длина водотока -3км.

Это правый приток реки Большой Кундыш,

Длина исследуемого участка=6 км. Длина водотока реки в пределах Нижегородской области приблизительно 3км, затем ещё 3 км по территории кировской области до устья. В верхнем течении направление северо-восток, в среднем и нижнем юго-восток.

Параллельно руслу реки расположены деревни: Глушково, Троегубово, Ураково, пос. Рассвет.В устье рект село Корляки Кировской обл.Течёт по равнинной местности, на реке имеются деревянные мосты.

3. Опрос зна-ющего чело-века Провести беседу с одним из старейших жителей, а так же с учителем истории местной школы. Проведение беседы с одним из старейших жителей, который может дать интересные сведения о хозяйственном использовании изучаемого водного объекта, собрание исторических сведений о реке, её названии истории хоз. освоения, беседа с учителем истории местной школы. Подгруппа “историков”. Использовали воду для орошения. Ловили рыбу, купались. Устраивали пруды, родники по руслу реки.В 19 веке появились первые жители на берегах реки, Люди прибывали из Яранского уезда Вятской губернии из-за безземелья. Название реки от марийских слов “юкки”-лебедь, “шумаш”-шуметь (бурлящая река, где живут лебеди)
4. Экскур-сия по реке. Изучить речную долину (найти исток, вычислить ширину реки, измерить скорость течения, глубину дна, составить профиль по данным исследованиям). Закрепить на местном материале понятие и представление о речной долине, питании, режиме, речном бассейне. Подготовка оборудования бригадного: 5-6 поплавков, часы, секундомер, компас, шест, рулетка, фотоаппарат ,школьный нивелир, тренога, верёвка с цветными вязочками- маркерами, водный термометр.

Индивидуальное: дневник, карандаш, ластик, линейка, транспортир. Перед выходом на местность- занятие по технике безопасности. Исследование начинаем от истока реки, идём по руслу, проводим измерения ширины, глубины при помощи шеста. По ходу движения (на 6 остановке) определяем растительный и животный состав реки, измеряем температуру воды, на 7 остановке проводим аромоиндикацию воды, на наличие осадка- по качеству, с указанием цвета, определяем характер запаха и его интенсивность по таблицам, см в приложении)

Порядок построения профиля по замерам глубины см. в (приложении 1) Прозрачность воды, по характеру и интенсивности запаха определяем по таблицам, которые взяты из книги из серии “Экскурсия в природу”.автор Колбовский Е.Ю., название издания “Изучаем малые реки”

Ярославль, 2004.-224.:ил.(приложение1).

Здесь же имеются таблицы - определители по

растениям и жив.миру.

(приложение 2).

Работают подгруппы:

гидрологи, биологи, эксперты по качеству воды.

Абсолютная высота истока-172 метра, t воды на истоке-+3С, вода пресная, без запаха, прозрачность полная. По руслу реки имеются искусственные водоёмы. Ширина реки на первой точке измерения-2 м,60см., глубина-1м,80см. t+5С.скорость течения колеблется от 3-5м/мин. на поверхности, на глубине от3м.60м/мин до 7 м/мин.Замеры глубин и профили по створам №1 и№2 см.в приложении).

Вода имеет незначительный осадок, по качеству илистый, чёрного цвета, вода достаточно прозрачная,(диск белого цвета виден на глубине 3м.20см, запах воды смешанный, преобладает илистый оттенок с примесью запаха древесной коры и скошенного сена, интенсивность запаха-2 балла, т.е-слабый. Животное население реки :дождевые черви,трубочники,ушковый прудовик, обыкновенный прудовик, лужанка настоящая, катушка килевая, водомерка панцирная, гладыш(клоп), водяной скорпион, ручейник и др.Из представителей флоры можно выделить: ряску малую, многокоренник обыкновенный, рогоз широколистный, рдест пронзённолистный, единичные экземпляры кубышки жёлтой.

5. Сравни-тельная

характе-ристика.

Сделать сравнительный анализ экологического состояния реки. По результатам анализа состояния речной системы на последнем исследовании (август 2008г.) и самого первого исследования (1997год.) составить сравнительный анализ по следующим критериям: прозрачность, запах, скорость течения,

глубина, характер заболачивания, степень ухоженности берегов.

В работе участвуют все члены экологической группы.

Первое исследование-1997г:

Прозрачность -достаточная,

запах воды – слабый, характер запаха - илистый ,скорость течения 3-5 м/мин, глубина на контрольных створах-1м.10см.и 2м.40см.,Характер заболачиваемости по руслу – слабый, степень ухоженности берегов –высокая.

Последнее исследование-2008 год.

Прозрачность - без изменений,

Запах- слабый, в местах забалоченности –заметный, скорость течения -без изменений, глубина- без изменений.

Характер заболачиваемость -интенсивный, степень ухоженности берегов- не высокая.

6. Перспек-тивный план мероприятий

По экологической защите водной экосистемы от загрязнения.

Разработать систему

мероприятий по экологической защите реки от загрязнения.

На основе сделанных выводов по фактическому состоянию экологической обстановки по результатам сравнительных характеристик, составляем перечень мероприятий по охране реки от загрязнения.

В работе участвуют все участники экологической группы

1.Очищение реки от мусора (стёкла, гниющая древесина, мелкий бумажный мусор, жестяной, пластиковый мусор).

2.Борьба с браконьерами (запрещение варварских методов ловли рыбы)

3.Очищение реки от старых приспособлений для ловли рыбы (брошенные сети, старые плетёные “морды”, ржавые предметы)

4.Обновление места истока реки (последний раз очистка истока проводилась 2 года назад).

Примечание! При проведении мероприятий по очистке воды силами ребят необходимо учитывать силу тяжести предметов в воде и на поверхности.

7. Анализ, выводы, при-чины изменения. Выявить, по каким причинам происходят изменения в экологическом состоянии данной реки (положи - тельным или отрицательным). На основе визуальных наблюдений в ходе экскурсии и материалов из местной газеты (если такие имеются по данной теме) составляем выводы о причинах заболачиваемости реки. 1.У д. Глушково построена дамба, а механизм водосброса не соответствует требованиям (малый диаметр трубы), не учтёна скорость водотока - возникает заболачивание местности.

2. Берега реки всегда содержались в порядке (обкашивались луга вдоль русла реки, вырубалась излишняя древесная растительность), а теперь, после того, как

5 лет тому назад опустела последняя деревня, расположенная в пойме реки - в воде можно увидеть плавающую гнилую древесину, которая ведёт к размножению гниения, “зацветанию” воды.

Для проведения исследовательских работ много полезного материала можно найти в следующих изданиях.

1.Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки/Худож. Г.С.Нечаев, А.А.Селиванов, - Ярославль, 2004.-224.:ил.- (Экскурсия в природу).

В этой книге даны сравнительно доступные экспресс-методы экологической оценки состояния малой реки.

2.Полевые геологические исследования на территории Горьковской области: методические указания для студентов естественно-географического факультета и заочного географического факультета. Составила доцент Г.С.Кулинич – Горький: ГГПИ им.М.Горького,1982.

Это брошюра, откуда можно взять много нужного материала, дающего конкретные направления по изучению особенностей строения речной долины, изучения подземных вод, геологической работе рек.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по истории Древнего мира в 5-м классе "Древняя Спарта" :: Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы :: Страны Латинской Америки на современном этапе :: Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе по теме "Древний Восток" :: Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе" :: Гномы в доме ( Gnome Alone ), 2017 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Полутораспальные / Karna / Комплект полутораспальный RIGGED ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD