Урок-лекция "Элементы интегрированной защиты растений" : Экология

Цель: ознакомить учащихся с различными методами борьбы с вредными насекомыми применяемыми в сельском хозяйстве; дать понятие об экономическом пороге вредности.

Ключевые термины и понятия: карантин, агротехнические приемы, порог вредности.

Оборудование: таблицы с изображением основных вредителей с/х растений.

Важнейшие виды вредных насекомых из отрядов прямокрылых, полу-жесткокрылых, жесткокрылых, перепончатокрылых и двукрылых:

1 – медведка, 2 – перелетная саранча, 3 – вредная черепашка, 4 – майский жук, 5 – полосатый щелкун, 6 – узкотелая златка, 7 – домовый дровосек, 8 – черный еловый дровосек, 9 – осиновый скрипун, 10 – колорадский жук, 11 – большой сосновый долгоносик, 12 – свекловичный долгоносик, 13 – большой рогохвост.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изложение нового материала.

Современная система интегрированной защиты растений представляет собой совокупность рациональных приемов и средств защиты растений, используемых с учетом природных регулирующих факторов среды и порог вредности, удовлетворяющих экономическим и экологическим требованиям. Под порогом вредности понимается численность (плотность) популяции вредителя, при которой проявляется вред, т.е. наносится ущерб урожаю. Для определения целесообразности проведения защитных мероприятий вычисляют экономический порог вредности = значение минимальной численности (плотности) популяции вредителя, при которой затраты на защиту окупаются доходом от сохраненного урожая. Его рассчитывают, используя экономически допустимый уровень потерь урожая в зависимости от стоимости продукции (обычно от 1,5 до 5 % урожая), экологических и хозяйственных требований и т.п.

Сущность интегрированной защиты заключается в том, чтобы не только предотвратить потери сельскохозяйственной продукции, но и максимально сократить отрицательное воздействие применяемых средств на экосистемы. Основой интегрированной защиты растений в агроценозах должны быть профилактическая направленность, т.е. использование таких мер, методов и приемов, которые способствуют ограничению численности вредителей.

Проблемы защиты растений обычно осознаются нами при сопоставлении убытков и усилий, к которым вынуждают человечество разного рода вредоносные организмы. Потери мирового сельского хозяйства уже достигли уровня в сотни миллиардов рублей. Из года в год, несмотря на постоянное совершенствование средств защиты (набора пестицидов, технологий их использования и т.п.) убытки исчисляются четвертой частью выращиваемого урожая. За последние 30 лет ущерб от насекомых-вредителей растений по меньшей мере удвоился, хотя объемы направленных против них химических обработок возросли в 10 раз.

В настоящее время в сельском хозяйстве применяются следующие меры, методы и приемы борьбы с вредными насекомыми и болезнями сельскохозяйственных культур:

  1. Организованно-хозяйственные.
  2. Агротехнические.
  3. Физико-механические.
  4. Химические.
  5. Биологические.

Комплекс организованно- хозяйственных мероприятий должен обеспечить разработку оптимальных структур и размещений посевных площадей, их мелиорацию, рациональность севооборотов, подбор и использование наиболее устойчивых к расам местных вредителей сортов возделываемых культур. Необходимым является также осуществление ряда предупредительных мер против завода в хозяйство новых видов вредителей, что обеспечивается карантинной службой.

Значительные резервы ограничения численности вредителей и повышения устойчивости к ним растений содержат многие, подчас обычные агротехнические приемы, продуманный выбор способов обработки почвы и внесения удобрений, оптимизация сроков сева и искоренения сорняков, уничтожение послеуборочных остатков, лущение стерни и др. К сожалению, внимание к этим аспектам агротехники несколько ослабло, по-видимому, не без влияния наглядности и эффективности химических средств защиты и

распространения индустриштьных технологий с их огромными производственными площадями.

Физико - механические методы защиты растений включают разные приемы и средства сброса насекомых (ловчие канавки, сачки, ловушки), создания преград на их пути (клеевые ловчие кольца на штамбах яблонь и пр.), уничтожения обитающих в почве вредителей (пропаривание и прокаливание почвы в теплицах). Разумеется, трудоемкость этих способов ограничивает использование их на промышленных плантациях, но по мере развития индивидуальных форм хозяйствования они приобретают новую актуальность.

Химические способы борьбы, применяемые при интенсивных технологиях воздействия сельскохозяйственных растений, особенно на больших площадях, имеют определенные экономические выгоды. Они облегчают уход за растениями, проведение защитных мероприятий и уборку урожая, что в целом приводит к повышению урожая. Но с увеличением урожайности растут заботы защитников, так как интенсификация и специализация растениеводства значительно увеличивают риск потерь продукции от вредителей и болезней.

Как уже доказано, увеличение затрат на защиту превышает темпы повышения урожайности. Так, при росте объема сельскохозяйственной продукции за последние 79 лет в два-три раза затраты на защит}\' растений возросли в 10 раз, а за 30-летнее при трехкратном увеличении выпуска продукции в 20 раз.

Пестицидные обработки, преобладающие в технологиях защиты большинства культур, вызывают гибель не только вредных, но и нейтральных преобладающих видов насекомых. Они отравляют сами растения, животных и человека. Сегодня уже принимают меры снижения пестицидного пресса. Однако, попытки сократить объем, частоту химообработки, снизить дозировки препаратов без изменения технологии воздействия культуры оказываются безуспешными, так как приводят к заметным потерям урожая.

Ежегодно производство пестицидов измеряется сотнями миллионов тонн. В гигантских плодовых садах юга нашей страны проводят до 15 обработок пестицидами за один сезон. В результате в них нет ни вредителей, ни полезных насекомых, нет даже вездесущих воробьев, а продукция вызывает серьезные опасения аллергологов и гигиенистов.

Биометод, хотя и перспективен, но пока маломасштабен и имеет свои трудности. Селекция так же не всегда выручает защитника из-за длительности выведения и недолговечности существования новых урожаев сортов часто служат благоприятным субстратом для возникновения и развитием новых агрессивных рас грибов и биотипов насекомых, клещей и т.д. Это сводит на нет многолетнюю работу селекционеров.

Кроме того, определенные надежды вселяет фитотерапия -использовать пестицидные и фунгицидные свойства отваров, настоев, порошков и концентратов из сорных, лекарственных и пищевых растений. Хотя фитотерапия на первый взгляд может показаться возвратом к "дедовским" методам, интерес к ней в мире постоянно возрастает.

Большое преимущество растительных препаратов в сравнении с химическими средствами то, что они безвредны для человека, животных и окружающей среды в целом. Их токсические свойства на открытом воздухе и солнце сохраняются сравнительно недолго. Кроме того растительные препараты в виде настоев и отваров можно применять в более поздние сроки (до уборки урожая), что пестициды, которые имеют длительный срок распада.

В качестве закрепления изученного материала в конце урока учащиеся записывают следующую схему.

ЭЛЕМЕНТЫ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ

Схема №1.

Организационно-хозяйственные мероприятия Агротехнические приемы ограничения численности вредителей Физико – механические методы Химические методы защиты растений Биологические методы защиты растений
Карантин

Использование устойчивых райинированных сортов растений

Прогноз и сигнализация

Определение экологических порогов вредности

Ловчие канавки и пояса, пропаривание почвы в теплицах Применение ядохимикатов Использование биопрепаратов, инсектицидных растений и энтомофагов.

Список использованной литературы:

1. Б.М. Мамаев, ЕА Бордукова “Энтология для учителя” М. Просвещение 1985 г.
2. И.В. Мещерякова “Защита растений на садовом участке” М. “Знание” 1992 г.
3. Журнал “Защита растений” 1998-2002 г.
4. Журнал “Биология в школе”, №4, 1995 г.

Читать еще:


Новые материалы:

Разработка урока для 8-го класса по географии "Моря, омывающие берега России" :: Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии :: Урок географии по теме "Путешествие по материкам" :: Урок географии в 6-м классе с использованием технологии ИСЧД по теме "Погода" :: Адаптированная программа по предмету курса "Краеведение". Материал по изучению истории природы и населения Шатурского района :: Дом моих кошмаров ( Bethany ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Тумбы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Тумбы / Неман / Тумба прикроватная Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD