Урок-зачет-вертушка по теме "Основы экологии" (10-й класс) : Экология

Цель урока: проверить качество усвоения знаний учащихся по курсу экологии 10-го класса.

Оборудование: таблиц по экологии, карточки-задания, раздаточный материал.

Эпиграф урока:

“Ум заключается не только в знании, но и умение прилагать знания на деле”.
Аристотель

Ход урока

I. Организационный момент

Для проведения зачета “вертушки” надо переставить столы в кабинете так, чтобы получить пять секций. Предлагаемая методика разработана для класса, в котором 25 учеников, в каждой секции одновременно работают пять человек. Для удобства на столах стоят буквы – указатели секций: “А”, “В”, “С”, “Д”, “Е”. Каждый ученик, входя в кабинет, получает “маршрутный лист”. В соответствии с ним он работает в течении урока. Все переходы из секции в секцию происходят только по указанию учителя, т.е. время на выполнение каждого задания регламентировано (7–8 минут). “Маршрутные листы” составлены таким образом, что пятерки, работающие за одним столом, постоянно меняются.

Работая в каждой секции, ученик выполняет определенный вид заданий. Так, например:

В секции “А” предлагается ответить на теоретический вопрос;

В секции “В” дать определение терминам;

В секции “С” решить экологическую задачу;

В секции “Д” выполнить текстовое задание;

В секции “Е” вписать пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.

Как видите, зачет достаточно многофункционален. Учитель может варьировать задания в зависимости от уровня класса и вопросов, которые необходимо проверить. Оценки можно выставлять за работу в каждой секции или вывести общую (по желанию учителя).

“Маршрутные листы”

  1. Д-5, Е-1, В-3, С-4, А-2.
  2. Д-4, А-1, Е-5, В-2, С-3.
  3. Д-3, С-2, В-1, А-5, Е-4.
  4. Д-1, Е-2, В-4, А-3, С-5.
  5. Д-2, Е-3, А-4, В-5, С-1.
  6. А-5, Е-4, Д-3, С-2, В-1.
  7. А-2, Д-5, Е-1, В-3, С-4.
  8. А-3, С-5, Д-1, Е-2, В-4.
  9. А-4, В-5, С-1, Д-2,Е-3.
  10. А-1, Е-5, В-2, С-3, Д-4.
  11. В-4, А-3, С-5, Д-1, Е-2.
  12. В-2, С-3, Д-4, А-1, Е-5.
  13. В-3, С-4, А-2, Д-5, Е-1.
  14. В-1, А-5, Е-4, Д-3, С-2.
  15. В-5, С-1, Д-2, Е-3, А-4.
  16. С-1, Д-2, Е-3, А-4, В-5.
  17. С-2, В-1, А-5, Е-4, Д-3.
  18. С-5, Д-1, Е-2, В-4, А-3.
  19. С-4, А-2, Д-5, Е-1, В-3.
  20. С-3, Д-4, А-1, Е-5, В-2.
  21. Е-4, Д-3, С-2, В-1, А-5.
  22. Е-5, В-2, С-3 Д-4, А-1.
  23. Е-1, В-3, С-4, А-2, Д-5.
  24. Е-2, В-4, А-3, С-5, Д-1.
  25. Е-3, А-4, В-5, С-1, Д-2.

II. Проверка знаний и умений учащихся. Карточки с заданиями (с секциями)

Секция “А”

А-1. Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

Элементы ответа:

  1. Видовым разнообразием;
  2. Числом звеньев цепи питания;
  3. Саморегуляцией и сомовозобновлением.

А-2. Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза березовой рощи?

Элементы ответа:

  1. Числом видов;
  2. Числом ярусов;
  3. Видовым составом, разнообразием видов.

А-3. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.

Элементы ответа:

  1. Первыми развиваются травянистые светолюбивые растения;
  2. Потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес;
  3. Под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые в последствии полностью вытеснят другие деревья;

А-4. В чем проявляются особенности биосферы, как оболочки Земли?

Элементы ответа:

  1. В биосфере протекают биохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмам;
  2. Непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов;
  3. Биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.

А-5. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?

Элементы ответа:

  1. Неурожай семян ели;
  2. Увеличение численности хищников – лисиц, куниц;
  3. Увеличение численности паразитов, болезнетворных микроорганизмов;

Секция “В”

В-1. Дать определение терминам: автотрофы, фотосинтез, экология, конкуренция, биосфера.

В-2. Дать определение терминам: гетеротрофы, фенология, зоохория, симбиоз, биогеоценоз.

В-3. Дать определение терминам: продуценты, хищничество, биоценоз, криофилы, биомасса.

В-4. Дать определение терминам: консументы, термофилы, сукцессия, мутуализм, пищевая цепь.

В-5. Дать определение терминам: редуценты, экосистема, паразитизм, популяция, агроценозы.

Секция “С”

С-1. Решить экологическую задачу.

В ручье, берега которого были покрыты лесом, обитала форель. Через некоторое время после того, как лес вырубили, форели в ручье не стало. Как можно объяснить этот факт?

Ответ: форель обитает в реках и ручьях с холодной водой – в ней содержится больше кислорода. Температура воды в ручье после уничтожения леса повысилась, а содержание кислорода понизилась, что и привело к гибели форели.

С-2. Решить экологическую задачу.

Водоем в небольшой степени был загрязнен радиоактивными веществами. Проведенные лабораторные анализы показали, что хищные рыбы являются самыми загрязненными живыми организмами в водоеме. Как можно объяснить этот факт?

Ответ: хищные рыбы – заключительное звено в цепи питания:

водные растения или зоопланктон – растительноядные;

рыбы и мальки – хищные рыбы.

С-3. Решить экологическую задачу.

В Казахстане проводилось истребление сусликов отравленной приманкой. Однако помимо сусликов гибли лисицы, корсаки, белые хори, которые сами приманку не поедали. Объясните причину гибели хищников.

Ответ: хищники питались отравленными сусликами, что и стало причиной их гибели.

С-4. Решить экологическую задачу.

Пруд постигла беда: произошел сброс нефти. Поверхность пруда покрылась тонкой радужной пленкой. Пленка не оказала влияния на появление мальков из икры, но затем способствовала их гибели. Почему нефтяная пленка опасна для мальков рыб?

Ответ: пленка нефти на поверхности воды препятствует поступлению кислорода в водоем.

С-5. Решить экологическую задачу.

В одном из районов Колумбии в борьбе с вредными насекомыми многократно применялись сильнейшие химикаты. Через некоторое время выяснилось, что в ближайших реках полностью исчезли лососи. Почему?

Ответ: ядохимикаты уничтожили беспозвоночных животных, которыми питалась рыба, в том числе и лососи.

Секция “Д”

Д-1. Выполнить текстовое задание.

1. Антропогенными называют факторы:

  1. связанные с деятельностью человека
  2. абиотического характера
  3. обусловленные историческими изменениями зеленой коры
  4. определяющие функционирование биогеоценозов

2. Тип взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений:

  1. Паразит-хозяин
  2. Хищник-жертва
  3. Конкуренция за пищу
  4. Симбиотические

3. Определите правильно составленную пищевую цепь:

  1. Семена ели – еж - лисица
  2. Лисица – еж – семена ели
  3. Семена ели – мышь – лисица
  4. Мышь – семена ели – еж

4. К агроэкосистемам относят:

  1. Смешанный лес
  2. Заливной луг
  3. Зарастающее озеро
  4. Пшеничное поле

5. Живое вещество биосферы – это совокупность всех:

  1. Растений и животных планеты
  2. Многоклеточных организмов планеты
  3. Микроорганизмов планеты
  4. Живых организмов планеты

Ответы: 1-a, 2-d,3-c, 4-d, 5-d

Д-2. Выполнить текстовое задание.

1. К абиотическим факторам среды относят:

  1. подрывание кабанами корней
  2. нашествие саранчи
  3. скопление помета в колониях птиц
  4. обильный снегопад

2. Конкурентные отношения в биоценозе возникают между:

  1. хищниками и жертвами
  2. паразитами и хозяевами
  3. продуцентами и консументами
  4. видами со сходными потребителями

3. Определите верно составленную пищевую цепь:

  1. ястреб – дрозд – гусеница – крапива
  2. крапива – дрозд – гусеница – ястреб
  3. гусеница – крапива – дрозд – ястреб
  4. крапива – гусеница – дрозд – ястреб

4. Наибольшее количество видов находится в экосистеме:

  1. березовой рощи
  2. тропического леса
  3. дубравы
  4. тайги

5. Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется:

  1. разнообразием ее видового состава
  2. конкуренцией между организмами
  3. популяционными волнами
  4. закономерностями наследственности и изменчивости организмов

Ответы: 1-г, 2-г, 3-г, 4-б, 5-а.

Д-3. Выполнить текстовое задание.

1. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, - недостаток:

  1. света
  2. тепла
  3. воды
  4. минеральных веществ

2. Конкуренция в экосистеме существует между:

  1. дубом и березой
  2. елью и черникой
  3. елью и ландышем
  4. дубом и белым грибом

3. Организмы, разлагающие органические вещества до минеральных – это:

  1. продуценты
  2. редуценты
  3. консументы I порядка
  4. консументы II порядка

4. Примером смены экосистемы служит:

  1. отмирание надземных частей растений зимой на снегу
  2. сокращение численности хищников в лесу
  3. изменение внешнего облика лесного сообщества зимой
  4. зарастание водоема

5. Биосфера представляет собой:

  1. комплекс видов, обитающих на определенной территории
  2. оболочку Земли, заселенную живыми организмами
  3. совокупность наземных биогеоценозов

Ответы: 1-а, 2-а,3-б, 4-г, 5-б.

Д-4. Выполнить текстовое задание.

1. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:

  1. абиотическими
  2. биотическими
  3. экологическими
  4. антропогенными

2. Паразитический организм:

  1. вступает в симбиотические связи с хозяином
  2. приносит вред, но обычно не приводит к быстрой гибели хозяина
  3. становится конкурентом для хозяина
  4. во всех случаях приводит к гибели хозяина

3. Определите верно составленную пищевую цепь:

  1. еж – растение – кузнечик – лягушка
  2. кузнечик – растение – еж – лягушка
  3. растение – кузнечик – лягушка – еж
  4. еж – лягушка - кузнечик – растение

4. Основной причиной неустойчивости экосистем является:

  1. колебание температуры среды
  2. недостаток пищевых ресурсов
  3. несбалансированность круговорота веществ
  4. повышенная численность некоторых видов

5. Биосфера – глобальная экосистема, структурными компонентами которой являются:

  1. классы и отделы растений
  2. популяции
  3. биогеоценозы
  4. классы и типы животных

Ответы: 1-в, 2-б, 3-в,4-в, 5-в.

Д-5. Выполнить текстовое задание.

1. Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью:

  1. ограничивающими
  2. антропогенными
  3. биотическими
  4. абиотическими

2. Организмы продуценты, консументы, редуценты – основные структурные компоненты:

  1. биогеоценоза
  2. вида
  3. популяции
  4. биосферы

3.большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают ее:

  1. динамичность
  2. целостность
  3. смену
  4. сходство с агроценозом

4. Плодовый сад - агросистема, так как в нем:

  1. большое разнообразие видов
  2. большое разнообразие цепей питания
  3. замкнутый круговорот веществ
  4. регулирующим фактором является человек

5. Благодаря растениям и некоторым бактериям в атмосфере появился:

  1. водород
  2. азот
  3. углекислый газ
  4. кислород

Ответы: 1-б, 2-а, 3-б,4-г, 5-г.

Секция “Е”

Е-1. Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.

  1. Ряды, в которых каждый предыдущий вид служит пищей последующему, называют… (цепь питания).
  2. Перенос животными семян, спор, пыльцы растений называют… (зоохорией).
  3. Растения, устойчивые к воздействию огня относят к экологической группе… (пирофитов).
  4. Совокупность организмов, обитающих на дне водоема, называется ... (бентос).
  5. Вид, играющий основную роль в создании биосферы в экосистеме и сложении структуры биоценоза, называется… (эдификатор).

Е-2. Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.

  1. Комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды называется… (мониторинг).
  2. Свойство видов адаптироваться к тому или иному диапазону факторов среды называется… (экологической валентностью).
  3. Факторы, интенсивность которых выходит за границы минимума или максимума, называют… (ограничивающими).
  4. Место существования биоценоза называется… (биотоп).
  5. Раздел экологии, изучающий жизнь сообществ организмов называется… (синэкология).

Е-3. Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.

  1. Конкуренцию между животными, обладающими сходными экологическими потребностями объясняет теорема… (Гаузе).
  2. Группировка особей одного вида совместно населяющая определенный участок ареала называется… (популяция).
  3. Понятие “экологическая ниша” ввел в экологию… (И. Гринелл).
  4. Организмы, производители органического вещества называются… (продуценты).
  5. Реакция организма на изменение продолжительности светового дня называется… (фотопериодизм).

Е-4. Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.

  1. Оболочка Земли, населенная живыми организмами называется…(биосфера).
  2. Организмы, потребители органического вещества называются… (консументы).
  3. Организованная группа популяций растений, животных и микроорганизмов, живущих совместно в одних и тех же условиях среды, называется… (биоценоз).
  4. Термин “экосистема” ввел в экологию… (А. Тенсли).
  5. Взаимоотношения, при которых один из участников умерщвляет другого и использует его в качестве пищи, называются… (хищничество).

Е-5. Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.

  1. Термин “биогеоценоз” ввел в экологию… (В.Н. Сукачев).
  2. Организмы, разрушители органического вещества называются… (редуценты).
  3. Взаимоотношения, при которых один из партнеров получает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично называются… (комменсализм).
  4. Основатель учения о биосфере… (В.И. Вернадский).
  5. Закон, определяющий количество передаваемой энергии с одного трофического уровня на другой называется… (правилом 10%).

III. Подведение итогов по курсу экологии 10-го класса.

Читать еще:


Новые материалы:

Формирование музыкально-эстетического вкуса у старшеклассников :: Развитие интонации путем подбора репертуара на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида :: "Волшебный мир музыки". П.И. Чайковский :: Музыкально-компьютерные технологии как основа реализации и развития индивидуальных творческих способностей учащихся ДМШ :: Методические рекомендации для руководителей хоровых коллективов академического направления музыкальных студий при общеобразовательных школах (хоровых кружков) на тему "Работа с детьми (5)6–15(16) лет с невыраженными музыкальными способностями" :: Собачий остров ( Isle of Dogs ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Обувницы/Тумбы / Айрон / Тумба для обуви Айрон Люкс 3с ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD