Урок экологии в 11-м классе "Проблема ликвидации твердых бытовых отходов и пути ее решения" : Экология

Цель:

  • дать понятие “твердые бытовые отходы”;
  • акцентировать внимание на проблемах,
  • возникающих с увеличением их количества, совместно с обучающимися найти возможные варианты их решения.

Задачи:

Образовательная:

  • Изучить проблему ликвидации твердых бытовых отходов, предложить пути ее решения и научиться обращаться с ТБО.

Развивающая:

  • Развивать навыки исследования, определив общее количество бытовых отходов населенного пункта – села Ронга и их процентное распределение по разным категориям.

Воспитательная:

  • Вместе с обучающимися попытаться найти ответ на вопрос “Что могу сделать я в решении данной проблемы?”

Оборудование: Образцы твердых бытовых отходов, относящихся к разным категориям: бумага, стекло, железные банки, батарейки, пластмасса, древесина; таблица, отражающая анализ бытовых отходов нашего села, самодельные муляжи контейнеров для раздельного сбора мусора, Интернет.

Метод: создание проблемной ситуации, доклады учащихся, практическая работа, использование национально-регионального компонента

Ход урока

Начало урока.

Переход к изучению новой темы.

У нас у всех есть свой дом, и каждый из нас хочет, чтобы его дом был чистым и безопасным.

Скажите, ребята, что вы считаете сейчас свои домом?

(Дети называют свой адрес: с. Ронга.)

А что вы будете считать своим домом, когда поедете учиться в другой город? (Республику Марий Эл.)

А когда вы находитесь в другой стране – ваш дом это – (Россия.)

А что, считают домом космонавты, которые находятся на орбите. (Планета Земля.)

Земля – наш общий дом, который превращается в огромную свалку.

Моя планета – человеческий дом,
Ну, как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!

Современная экономика поощряет расточительство, новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай...

А старые, но еще годные вещи выбрасываются. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Вопрос: “Куда деть мусор” становится все актуальнее.

Ребята, как вы думаете:

  1. Жители, какого города являются мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов? (Нью-Йорк.)
  2. Какую страну называют мусорным ящиком Европы? (Британию.)
  3. Есть ли наука, которая занимается мусором? (Да, есть. Это ГАРБОЛОГИЯ – мусороведение.)

Новая тема.

1. Мусор – что это такое и откуда берется.

В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий, начиная со старых газет, пустых консервных банок, бутылок, пищевых отходов, оберточной бумаги и заканчивая изношенной одеждой, разбитой посудой и бытовой техникой. Общий термин для вышеназванных материалов – твердые бытовые отходы (демонстрация раздаточного материала).

На протяжении многих лет количество твердых бытовых отходов возрастает: отчасти из-за роста населения, но в основном из-за изменения образа жизни людей, использующих все больше оберточных и упаковочных материалов. Давайте ответим на вопросы:

2. Много ли мусора и какова его судьба?

А) Доклад ученика о проделанной им работе, по анализу и количеству бытовых отходов в его семье.

Цель работы:

– Определить общее количество бытовых отходов и их процентное распределение по разным категориям в пределах одной квартиры.

– Рассчитать количество отходов, приходящие на одного члена семьи.

– Рассчитать количество отходов в одном жилом микрорайоне нашего села.

Результаты работы представляются в виде следующей таблицы:

Бумага Пищевые отходы Стекло Железо Пластмассы Древесина Прочее
Обертки Хлебо-булочные изделия Разбитые бутылки Консервные банки Старые игрушки Дверная ручка
Тетради Остатки картофеля Лампочки Использованные батарейки
Алюминиевые банки
Сломанные розетки Сломанные карандаши
Пачки от сигарет Луковая шелуха        
41% 21% 15% 10% 5% 5% 3%

Количество отходов, приходящееся на 1 человека – 0,7 кг.

Примерное количество отходов, приходящееся на 1 жилой микрорайон /200 жителей / – 140 кг.

ВЫВОД: отходов много, основная часть их приходится на бумагу и пищевые отходы.

Вопрос: как избавится от отходов?

Б) Сообщение о судьбе мусора, который вывозится из нашего села, подготовленное учащимися, посетившими местный муниципалитет.

(Из сообщений следует, что мусор вывозится на свалку).

3. Свалка – выход ли это?

Открытые горящие свалки.

А) Вплоть до 1960 года большая часть твердых бытовых отходов вывозилась и сжигалась на открытых площадках, но при этом:

– они дымили, распространяя зловоние, и служили рассадником мух, крыс;

– продукты сгорания уносились в атмосферу и являлись одной из причин загрязнения воздуха.

К концу 1960-х и началу 1970-х открытые горящие свалки запретили.

Б) Как альтернатива: использовались захоронения (могильники).

Мусор зарывали в землю или вываливали на нее и засыпали тонким слоем земли. При этом удавалось избежать как загрязнения воздуха, так и размножения нежелательных животных, но возникали более серьезные проблемы: вымывание веществ и загрязнение грунтовых вод.

Вода с растворенными загрязнителями называется фильтратом. Когда он проходит через необработанные отходы, образуется особенно ядовитый фильтрат, в котором наряду с разлагающейся органикой находится железо, ртуть, свинец, цинк и другие металлы из ржавеющих консервных банок, разряженных батареек, причем все это густо приправлено красителями, пестицидами, моющими средствами и другими химикатами.

Неграмотный выбор мест захоронений и отсутствие мер предосторожности позволяет всему этому зелью попадать в подземные водоносные горизонты. Кроме этого происходит:

– образование метана.

Разложение идет без доступа воздуха – анаэробно, при этом образуется так называемый, биогаз, который на 2 состоит из метана. Он распространяется по земле горизонтально, попадая в подвалы зданий, накапливаясь там, взрываясь при зажигании. Официально зарегистрировано более 20 взрывов.

– Просадка грунта.

При гниении продуктов постепенно происходит просадка грунта, в образовавшемся углублении скапливается вода, и участок постепенно превращается в болото.

Работа с ресурсами Интернет: требования к современным свалкам и захоронениям.

Вывод: Свалки и захоронения не являются путем решения ликвидации твердых бытовых отходов. Нужны другие пути.

4. Рециклизация – вторичная переработка отходов.

Рециклизация – это молодая, но перспективная отрасль, занимающаяся переработкой мусора.

Проблемы повсеместного внедрения рециклизации:

  1. СОРТИРОВКА: мы привыкли выбрасывать все отходы в один контейнер и ликвидировать их как единое целое. Что бы ликвидировать эту массу мусора ее следует сортировать либо дома, либо уже после сбора.
  2. ОТСУТСТВИЕ СТАНДАРТОВ: сортировка затруднена отсутствием стандартов, т.к. в составе сходных или даже в одних и тех же продуктов могут быть разные типы бумаги или пластмассы.
  3. ПЕРЕРАБОТКА: должны существовать фирмы,
  4. заинтересованные в получении собранных материалов и переработке их в пользующиеся спросом товары.
  5. МАРКЕТИНГ. Необходим потребительский или промышленный рынок для покупки продукции, изготовленной из вторичного сырья.

Но препятствия не могут служить причиной для бездействия, наоборот их следует использовать как стимул для творчества.

Итак:

ПУТИ РЕШЕНИЯ:

1. Установка контейнеров с кодовым цветом, либо сортировка его на специальных установках.

Практическая работа “Сортировка мусора”:

Цель: привить навык сортировки отходов.

Дети должны рассортировать по контейнерам с кодовым цветом предложенные отходы.

  • белый – для бумаги
  • голубой – пищевые отходы
  • красный – металлы
  • зеленый – пластмассы
  • желтый – стекло
  • фиолетовый – дерево

2. Применение новых технологий: (на примере рассортированных отходов)

а) макулатура превращается в бумажную массу (пульпа), из которой получают бумажную продукцию;

б) стекло дробят, плавят и делают новую тару или используют вместо гравия при производстве бетона и асфальта;

в) пластмассу переплавляют и изготовляют “синтетическую древесину”;

г) металлы плавят и перерабатывают в различные детали. Получение алюминия из лома позволяет сэкономить до 90% электроэнергии, необходимой для выплавки его из руды;

д) пищевые продукты и садовый мусор компостируют и получают органическое удобрение;

е) источник энергии (электростанции на мусоре, но обязательно наличие электрофильтров).

Кроме этого предложены и внедряются сотни других промышленных методов.

Вывод. Для дальнейшей переработки отходов нужна их сортировка, которую должны организовать муниципальные службы, при участии местного населения, которым являемся и мы с вами.

Рефлексия.

Что можете сделать вы, чтобы отходов стало меньше: (закончите предложения):

  1. Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов из… (переработанной макулатуры).
  2. Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… (использовать много раз, сдать в магазин).
  3. Не покупай больше, чем (может понадобиться тебе).
  4. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую… (можно сдать).
  5. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы ... (ее выбрасывать).

Домашнее задание:

  1. Сделать обзор литературы и сообщить о других методах применения твердых бытовых отходов.
  2. Составить план обращения к местным жителям, для организации раздельного сбора мусора.
  3. Изготовить листовку на тему “ Земля – не свалка!”
Читать еще:


Новые материалы:

Изобретения. Информационные технологии на уроках английского языка :: Методическое пособие по английскому языку "Лингвистические особенности перевода кинофильмов с английского языка на русский" :: Экологические проблемы Новомосковска: с фотокамерой по городу :: Урок английского языка по внеклассной работе для учащихся 9–11-х классов "Computer Studies at the English Lesson" :: Методика формирования навыков статистической работы учащихся на уроках немецкого языка по теме с использованием ИКТ :: Я, Клод Моне ( I, Claude Monet ), 2017 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Полутораспальные / Cleo / Комплект полутораспальный 289-SP ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD