Экологический проект "Сохраним Битюг – красу Земли" : Экология

I. Введение

В селе Садовое протекает река Битюг. На протяжении многих лет река радует садовчан и приехавших с северных районов отдыхающих. Как сохранить реку и ее побережье чистыми? Это важнейшая проблема, которую взялись решить учащиеся Садовской школы № 2. Учащиеся четвертый год проводят экологический мониторинг окружающей среды окрестностей села Садовое, в том числе и участка реки Битюг в пределах села. Данные исследований, которые проводились учащимися в 2005-2007 годах, в рамках проектов "Мы дети Прибитюжья" и "Терем - теремок экологическая площадка", были представлены на областных экологических конференциях. Результаты исследований говорили о том, что вода в реке чистая, экологическое состояние водного биогеоценоза относительно стабильное.

Но с июля 2007 года экологической группой учащихся была зафиксирована нехарактерная для сезона гибель высшей растительности в районе зоны отдыха. А в январе по областному телевидению передали информацию о повышении загрязнения воды в реке. Такая же информация была опубликована в областных и районных газетах. Учащиеся нашей школы связались с районной санэпидемстанцией, где получили подтверждения о повышении загрязнения воды в Битюге. Перед учащимися встала актуальная задача, для решения которой, мы разработали данный проект "Сохраним Битюг - красу Земли".

  • Цель этого проекта сохранить взятый под контроль участок в экологически чистом состоянии.
  • Для реализации данного проекта нужно было решить следующие задачи:
  • Провести комплексный мониторинг состояния воды в реке;
  • Установить истинные источники загрязнения р. Битюг;
  • Предложить эффективные методы по сохранению реки в чистом состоянии.
  • Провести ряд практических мероприятий по реализации проекта.

Реализация данного проекта предусматривает 1 год и требует привлечения партнеров: администрации сахарного завода "Садовский", администрации сельхозартели имени Ленина (с. Садовое), администрации Садовского сельского поселения, районная СЭС, редакции газеты "Аннинские вести"

II. Методика исследования. Мониторинг состояния воды в реке Битюг

1. В различное время года определяли степень загрязнения водоема по внешнему виду.

а) Определение степени прозрачности воды по ее способности пропускать видимый цвет.

б) Определение цветности воды в водоеме.

В пробирку из бесцветного стекла наливали 8 - 10 мг исследуемой воды и сравнивали с аналогичными столбиками дистиллированной воды. Цветность выражали в градусах, используя таблицу

Окрашивание с боку Окрашивание сверху Цветность
Бледно-желтоватое Слабо-желтоватое  
Бледно- жёлтое Интенсивно жёлтое  
Жёлтое Зеленоватое  
Зеленоватое    

2. Определение активной реакции воды в разное время года.

Исследования проводили в различных местах забора воды с помощью универсального индикатора. Результаты занесли в таблицу.

3. Определение уровня загрязнения водоема по беспозвоночным зооиндикаторам.

В водоемах с различным уровнем загрязнения обитают качественно отличающиеся друг от друга группы беспозвоночных животных. Выделяются три такие группы:

- личинки поденок, веснянок, веслокрылок, ручейников, двустворчатых моллюсков (перловица, беззубка)

- бокоплав, катушки, личинки стрекоз, комара, долгоножки.

- пиявки, мокрицы, водяной ослик.

Изучали участки водоема в районе экоплощадки. Делали подсчеты живых организмов, подводили результаты.

4. Определение состояния водоема по видовому составу активного ила.

В несколько пробирок брали пробы воды у поверхности ила и рассматривали их под микроскопом (без покровного стекла). Исследовали воду на наличие в ней одноклеточных животных. По наличию тех или иных простейших судили о состоянии воды. Результаты занесли в таблицу

5. Определение токсичности воды с помощью рыб.

Провели исследования отловленной рыбы. Исследовали внешний вид жабр, цвет кожи, состояние плавников.

В токсичной среде жабры изменяют окраску на почти белую, забиваются слизью, глаза выпячиваются, в области плавников появляются кровоизлияния.

6. Определение загрязненности воды по растению - индикатору.

В качестве индикатора брали горох посевной, так как это растение способно поглощать ионы тяжелых металлов из почв. Одни семена поливали дистиллированной водой с микро и макроэлементами. Другие водой из водоема. В качестве субстрата использовали опилки.

Проростки выращивали и сравнивали длину побегов, корней, массу. Данные и результаты занесли в таблицу, сделали выводы.

Исследование почвы.

1. На содержание в ней нитратов.

Первый способ.

В пробирку поместили немного почвенной вытяжки и добавили в неё 5 - 10 капель гидроксида натрия, 30 мл цинковой пыли. Выделяющийся аммиак обнаруживают по покраснению фенолфталеиновой или покраснению красной лакмусовой бумаг, смоченных дистиллированной водой и внесенных в пары.

Второй способ.

В пробирку помещаем несколько капель испытуемого раствора и кристаллик сульфата железа (II) величиной с булавочную головку, после чего медленно приливаем по стенке пробирки 1 - 2 капли концентрированной серной кислоты так, чтобы образовалось 2 слоя жидкости. Появление бурого кольца на границе раздела двух слоев жидкости свидетельствует о наличии нитратов в почве.

2. Исследования почвы на содержание в ней остатков нефтепродуктов.

Пробы брались в местах стоянки большого количества транспорта на побережье реки. Была получена почвенная вытяжка, которую помещали в ёмкость с диаметром поверхности 10 см, наличие, или отсутствие четко-выраженной плёнки синевато фиолетового оттенка, свидетельствовало о наличии в поверхностных слоях почвы нефтепродуктов. Степень содержания нефтепродуктов выражали в %. Площадь всей поверхности ёмкости делили на площадь покрытую плёнкой.

3. Исследования по выявлению наиболее загрязнённых территорий бытовым мусором, а также выявление природных отстойников, проводились в форме экологических экскурсий.

В ходе экскурсий проводились измерения, позволяющие определить возможность зарегулирования поверхностных сточных вод в озеро старицу. Исследовалась глубина и площадь озерной котловины, с целью выявления её объёма и возможности переброса некоторого количества сточных поверхностных вод в озеро.

III. Механизмы и этапы реализации проекта

В соответствии с выше обозначенной проблемой, учащиеся экологической группы, созданной на базе экспериментально - исследовательской площадки нашей школы, была разработана программа действий, которая включает следующие мероприятия:

1. Выявление источников загрязнения воды в реке Битюг.

Для этого использовались описания в разделе I методика.

Экологической группой были проведены экскурсии, задачи которых описаны в разделе I.

Учащимся удалось установить районы побережья реки, в наибольшей степени загрязнённые бытовым мусором. Такими районами оказались участки двух зон отдыха с. Садовое. Это пляжи " Косица" и " Коровий пляж "

Были установлены районы массового попадания поверхностных сточных вод в реку Битюг. Исследования показали, что в наибольшем количестве талые воды сбрасываются в реку в следующих районах: это граница земельных угодий сельхоз артелей села Садовое и Бродовое, район в пятистах метрах от Садовского Сахарного завода, районы пляжей с.Садовое "Косица" и "Коровий пляж"

Проведены исследования состава сточных вод на содержание в них нитратов, нефтепродуктов, определена рН сточных вод.

Результаты исследования поверхностных сточных вод показали, что кислотность повышена в районе сахарного завода и на границе земельных угодий сёл Бродовое и Садовое, здесь же обнаружено присутствие нитратов. Содержание нефтепродуктов в сточных водах обнаружено в районе выше обозначенных пляжей.

2. Установление причины загрязнения сточных вод на обозначенных территориях.

Учащиеся провели следующие исследования: Была установлена зависимость между характером загрязнения сточных вод и антропогенным влиянием на природу. Повышенное содержание нитратов в сточных водах, связано с попаданиями в воду большого количества удобрением и ядохимикатов с полей с/х. Содержание нефтепродуктов и повышенное содержание органики, увеличение рН среды, связано с чрезмерным загрязнением территории бытовым мусором, на пути сточных вод обнаружены свалки. Также в районе этих участков отмечено повышенное скопление транспорта в летний сезон. На местах стояния автомобилей обнаружены крупные пятна горюче смазочных материалов.

Установлено влияние загрязнения нефтепродуктами прибрежных участков почвы на водный биогеоценоз.

Район взятия пробы содержание нефтепродуктов Влияние на водный биогеоценоз
№ 1.Район Сахарного завода 10% Изменений не отмечено
№2.Граница угодий с\х. 0%  
№3. Район пляжа "Косица" 37% Гибель личинок насекомых, мальков рыб, незначительное увядание водной растительности. гибель беспозвоночных.
№4 Район пляжа "Коровий пляж" 30% Гибель личинок насекомых. Гибель беспозвоночных

На участке 1 выявлена зависимость резкого повышения кислотности воды от работы Сахарного завода. Данные подтверждены экспертным заключением СЭС, которая зафиксировала попадание отработанных на заводе загрязнённых вод в реку, что связано с прорывом трубы, транспортирующей сточные промышленные воды в существующие отстойники.

3. Комплексный мониторинг воды в реке.

Изучение состояния воды в реке в местах попадания сточных вод.

Пробы взяты в районах массового поступления талых сточных вод в реку, данные исследования проводились по методике описанной в разделе.I

№ участка реки, где была взята проба прозрачность окрашивание сверху цветность в %
№ 1 Район Сахарного завода 90% Желтоватое 40%
№2 Граница с\х угодий. 80% Желтоватое 40%
№3 Район пляжа "Косица" 70% слабо желтоватое 20%
№4 Район пляжа "Коровий пляж" 70% слабо желтоватое 20%

Результаты исследований, приведённые в таблице, показывают, что наиболее загрязнённая вода поступает в реку в районе участков 3и 4.

Исследование воды в реке на степень и характер загрязнения.

№ участка реки, где была взята проба по наличию беспозвоночных по состоянию активного ила по состоянию плавников и жабер рыб
№ 1 Район Сахарного завода бокоплав, катушки, личинки стрекоз, комара, долгоножки сувойки, коловратки, бактерии в виде хлопий У некоторых рыб более светлого цвета, чем обычно жабры
№2 Граница земельных угодий сёл Садовое и Бродовое бокоплав, катушки, личинки стрекоз, комара, долгоножки встречаются инфузории и амёбы изменений нет
№3 Район пляжа "Косица" бокоплав, катушки, личинки стрекоз, комара, долгоножки, встречаются пиявки и водяные ослики встречаются инфузории и амёбы. изменений нет
№4 Район пляжа "Коровий пляж" бокоплав, катушки, личинки стрекоз, комара, долгоножки сувойки, коловратки, бактерии в виде хлопий изменений нет

В результате исследований воды на обозначенных участках, выявлено, что вода в этих районах средней загрязнённости. На участке №1 отмечены изменения состояния жаберных лепестков, что свидетельствует о содержании в воде небольшого количества токсических веществ. На участках №2 и №4 отмечено повышенное загрязнение воды.

Исследования воды в реке на загрязнение по растению индикатору.

Результаты, приведённые в таблице, подтверждают, что вода в реке имеет среднюю степень загрязнения. Отрицательно повлияла на рост и развитие растения вода, с участков № 1, № 2 и №3.

№ участка реки, где была взята проба Всхожесть в % Длина побегов Длина корня
№ 1 Район Сахарного завода 40% 12 см 8 см
№2 Граница земельных угодий 70 см 18 см 10 см
№3 "Косица" 50% 15 см 10 см
№4 "Коровий пляж" 50% 15% 10 см

4. Работа по обнаружению природных отстойников и изучение возможности зарегулирования поверхностного стока в эти отстойники.

В результате экскурсии учащиеся обнаружили недалеко от реки её старое русло, наполовину заполненное водой. Сезонные наблюдения показали, что озерко старица наполняется водой до половины котлована в период половодья и летних дождей. То есть старица "питается" в основном поверхностными сточными водами, состояние которых описано выше.

Экологическая группа провела следующие исследования: были исследованы пробы воды в старице в местах поступления сточных вод, проведено исследование воды в центральной части старицы, взяты пробы воды, вытекающей из старицы в реку. Установлена закономерность понижения количества загрязнения воды в озере-старице, от района поступления в неё сточных вод до места поступления воды из старицы в реку Битюг. Анализируя полученный результат, учащиеся пришли к выводу, что данное озерко-старица является природным отстойником. Экологическая группа поставила перед собой задачу: изучить возможность зарегулирования поверхностного стока в данный природный отстойник. Учащиеся определили, что котловина озера заполняется водой в момент половодья только на 40%. А количество сточных вод, поступающих напрямую в реку Битюг от общего объёма стока, составляет примерно 50%.

Вывод: котловина озера позволяет вместить все сточные воды, которые не попадают в неё естественным путём, а уходят прямо в Битюг, по разработанным руслам, недалеко от старицы. Что и является главной причиной загрязнения.

5. Работа по зарегулированию стока.

Учащиеся провели измерения, которые показали, что "Искусственные русла" должны будут иметь протяжённость всего от 20 до 100 метров и глубину 15-30см. Такую работу целесообразно провести в исследуемых районах №2 и №4. На участке №4, определённый учащимися объём работ, позволяет зарегулировать поверхностный сток в озеро старицу собственными силами.

Учащимися был прорыт отводной канал глубиной 25см, протяжённостью 48метров. Работы согласованы с администрацией сельского поселения.

На участке №2 такая работа требует привлечение техники, так как протяжённость отводного канала составляет около 100 метров. Редакция экологической группы направила ходатайство в сельхоз артель им Ленина с просьбой в оказании помощи по реализации данного плана.

IV. Заключение

В процессе реализации целей и задач проекта была проделана следующая работа:

O Выявлены источники загрязнения воды в реке Битюг.

Исследования состояния воды; в реке, сточных водах, поступающих в реку, территорий сбора сточных вод, показали, что такими источниками являются поверхностные сточные воды, которые попадают в реку в период таяния снегов и выпадения дождей. Наибольшее количество загрязнителей -70 % приходится на органические остатки, повышающие уровень кислотности воды, остатки нефтепродуктов, нитраты и другие вещества, поступающие с полей.

В местах попадания в реку загрязнённых сточных вод повышена кислотность, обнаружено незначительное количество токсических веществ в районе сахарного завода. Понижена прозрачность воды, повышена её цветность на всех исследуемых участках.

Была установлена зависимость между характером загрязнения сточных вод и антропогенным влиянием на природу. Повышенное содержание нитратов в сточных водах участках №2, связано с попаданиями в воду большого количества удобрением и ядохимикатов с полей с/х.

Содержание нефтепродуктов и повышенное содержание органики, увеличение рН среды на участках 3 и 4, связано с чрезмерным загрязнением территории бытовым мусором, на пути сточных вод обнаружены свалки. Также в районе этих участков отмечено повышенное скопление транспорта в летний сезон. На местах стояния автомобилей обнаружены крупные пятна горюче смазочных материалов.

O проведены практические мероприятия по ликвидации источников загрязнения.

1. Расчищены от бытового мусора: районы сбора сточных вод, по улице Набережная, побережье реки в районе пляжей "Косица" и "Коровий"

2. На берегу реки отведены и оборудованы места для сбора мусора.

3. Направлено ходатайство в сельскую администрацию по оказанию помощи по вывозу собравшегося мусора.

4. На побережье реки установлены таблички "Стоянка автомобилей на расстоянии 200 метров от русла - запрещена. Направлено ходатайство в сельскую администрацию по оказанию помощи в реализации этого правил.

5. Проведено исследование озера - старицы, вода из которого попадает в р. Битюг. Выявлен тип и режим питания озера, изучено состояние воды.

Установлено, что озеро питают поверхностные, талые и дождевые сточные воды. Вода при выходе из озера на 70% чище поступающих в озеро сточных вод. Был сделан вывод, что озеро выполняет функцию природного отстойника.

6. Проделана работа по зарегулированию стока талых и дождевых вод.

Проделано искусственное русло, расстоянием 48 метров. Это позволило направить как можно большее количество поверхностного стока в озеро.

7. Направлено ходатайство в администрацию сельхоз артели имени Ленина по оказанию помощи в создании искусственного русла для сточных вод. Мы считаем, что данное мероприятие необходимо провести на исследуемом нами участке №2. Мы считаем, что это мероприятие будет иметь большую практическую значимость так, как загрязнённая вода с полей будет попадать не сразу в реку. Она будет очищаться в открытом нами природном отстойнике.

8. В районную газету "Аннинские вести" направлена для публикации статья "Сохраним реку чистой".

V. Список литературы

1. Т.А Попова "Экология в школе. Мониторинг окружающей среды".

2. Методический журнал "Биология в школе" №1 2006.

Читать еще:


Новые материалы:

Закрылся крупнейший в мире автобусный завод :: Мужчины и женщины по-разному переносят грипп :: Фестиваль научной книги на ВДНХ :: «Звездные войны», Soft Power и цветовое кодирование :: Роль личности педагога в формировании духовно-нравственных ориентиров обучающихся :: Приключения Паддингтона 2 ( Paddington 2 ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Для дачи/Мебель для дома/Мебель для сидения/Табуреты / DG-Home / Табурет James Stool Model C DG-F-TAB40-3 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD